http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/issue/feed Научные проблемы водного транспорта 2025-12-22T06:03:19+00:00 Раева raeva.oa@yandex.ru Open Journal Systems Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/609 Канатная дорога (переправа) на мускульной тяге: Экспериментальная модель 2025-12-19T07:18:53+00:00 Ирина Юрьевна Гордлеева vishkind@rambler.ru Никита Михайлович Прокопенко nikoprk@yandex.ru <p>Предлагается совершенно новый экономичный тип канатной дороги на малых расстояниях (до 300 м), функционирующий с помощью мышечных усилий человека. Приведены обоснования для разработки канатной дороги на мускульной тяге. Рассмотрены области применения данной системы канатных дорог как транспортное средство, переправа через реки в отдаленных местностях, переправа в областях со сложным рельефом, а так же, как аттракцион для туристов в черте города. Проанализированы вариации исполнения нескольких типов канатных дорог на мускульной тяге: линейные, кольцевые, сложные системы из нескольких линий. Предложены возможные места для создания пробных установок на коротких переправах в городе Нижний Новгород. Разработан механизм перемещения кабины по неподвижному тросу, энергию движения которой сообщают непосредственно пассажиры изнутри кабины. Приведены расчеты механических характеристик с учетом среднестатистических возможностей пассажиров и разным количеством пассивных и активных пассажиров, представлены преимущества данной канатной дороги перед традиционными по множеству показателей. Разработан малогабаритный макет кабины для проведения экспериментов по работе канатной дороги. Представлены результаты первичных экспериментов по работе модели канатной дороги, а также приведено сравнение экспериментальных данных с теоретическими расчётами.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/660 Особенности классификации хаусботов, обеспечения их безопасности и эксплуатационных качеств 2025-12-19T07:18:53+00:00 Альберт Георгиевич Назаров anmarineconsulting@ya.ru Андрей Сергеевич Пентегов ap.anmarineconsulting@ya.ru Сергей Александрович Королев s_a_korolev@mail.ru <p>В статье рассмотрены проблемы проектирования хаусботов, существующие определения хаусботов, предложено определение для нормативов РФ. Классифицированы типы хаусботов согласно их особенностям конструкции и использования. Проанализированы существующие нормативные документы, предназначенные специально для плавсредств этого типа. Выполнен анализ требований к остойчивости и непотопляемости, прочности понтонов. Разобраны типы платформ и особенности гидродинамики понтонов хаусботов. Приведены рекомендации авторов к совершенствованию отечественной нормативной базы.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/614 Оценка структурных изменений основного металла валов, восстанавливаемых многократной наплавкой 2025-12-19T07:18:54+00:00 Владимир Митрофанович Родюшкин vlkn2005@yandex.ru Андрей Борисович Корнев kornev.ab@vsuwt.ru Евгений Александрович Давыдов davydov.ea@vsuwt.ru Кирилл Олегович Каразанов karazanov.kirill@mail.ru <p>Восстановление геометрических размеров изношенных деталей в ряде случаев осуществляется путем многократной наплавки. В этом процессе возможно изменение структурного состояния металла под наплавленным слоем. Такие изменения могут свидетельствовать об ослаблении несущей способности основного металла. В статье разрабатывается технология контроля материала деталей типа «вал» с целью поиска критерия допустимого количества ремонтов детали путем наплавки.</p> <p>На специально подготовленных образцах с различным количеством наплавок проведен металлографический анализ. Результат свидетельствует о стабильности структуры и свойств металла под наплавкой вне зависимости от числа наплавленных слоев. Ультразвуковой метод велосиметрии с использованием прецизионной аппаратуры измерения скорости упругих продольных волн подтвердил полученные выводы. Микронарушений структуры основного металла вала в пределах чувствительности прибора не выявлено. Возможности серийно выпускаемого дефектоскопа позволяют реализовать методику контроля качества восстановления вала многократной наплавкой, что продемонстрировано при помощи УСД-50.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/661 Текущее состояние, проблемы и перспективы применения промышленных роботов в сборочно-сварочных цехах отечественных верфей 2025-12-19T07:18:54+00:00 Ольга Анатольевна Щеголева shh151@mail.ru <p>Российское судостроение стоит перед лицом системного кризиса, вызванного высокой трудоёмкостью, «кадровым голодом» и низкой эффективностью. Данная статья проводит комплексный анализ потенциала глубокой роботизации как средства преодоления ключевого противоречия: необходимости роста производительности в условиях мелкосерийного производства, где неприменимы стандартные решения из массового машиностроения. На основе анализа текущего состояния (уровень роботизации оценивается в 5-10%) и изучения успешных мировых кейсов (Hyundai, Meyer Werft) в статье выявлены технологические, экономические и кадровые барьеры. В качестве стратегического решения предлагается не фрагментарная замена оборудования, а системная трансформация на основе создания интегрированных робототехнических комплексов, неразрывно связанных с цифровыми двойниками. Определены ключевые направления роботизации сборочно-сварочного производства верфей и сформулирована комплексная дорожная карта. Её реализация позволит совершить качественный скачок: повысить производительность на 40-60%, значительно снизить брак и затраты на материалы, что в конечном счёте обеспечит выход на новый уровень глобальной конкурентоспособности отечественного судостроения.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/618 Обоснование геометрических параметров рабочего колеса грунтового насоса 2025-12-19T07:18:55+00:00 Сергей Герасимович Яковлев yack17@yandex.ru <p>Использование осевого насоса в качестве подпорного в грунтонасосном комплексе землесоса целесообразно и эффективно, и в качестве рабочего органа используют различные рабочие колеса, в том числе и профилированные. Опыт применения осевого насоса с профилированными лопастями показывает, что на начальном этапе эксплуатации обеспечивается высокий к.п.д., который в дальнейшем имеет тенденцию к резкому снижению вследствие неизбежного их износа. Предлагаемое шнековое рабочее колесо постоянного шага имеет упрощенную геометрию, технологично при изготовлении и, что важно, ремонте и при более низком к.п.д. может сохранять свое значение на длительный период работы. Испытания моделей таких насосов позволили построить их характеристики, но для получения оптимального значения к.п.д. и напора на требуемой подаче необходимо проанализировать конкурирующие факторы и определить их значения. К таким факторам, влияющим на параметр оптимизации, относятся диаметры рабочего колеса и втулки, углы установки лопасти, густота решетки на различных радиусах рабочего колеса.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/662 Характеристики судовой активной турбинной ступени приводящей вспомогательные механизмы рабочими колесами встречного вращения 2025-12-22T06:01:23+00:00 Вячеслав Леонтьевич Конюков seykgmtu@mail.ru <p>В работе рассмотрены актуальные проблемы повышения эффективности турбинных приводов судовых вспомогательных механизмов. Замена ряда индивидуальных турбинных приводов судовых механизмов на парный привод, механически не связанными рабочими колесами встречного вращения позволит повысить эксплуатационную эффективность судна. В процессе исследований получены основные геометрические, режимные, мощностные и моментные параметры в зависимости от скоростной характеристики для активной турбинной ступени с рабочими колесами встречного вращения.</p> <p>Установлено, что для исследованного диапазона скоростной характеристики изменение угла выхода из первой рабочей решетки не превышает 10 град., в то время как для второй рабочей решетки с повышением скоростной характеристики имело место резкое увеличение угла выхода. Выбор выходных углов потока из рабочих решеток проводился на основании высокой экономичности и соотношений мощностей рабочих колес, расширяющих мощностной ряд двух вспомогательных механизмов, приводимых одной турбинной ступенью. В процессе исследований установлено, что с уменьшением скоростной характеристики разность между мощностями рабочих колес снижается. Анализ моментных характеристик показал, что второе рабочее колесо обладает большей склонностью к саморегулированию, то есть к поддержанию частоты вращения при изменении нагрузки на ротор. Полученные мощностные и моментные эксплуатационные показатели могут служить основанием для подбора вспомогательных механизмов приводимых рабочими колесами встречного вращения при проектировании морских судов и их энергетических установок.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/654 Математическое моделирование подачи газовоздушной смеси в дизельный двигатель при использовании газового устройства 2025-12-22T06:02:09+00:00 Николай Александрович Лаптев laptevlna@gmail.com Юрий Иванович Матвеев matveeveseu@mail.ru Михаил Юрьевич Храмов m.u.hramov@yandex.ru <p>Судовой дизельный двигатель представляет собой сложную энергетическую установку, для эксплуатации которой необходимы различные системы (воздушная, охлаждения, смазывания, топливная, газораспределения и др.). Для нормальной эксплуатации, судовые дизельные двигатели должны обладать высоким показателем надёжности и эффективностью использования мощности. Однако в последние годы перед учёными, проектировщиками и инженерами&nbsp; ставится новая задача, которая заключается в контроле и снижении вредных выбросов продуктов сгорания. Данные задачи поставлены в первую очередь из-за принятия более строгих экологических норм международными ассоциациями. Главной особенностью решения данной задачи является сохранность околономинальных уровней: эффективности, удельной мощности, надежности и стоимости жизненного цикла судового дизеля. Для перевода дизельного двигателя на смесевые топлива необходимо выполнить ряд модернизационных мероприятий, которые подтверждены теоретическими расчётами и научными исследованиями. В данной статье &nbsp;приводится математическое описание движения газововоздушной смеси, через устройство для раздельной подачи газов, в судовые малоразмерные &nbsp;дизельные двигатели без наддува при работе на комбинированном топливе (дизельное – газовое топлива). Отдельно представлена математическая формализация задачи движения газов в цилиндр двигателя через газовое устройство.</p> <p>Материал разработан в рамках работы по государственному заданию по сознанию информационно-технологической платформы&nbsp;«Флот-Сервис-Судоремонт».</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/655 Инновации и трудовые отношения на водном транспорте: на примере зарубежного и отечественного опыта 2025-12-19T07:18:57+00:00 Рената Ивановна Каравашкина ren3004@mail.ru Юлия Романовна Гуро-Фролова business_box_2@mail.ru Олег Олегович Бодров bodrov.knn@ya.ru <p>Рыночные условия ставят перед любыми экономическими системами в качестве первоочередной задачи обеспечение конкурентоспособности. В связи с этим такая экономическая система как отрасль водного транспорта - не является исключением. Специфика транспорта в целом такова, что без обеспечения его эффективной работы невозможна эффективная деятельность всей национальной экономики. В экономической системе любого уровня развития важнейшую роль играют кадры, от результативной работы которых в свою очередь зависит эффективность производственно-хозяйственной деятельности в целом. В связи с этим условия, способные повысить результативность работы кадров, должны быть реализованы в деятельности экономических субъектов в самые кратчайшие сроки. Кроме того, вопросы регулирования трудовой деятельности представляют собой краеугольный вопрос в международном экономическом сообществе. К наиболее актуальным в настоящее время относят условия, способные обеспечить оптимальную реструктуризацию трудовых отношений в отрасли, а также условия, стимулирующие поиск технологических, организационных и регуляторных инновационных решений. По мере инновационного развития транспортной отрасли за рубежом и в России структура трудовых отношений и организация труда подвергается изменениям. В работе сделан акцент на взаимосвязь инновационных инициатив и решений с трудовыми отношениями и организацией труда на водном транспорте на примере международного опыта и сравнении его с отечественными реалиями и перспективами. В рамках анализа зарубежного опыта авторы делают акцент на эффективности поэтапного внедрения инновационных инициатив. Подчеркиваются преимущества систем, основанных на принципах сотрудничества в рамках трудовых отношений.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/658 Имитационное моделирование процесса организации Северного завоза в нотации BPMN 2.0 системы «Bizagi Modeler» 2025-12-22T06:02:48+00:00 Юлия Сергеевна Китаева yuli-sergevna@mail.ru Александр Викторович Кириченко kirichenkoav@gumrf.ru <p>С вступлением в силу Федерального закона от 01.04.2024 № 411-ФЗ «О северном завозе» был разработан и утвержден ряд нормативных правовых актов, направленных на обеспечение регулярной и бесперебойной организации Северного завоза, сокращение сроков и стоимости доставки [1]. В связи с принятием новых законодательных инициатив, возникает необходимость в детальной проработке взаимодействия участников Северного завоза, требующего тесного взаимодействия Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, региональных министерств и ведомств, и представителей бизнес-сообщества. Делегирование полномочий позволит конкретнее определить роль и ответственность каждого исполнителя, предупредит дублирование действий, и обеспечит непрерывное обновление информации о ходе выполнения поставленных задач и возникающих проблем [1].</p> <p>В статье приводится описание методики компьютерного моделирования организации Северного завоза в России на примере Красноярского края, которое включает построение структурной модели в нотации моделирования бизнес-процессов BPMN 2.0 (Business Process Model and Notation) системы «Bizagi Modeler», позволяющей моделировать процесс межорганизационного взаимодействия с возможностью проанализировать узкие места при взаимодействии Федеральных и региональных органов власти. Дополнительно рассматривается организация Северного завоза в США (Штат Аляска) и в северных провинциях Канады, Финляндии и Норвегии.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/648 Налогообложение НДС при организации скоростных пассажирских перевозок в рамках реализации проекта «Речные магистрали» 2025-12-19T07:18:58+00:00 Вера Владимировна Крайнова krainova.vv@vsuwt.ru <p>Реализация проекта «Речные магистрали» выявила ряд проблемных вопросов по различным аспектам налогообложения НДС при организации скоростных пассажирских перевозок. Важнейшим вопросом при субсидировании скоростных социально-значимых пассажирских линий является вопрос налогообложения НДС бюджетных средств. В настоящее время правила исчисления налоговой базы по НДС не имеют единого регламента и определяются дифференциацией режимов предоставления бюджетных средств налогоплательщикам и видами субсидий: на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по скоростным перевозкам либо на&nbsp;возмещение недополученных доходов. Автором систематизирован порядок налогообложения субсидий и возможность возмещения «входного» НДС с учетом различных условий субсидирования. Кроме того, проведенный автором анализ условий налогообложения НДС услуг по перевозке пассажиров другими видами транспорта показал, что налоговые преференции делают их тарифы более привлекательными для пассажиров, что негативно влияет на конкурентоспособность и развитие пассажирского внутреннего водного транспорта, в том числе скоростного. Автором предложено введение налоговой льготы для скоростного пассажирского флота путем внесения изменений&nbsp; в статью 164 &nbsp;НК РФ в части установления нулевой ставки НДС для речных пассажирских перевозок на скоростных судах, что обеспечит сбалансированный социальный тариф, &nbsp;будет способствовать сокращению господдержки, придаст дополнительный импульс развитию скоростных речных перевозок.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/649 Демографический кризис в России и его влияние на экономическую безопасность 2025-12-19T07:18:59+00:00 Ирина Юрьевна Кудрявцева irina_yurievna_kudryavtseva@mail.ru <p>Конкурентоспособность страны определяется экономическими и социальными факторами, которые позволяют усилить позиции государства в мировой экономике. Существенное влияние на конкурентоспособность государства оказывает человеческий капитал, который определяет не только объемы производства и потребления, но и оказывает влияние на развитие научно-технологического прогресса и реализацию инновационных проектов. На развитие человеческого капитала воздействует целый комплекс факторов: экономические, социальные, производственные, экологические, институциональные и демографические. Все перечисленные факторы являются источниками угроз для экономической безопасности каждого экономического субъекта и страны в целом. Особое внимание следует обратить на демографические факторы, которые затрагивают все функциональные направления экономической безопасности, и оказывают на нее значительное влияние. В статье проанализирована современная демографическая обстановка в стране, рассмотрены основные демографические проблемы, которые выступают источниками угроз для системы экономической безопасности, и обозначены основные направления улучшения демографической ситуации.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/659 Перспективы развития международного круизного туризма в условиях глобальных вызовов 2025-12-19T07:18:59+00:00 Алексей Сергеевич Левизов levizov@yandex.ru Ринат Рустамович Измайлов exams_100_ballov@vk.com <p>В статье систематизированы основные тенденции развития международного круизного туризма в настоящее время. Приведены данные по численности пассажиров круизных судов, объёме и структуре рынка в стоимостном выражении, динамике увеличения продаж. Отмечена возрастающая роль социальных сетей как драйвера развития круизного бизнеса. Обсуждается специфика востребованности круизного турпродукта среди представителей разных возрастных групп. Потенциал и перспективность круизного туризма авторы обосновывают возможностями его задействования в масштабных спортивных мероприятиях глобального уровня, а также удобством использования в путешествиях к новым туристским локациям. Авторами выделены также специфические ограничения, способные негативно повлиять на темпы роста международной круизной отрасли, среди которых высокие затраты и затруднённая конкуренция, а также сильная зависимость от уровня покупательской способности клиентов. Отмечены негативные последствия влияния на отрасль пандемии коронавирусной инфекции. Авторами сделан вывод о перспективности развития международного круизного бизнеса в рамках концепции устойчивого развития.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/650 Безбилетный проезд – угроза безопасности пригородному железнодорожному комплексу или обществу 2025-12-22T06:03:19+00:00 Жанна Юрьевна Пыжова pyzhova.zu@vsuwt.ru Павел Николаевич Пешехонов orb.pfo@mail.ru Рустам Мунирович Юсупов yusupov-06@mail.ru Анна Александровна Абросимова Ann-serova@mail.ru <p>В статье рассмотрено понятие безбилетный проезд, рассмотрена историческая справка, приведена аналитика безбилетного проезда и статистика травмирования на железнодорожном транспорте. Озвучена важность данного вопроса для общества и государства. Приведен опыт противодействия безбилетному проезду в некоторых зарубежных странах, рассмотрены их методы противодействия. Изучены комплексные исследования общественного мнения организациями WSV и ВЦИОМ, приведены результаты исследований и сравнительная аналитика среди безбилетных пассажиров. Отмечено, что данное антиобщественное деяние становится нормой поведения, что указывает на происходящие изменения в ценностях общества и ставит проблемные задачи пред институтами государства. Озвучено мнение и приведена классификация безбилетников со стороны перевозчиков, приведены нормы и правила законодательных документов. Рассмотрены правовые нормы и фактическая ситуация по противодействию безбилетному проезду на примере пригородного железнодорожного комплекса, обращено внимание на проблемные вопросы и пробелы в законодательстве. Обозначены сложности, возникающие при оформлении актов о безбилетном проезде со стороны перевозчика, определено недостаточность прав у уполномоченных лиц перевозчика и взаимодействия с сотрудниками полиции, а также некоторые вопросы, связанные со сложностью взимания штрафных санкций за безбилетный проезд по исполнительным листам. Приведено мнение авторов, что наказание за безбилетный проезд должно быть, и должно применяться в целях предупреждения совершения новых нарушений. Отражены вопросы связанные с правомерностью удаления безбилетного лица из поезда сотрудниками полиции и уполномоченными лицами перевозчика, некоторые возникающие сложности. Представлены предложения по применению мер к безбилетным лицам в рамках Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и возможности применения ст. 20.1. КоАП РФ «Мелкое хулиганство» в качестве административного воздействия. Авторами приводятся доводы о необходимости возобновления действия статьи «Безбилетный проезд» в КоАП РФ как деяния нарушающего нормы общественного поведения. Озвучивается необходимость проработки инструментария реализации полномочий и прав уполномоченных органов, и их взаимодействия в противодействии безбилетному проезду.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/656 Алгоритм разработки логистических агентов для динамического расчета маршрута, справочной системы предприятия и транзакций 2025-12-19T07:19:01+00:00 Михаил Владимирович Фирсов fimv@inbox.ru <p>Отрасли грузоперевозок, логистики и коммерческого транспорта постоянно внедряют значительное количество технологических инноваций, позволяющих повысить экономическую эффективность. Одно из направлений совершенствования бизнес-процессов в логистике – внедрение искусственного интеллекта и AI-агентов.&nbsp;Выявлены основные направления применения AI-агентов в логистике.&nbsp;Проанализирована технология работы AI-агентов.&nbsp;Предложен круг задач и алгоритмы разработки логистических агентов для расчета маршрута, справочной системы предприятия и транзакций. Акцент сделан на обеспечении минимальных затрат на выполнение запросов пользователей и увеличение скорости и адекватности ответов за счет параллельной обработки и применения алгоритмов фильтрации.&nbsp;Изучены подходы к обеспечению кибербезопасности внутренних баз предприятия при работе пользователей с AI-агентами, использующими запросы к внешним LLM моделям.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/663 Методика оценки эффективности логистических схем доставки проектных грузов с использованием водного транспорта 2025-12-19T07:19:01+00:00 Сергей Вячеславович Шевченко sergey.shevchenko93@inbox.ru Антон Александрович Шкурин sergey.shevchenko93@inbox.ru <p>Необходимость объективного анализа эффективности логистических схем доставки проектных грузов сегодня очевидна: усложнение транспортных процессов сопровождается ростом рисков, экологических ограничений и требований к устойчивости. При этом традиционные подходы, сосредоточенные на временных и стоимостных показателях, оказываются недостаточными, поскольку не охватывают весь спектр факторов, определяющих результативность подобных операций. Следовательно, актуальной задачей становится разработка методологической модели, способной объединять экономические, технологические и качественные параметры в единую оценочную систему. Предложенная методика основана на мультикритериальном анализе (MCDM) и сочетает инструменты AHP и TOPSIS. Такая комбинация позволяет структурировать экспертные суждения, нормализовать разнородные данные и вычислить интегральный индекс эффективности, отражающий комплексное состояние логистической схемы. В рамках исследования выделены пять ключевых групп критериев: экономические (TCO, TCE), временные (длительность и своевременность), рисковые (вероятность задержек и сбоев), инфраструктурные (соответствие маршрутов и технических условий) и экологические (уровень воздействия на окружающую среду). Интеграция количественных и качественных характеристик обеспечивает возможность сопоставления различных вариантов доставки. Наибольший вклад в итоговую оценку вносят экономические и временные параметры, что закономерно для проектной логистики; напротив, экологические и рисковые показатели проявляют компенсирующий эффект, сглаживая колебания общей эффективности. Практическая применимость методики заключается в том, что она позволяет формировать прозрачный механизм выбора оптимальной схемы доставки и может служить инструментом поддержки управленческих решений. Встраивание разработанной модели в цифровые системы управления цепями поставок делает возможным автоматизацию процедур оценки, повышение надежности и предсказуемости транспортных процессов. Таким образом, предложенный подход формирует основу для системного управления проектными перевозками, способствуя снижению затрат, минимизации рисков и устойчивому развитию логистической инфраструктуры.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/644 Концепция навигационного поля 2025-12-19T07:19:02+00:00 Сергей Владимирович Ермаков sv.ermakov@bgarf.ru Елена Вадимовна Мулина mulina409@gmail.com <p>Настоящая работа посвящена решению проблемы выбора траектории движения морского автономного надводного судна (МАНС) без участия человека. Кратко представлены и проанализированы результаты уже выполненных к настоящему времени научных работ, касающихся объекта исследования. Показано, что на текущий момент времени общепринятых, надёжных алгоритмов, методик, методов, обеспечивающих самостоятельную навигацию автономных судов, не существует, а соответствующий инструментарий пилотных проектов и концептов требует совершенствования, доработки и длительных испытаний (апробирования).</p> <p>Предлагается в основу инновационного метода выбора траектории движения автономным судном положить представленную в работе концепцию навигационного поля, которая при своём дальнейшем развитии может трансформироваться в полноценную теорию навигационного поля. На первом этапе обоснования концепции была сформирована её терминологическая основа, которая кроме термина «навигационное поле» включила и ряд других терминов с их определениями, а именно: навигационное пространство, навигационная среда, аварийный потенциал, напряжённость навигационного поля и пр. Далее обоснованы классификации навигационного поля по различным критериям, согласно которым поле может быть первичным или вторичным, глобальным, рейсовым или локальным, текущим или прогностическим. За полевую характеристику, описывающую навигационное поле, принят аварийный потенциал – скалярная величина, определяемая условиями плавания и характеристиками судна и показывающая, насколько опасно плавание судна в конкретной точке навигационного пространства в определённый момент времени. Обоснованная концепция навигационного поля позволяет следующим образом сформулировать общее правило выбора МАНС траектории движения: судно будет стремиться изменить курс таким образом, чтобы оказаться точке навигационного пространства, по отношению к которой уменьшение аварийного потенциала будет максимальным. В заключение поставлены задачи для дальнейшего исследования, итоговая цель которого – метод выбора морским автономным надводным судном траектории и скорости движения в различных условиях плавания.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/628 Ледовый паспорт речного ледокола: особые работы 2025-12-19T07:25:59+00:00 Василий Алексеевич Лобанов lobbas@mail.ru Вадим Иванович Тихонов vitnn12@mail.ru Юрий Николаевич Уртминцев yurtm@yandex.ru <p>Статья дополняет серию авторских публикаций с обзором опыта эксплуатации ледоколов проекта 1191 в ледовых условиях внутренних и прибрежных морских водных путей РФ. В настоящей работе выполнен анализ натурных данных в особых режимах работы исследуемых судов.</p> <p>Показано, что в «запредельных» ледовых условиях для ледокола исследуемого проекта безопасность и потенциальная эффективность ледокольных операций определяется технологией только совместной работы нескольких судов.</p> <p>Количественно подтверждено, что проводки флота одним ледоколом через затруднительные участки требуют соблюдения ограничений состава каравана только ледовокатегорийными транспортными судами в соответствии с преобладающими ледовыми условиями.</p> <p>Сделан вывод о том, что при освобождении транспортного судна, «затёртого» во льдах, безопасность и эффективность его околки обеспечивается одновременной работой с обоих бортов судна двумя ледоколами на минимальном траверзном расстоянии от него при попутном движении.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/635 Создание Морской администрации в Российской Федерации: правовые основы и зарубежный опыт 2025-12-19T07:19:03+00:00 Клим Александрович Савченков feduklim@yandex.ru Алексей Валериевич Лобанов al.lobanov@adm.gazprom.ru <p>Целью исследования является обоснование создания в Российской Федерации единой публично-правовой компании «Морская администрация Российской Федерации» как инструмента реализации государственной морской политики и выполнения международных конвенционных обязательств (UNCLOS, SOLAS, STCW, MLC).</p> <p>Проведен анализ нормативно-правовых актов РФ, международных конвенций, регламентирующих деятельность морских администраций. Использованы методы сравнительно-правового анализа моделей морских администраций Великобритании (MCA), США (USCG и MARAD) и Гибралтара (GMA).</p> <p>Выявлено отсутствие в российском законодательстве единого подхода к определению морской администрации: ее функции распределены между Минтрансом России, ФГУП&nbsp;«Росморпорт» и администрациями морских портов. Определены ключевые функции морской администрации: регистрация судов, технический надзор, расследование аварий, контроль за соблюдением конвенционных требований. Обоснована оптимальность организационно-правовой формы публично-правовой компании (ППК) для создания Морской администрации Российской Федерации.</p> <p>Создание ППК «Морская администрация Российской Федерации» позволит централизовать функции государственного регулирования морской отрасли. Предложена трехуровневая модель управления с сохранением координационной роли Минтранса России. Иностранный опыт подтверждает эффективность единых административных структур в морском регулировании.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/651 Сравнительный анализ систем контроля уровня топлива, обоснование гибридной микропроцессорной системы для речных судов 2025-12-19T07:19:04+00:00 Константин Сергеевич Мочалин mochalin@nsawt.ru Алексей Александрович Приваленко a.a.privalenko@nsawt.ru <p>Проведён сравнительный анализ четырёх типов систем контроля уровня топлива (поплавковые, ёмкостные, ультразвуковые, гидростатические) в условиях реальной эксплуатации на речном судне ОТА-900 проекта 758Б в Сибирском регионе. Целью исследования является обоснование перехода от устаревших поплавковых систем к современной гибридной микропроцессорной системе на базе Arduino, сочетающей ёмкостной и гидростатический датчики. В ходе 30-дневного эксперимента с суточным расходом топлива 1200 литров были измерены ключевые метрики точности: среднеквадратичная ошибка (RMSE) и средняя абсолютная ошибка (MAE). Результаты показали, что поплавковые датчики имеют наибольшую погрешность (RMSE ≈ 7.1%), в то время как ёмкостные (RMSE ≈ 1.5%) и гидростатические (RMSE ≈ 2.0%) демонстрируют высокую точность и стабильность. Гибридная система обеспечивает отказоустойчивость, автоматическую кросс-проверку показаний с порогом тревоги 3% и адаптацию к экстремальным условиям, что подтверждается отсутствием ложных срабатываний у данных датчиков в отличие от ультразвуковых и поплавковых. Внедрение предложенной системы повышает точность измерений в 5 раз, обеспечивает непрерывный мониторинг и автоматическую сигнализацию, что критически важно для безопасности судоходства в удалённых регионах.</p> 2025-12-17T06:10:16+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/657 Исследование влияния сбросного режима Нижегородского гидроузла на гидрологические условия в его нижнем бьефе 2025-12-19T07:19:05+00:00 Ольга Дмитриевна Шишкина olsh@ipfran.ru Дарья Васильевна Доброхотова vostryakova@ipfran.ru Иван Александрович Капустин kia@ipfran.ru Александр Андреевич Мольков molkov@ipfran.ru <p>В работе проведен анализ влияния режимов сбросного расхода Нижегородского гидроузла на уровень воды в р. Волга по данным гидропоста у &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;г. Городец. Получены зависимости уровня воды как от стационарных <em>H(Q</em><sub>стац</sub><em>)</em>, так и от средних значений суточного расхода <em>H(Q</em><sub>ср</sub><em>)</em>. Результаты исследования показали, что суточные изменения уровня воды за период с 18 по 25 мая 2022 года соответствуют изменениям стационарного сбросного расхода гидроузла <em>Q</em><sub>стац</sub>. А динамика повышенного дневного сброса <em>Q</em><sub>дин</sub> на показатели уровня воды в исследуемом диапазоне расходов не влияет. При этом учет дневного динамического расхода <em>Q</em><sub>дин</sub> в среднесуточном объеме <em>Q</em><sub>ср</sub> приводит к завышению его расчетных значений. По данным проведенного ранее исследования причиной такого расхождения является влияние гидродинамики сбросного потока, которая определяется морфологией дна в энергетической части нижнего бьефа Нижегородского гидроузла [1]. Натурные измерения пространственных параметров волнового поля выявили наличие в исследуемой акватории двух ортогонально ориентированных потоков [2]. Каждый из которых является генератором волновой системы, состоящей из нескольких гармоник. При их пространственном наложении в дневное время формируется профиль волновой поверхности с выраженным понижением уровня к подводному каналу шлюзов под воздействием сбросного потока с повышенным динамическим расходом <em>Q</em><sub>дин</sub>.</p> 2025-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта