http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/issue/feed Научные проблемы водного транспорта 2025-01-15T11:56:15+00:00 Раева raeva.oa@yandex.ru Open Journal Systems Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/550 Применение имитационно-графического метода для расчётного моделирования характеристик поперечного сечения фундаментов из установленных на кильсоны с деформированными стенками тавровых балок 2024-12-23T05:42:46+00:00 Павел Александрович Бимбереков bimbererkov@yandex.ru Станислав Викторович Викулов vikulov-51@mail.ru Александр Олегович Токарев tao51@yandex.ru <p>В качестве объекта исследования принята составная балка из существующей на судне тавровой балки – кильсона, с деформированной в пределах нормативных значений стенкой и надставляемая на её свободный поясок дополнительной тавровой балки, позволяющая сформировать балку фундамента при модернизации судна.&nbsp; Задачей является получение геометрических характеристик поперечного сечения такой балки. Вначале приводятся аналитические выражения для деформированной тавровой балки с моделированием стенки в одном случае в виде&nbsp; ломанной, а в другом случае в виде недеформированной балки высотой деформированной и добавочного вертикального элемента остаточной площади по сравнению с исходной недеформированной балкой и высотой, равной высоте деформации стенки. Для обоих вариантов моделирования&nbsp; удобно получать исходную информацию по деформации стенки балки посредством фиксации максимальных стрелок отклонения от нормального положения по обе стороны стенки и высоты такой деформации на модернизируемом судне. На основе данных выражений далее получены аналитические выражения для геометрических параметров поперечного сечения формируемой балки фундамента. Получены значения моментов сопротивления и инерции площади поперечного сечения образуемой балки, позволяющие в дальнейшем произвести расчёты изгибной прочности и жёсткости, а также частот собственных колебаний, обеспечивающих возможность оценки вибрации. У надставляемой тавровой балки принята как сплошная, так и перфорированная стенка.</p> 2024-12-19T10:48:23+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/551 Разработка технических критериев эффективности грузовых судов 2024-12-23T05:42:47+00:00 Юрий Александрович Кочнев tmnnkoch@mail.ru Ирина Борисовна Кочнева iringre@mail.ru Марина Александровна Попова shutovama@yandex.ru <p>Поиск элементов и характеристик транспортного судна в задачах исследовательского и оптимизационного проектирования выполняется по некоторому критерию, в качестве которого, как правило, выступает один из экономических показателей работы судна: прибыль, рентабельность, приведённые затраты и другие. Их расчёт достаточно трудоёмкий и требует наличия большого числа параметров, зависящих от быстро изменяемой (по сравнению с жизненным циклом судна) коньюктурой рынка строительства и эксплуатации судна. Поэтому целесообразна замена экономических критериев эффективности на критерии, зависящие от главных неизвестных, таких как длина, ширина, осадка, высота борта, скорость, мощность и различные виды водоизмещения. Они определяются на начальных стадиях проектирования, когда основная цель – это выбор элементов с наилучшим показателем эффективности, а не поиск, например, непосредственно прибыли. Такие критерии позволяют упростить математическую модель, сократить её объём и сроки разработки, упростить выполнение численных экспериментов и анализ полученных результатов. В статье приведены разработанные шесть видов целевой функции для оптимизации судна, отражающие указанные выше экономические критерии, но не требующие для прогнозирования финансовых данных. Предложены частные коэффициенты для расчёта критериев наливного судна смешанного (река-море) плавания.</p> 2024-12-19T10:50:21+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/547 Анализ показателей для разработки чертежа общего расположения СПК 2024-12-23T05:42:47+00:00 Вера Владимировна Кузнецова anis88vera@mail.ru <p>В статье показана необходимость и актуальность создания новых судов для круизных маршрутов по рекам РФ. Перечислены наименования построенных судов на подводных крыльях. Показано чем руководствуются проектанты при разработке чертежа общего расположения судна. &nbsp;Приведены некоторые изменения требований и рекомендаций нормативных документов для проектирования и постройки судов нового поколения по сравнению с судами, построенными в 60-х годах. Представлены некоторые характеристики судов и площади помещений судов на подводных крыльях, таких как «Комета 120М», «Метеор 120Р», «Валдай 45Р». Приведен сравнительный анализ показателей для расчета площадей и объемов помещений СПК нового поколения и судов, построенных в 60-х годах прошлого столетия. Построены графики зависимостей для оценки объема машинного отделения, суммарного объема пиков, площади ходовой рубки морских и речных судов на подводных крыльях. Приведены формулы для определения объема машинного отделения и суммарного объема <span style="text-decoration: line-through;">объемов</span> форпика и ахтерпика на начальной стадии проектирования судна. Сделаны выводы о необходимости пересчета показателей для расчета площадей и объемов помещений судов на подводных крыльях.</p> 2024-12-19T10:51:28+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/553 Концепт информационной системы, реализующей единое проектно-производственное пространство между участниками жизненного цикла судна 2024-12-23T05:42:48+00:00 Анна Владимировна Родькина a.v.rodkina@mail.ru Ольга Александровна Иванова o.a.ivanova.kmt@mail.ru Анастасия Александровна Гуня anastasia.a.g.1997@mail.ru Андрей Владимирович Пьянов a.pyanov@yahoo.com <p>Авторами разработан концепт алгоритма реализации единой информационной системы общем виде на основе анализе недостатков работы при взаимодействии предприятий и переходе документации между стадиями жизненного цикла судна (морского объекта) внутри существующих систем в электронном виде. Объектом исследования является процесс движения данных, в которые входят: проектная документация на стации проектирования, рабочая конструкторская документация на стадии разработки, технологические процессы на стадии изготовления комплектующих и постройки образцов морской техники, а также эксплуатационная документация. Предметом исследования является разрабатываемая система, обеспечивающая все необходимые функции для движения данных при взаимодействии участников на всех стадиях жизненного цикла. Целью исследования является создание инновационной унифицированной информационной системы, которая устраняет существующие проблемы, связанные с внедрением и использованием аналогичных систем на российских предприятиях. Эта система обеспечивает интегрированное проектно-производственное взаимодействие между участниками жизненного цикла с использованием организационно-экономических механизмов. Внедрение такой системы позволит значительно сократить время реализации проектов, обеспечивая открытый доступ к мониторингу всего процесса для проектанта, завода-строителя и самого заказчика, благодаря интеграции данных всех стадий жизненного цикла судна на единой информационной платформе. В результате выполненных исследований выявлено, что создание такой системы позволит исключить размножение экземпляров записей данных, как в случае с «бумажной» организацией управления, одновременный доступа множества пользователей к одним и тем же данным упростит поддержку актуальности данных, унификация форматов сбора и хранения данных позволит формировать данные, пригодные для автоматизированной обработки по определенному алгоритму; наличие единой базы данных сократит время анализа информации; автоматизация рутинных операций сократит трудозатраты исполнителей. Предложены пути формирования организационно-экономических механизмов, способствующих эффективности реализации выбранных методов при осуществлении проектно-производственной деятельности.</p> 2024-12-19T10:55:18+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/532 Эффективность применения эпоксидного компаунда без порошкового наполнителя для ремонта кавитационных повреждений гребных винтов 2024-12-23T05:42:48+00:00 Юрий Николаевич Цветков yuritsvet@mail.ru Ярослав Олегович Фиактистов yaroslav3373@mail.com Роман Николаевич Ларин albatros@gmail.com <p>Эпоксидные составы находят всё более широкое применение для ремонта гребных винтов, изношенных при кавитации. Подавляющее большинство эпоксидных ремонтных составов содержит в качестве наполнителей металлические порошки. Однако целесообразность использования порошковых наполнителей в эпоксидных составах для заделки очагов кавитационного износа на лопастях фирмами-изготовителями этих составов не обосновывается. А вопрос влияния металлических порошковых наполнителей на кавитационную износостойкость эпоксидного состава остаётся открытым. Испытания на ультразвуковом магнитострикционном вибраторе позволили сделать вывод, что эпоксидные ремонтные составы, содержащие металлический порошковый наполнитель —&nbsp; Devcon Bronze Putty и Devcon Titanium Putty, а также компаунд К-153 с добавками бронзового порошка —&nbsp; изнашиваются без инкубационного периода, т. е. потери массы образцов начинаются с первых минут кавитационного воздействия. При этом границы между металлическими частицами и эпоксидной матрицей служат очагами кавитационного разрушения, а процесс изнашивания протекает главным образом путём удаления металлических частиц из эпоксидной матрицы и последующего разрушения краёв образовавшихся пустот. Испытания эпоксидного компаунда К-153 без добавки бронзового порошка показали, что отказ от порошковых&nbsp; наполнителей приводит к изменению кинетики кавитационного изнашивания эпоксидного компаунда: на кинетической кривой изнашивания появляется инкубационный период, в течение которого отделение частиц износа с поверхности полимера практически отсутствует, а значит и качество поверхности почти не снижается. Применение для заделки очагов кавитационного износа на лопастях гребных винтов водоизмещающих судов эпоксидных ремонтных составов, не содержащих порошковых наполнителей, может привести к заметной экономии топлива. Это объясняется тем, что в течение инкубационного периода качество поверхности ремонтного состава почти не снижается, а значит, не снижается КПД движителя. Экономия может составить от 80 до 250 руб. на 1 кВт мощности судового дизеля за один междоковый период.</p> 2024-12-19T10:57:07+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/533 Совершенствование вибрационной защиты судовых машин и механизмов на основе использования динамических компенсаторов жесткости 2024-12-23T05:42:49+00:00 Сергей Павлович Глушков vkplus2011@yandex.ru Виктор Иванович Кочергин vkplus2011@yandex.ru <p>Цель настоящего исследования – теоретическое обоснование совершенствования вибрационной защиты судовых машин и механизмов на основе использования динамических компенсаторов жесткости. Основным недостатком существующих виброзащитных устройств является невозможность разрешения объективно существующего противоречия: эффективность их работы достигается при минимальной суммарной жесткости подвески и, в то же время, для ограничения подвижности защищаемого от вибрации механизма жесткость упругих элементов должна быть достаточно высокой. Предложены конструктивные решения динамических гасителей колебаний с соосно расположенными относительно основного упругого элемента подвески подпружиненными инерционными массами, колеблющимися в противофазе относительно колебаний защищаемого от вибраций объекта. Представлены расчетные схемы динамического гасителя колебаний с компенсацией жесткости, разработанные на основе положений теории автоматического управления. На основании анализа разработанных теоретических предпосылок определены основные факторы, влияющие на величину коэффициента виброизоляции и позволяющие получить динамически устойчивую колебательную систему. Приведены основные результаты предварительного математического моделирования виброзащитной системы с использованием модели динамического гасителя колебаний малой массы. Итогом проведенных исследований является подтверждение перспективности предлагаемых технических решений и возможности практической реализации полноценного решения проблемы защиты судовых машин и механизмов от вибраций.</p> 2024-12-19T13:06:13+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/534 О количественной оценке теплового эффекта теплопередачи 2024-12-23T05:42:50+00:00 Андрей Александрович Панасенко AAPanasenko@msun.ru Сергей Владимирович Петрашёв petrashov@msun.ru <p>В связи с постоянным удорожанием энергетических ресурсов, а также ужесточением правил для предприятий по экологическим показателям, необходим тщательный анализ работы не только тепловых двигателей, а также и вспомогательного энергооборудования, в т. ч. теплообменных аппаратов. Одним из критериев совершенства тепловых процессов в теплообменном аппарате может служить величина безвозвратно утраченного качества энергии [2]. Задачей этой статьи является оценка максимальной переданной тепловой мощности при известных имеющихся тепловых мощностях теплоносителей с помощью различных методов: 1) арифметического, используя среднелогарифмическое значение разницы теплообменивающихся сред 2) графоарифметического, с использованием гипербол постоянной мощности теплообменивающихся сред 3) расчета минимального значения суммарной потери энтропии в результате необратимых процессов теплообмена при теплообмене. Перечисленные методы разработаны авторами и не противоречат подобным разработкам отечественных и иностранных авторов [1- 4].</p> 2024-12-19T13:12:04+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/535 Экспериментальное исследование потерь напора в гидродинамическом уплотнении осевого грунтового насоса 2024-12-23T05:42:50+00:00 Сергей Герасимович Яковлев yack17@yandex.ru <p>Проблемой использования осевых насосов в качестве грунтовых является интенсивное изнашивания периферийных частей лопастей рабочего колеса. Для уменьшения износа рабочее колесо заключают в цилиндрическую обечайку. Однако эффективная защита переднего уплотнения осевого насоса при этом не обеспечивается, и предложенное ниже техническое решение предотвращает циркуляцию гидросмеси из напорной полости во всасывающую. Лопастная система гидродинамического уплотнения, нагнетая чистую воду в промываемый зазор, препятствует его износу, но при этом создает дополнительное сопротивление в виде вихревого потока. Испытания различных по конструкции выправляющих аппаратов позволяют в итоге снизить потери напора в промываемом зазоре 2,5 раза и уменьшить массогабаритные показатели осевого насоса в целом.</p> 2024-12-19T13:29:46+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/536 Анализ и трансформация воднотранспортной составляющей МТК «Север-Юг» в условиях обострения глобального противостояния 2024-12-23T05:42:51+00:00 Станислав Степанович Гончаренко goncharenkoss@mail.ru Игорь Константинович Кузьмичев rector@vsuwt.ru Владимир Николаевич Костров vnkostrov@yandex.ru Дмитрий Николаевич Сухарев dnsukharev@rambler.ru <p>Статья посвящена анализу маршрутов евроазиатского международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», изменению статуса, условий функционирования и направлений развития в контексте воднотранспортной составляющей. Основанием для трансформации МТК «Север-Юг» является ряд проблем стратегического характера: первая – это низкий уровень использования внутренних водных путей коридора при большой протяженности речной сети, соединяющей Каспийское и Балтийское моря; вторая – недостаточный вклад в международную грузовую базу на российском участке национальных грузовладельцев, слабое участие в формировании международных грузовых потоков стран Каспийского региона; резкое обострение глобального противостояния России и коллективного Запада с сокращением торговых связей России и стран Евросоюза, включая пропуск через Россию евроазиатского транзита. Предложенные в работе изменения задают новые подходы к формированию перспективной международной логистики данного евроазиатского коридора, исключающего в сложившихся условиях участие стран Евросоюза, и предусматривающих максимальное вовлечение в функционирование МТК «Север-Юг» логистического потенциала воднотранспортной составляющей.</p> 2024-12-19T15:30:25+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/537 Проблемы и перспективы развития водного транспорта в современных экономических условиях 2024-12-23T05:42:51+00:00 Елена Геннадьевна Ерлыгина erlygina@mail.ru Екатерина Михайловна Шабанова yekaterina.shabanova.05@bk.ru <p>В статье анализируются проблемы и перспективы развития водного транспорта в современных экономических условиях. Водный транспорт играет важную роль в решении экономических задач, но его использование связано с рядом проблем, таких как состояние водных путей, гидротехнических сооружений, техническое состояние флота и финансово-экономическое положение судоходных компаний и портов. Актуальной остается проблема негативного воздействия судов на окружающую среду.</p> <p>Тем не менее водный транспорт обладает значительным потенциалом для развития, который может быть реализован через инновационные проекты, международное сотрудничество и интеграцию с другими видами транспорта. Это позволит сделать водный транспорт более конкурентоспособным и внести значительный вклад в экономику страны.</p> 2024-12-19T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/538 Готовность инфраструктуры морского транспорта, обслуживающего рыбохозяйственный комплекс ДФО, к эффективному функционированию в условиях санкций 2024-12-23T05:42:51+00:00 Елена Анатольевна Заостровских zaost@ecrin.ru Алёна Анатольевна Уксуменко a-u2006@list.ru <p>Проведено исследование структуры и объемов добычи водных биоресурсов в регионе, проанализированы объемы квот водных биологических ресурсов и выявлены факторы, воздействующие на эти изменения, а также рассмотрены основные проблемы, с которым столкнулся рыбохозяйственный комплекс региона из-за санкций в отношении России. Проанализированы особенности трансформации рыбохозяйственного комплекса Дальневосточного федерального округа в 2018-2023&nbsp;гг. Выполнен анализ развития инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса. Изучены проблемы количественных диспропорций инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса и объемов добычи водных биоресурсов, которые привели к значительным экономическим потерям в экономике региона. Предложены некоторые рекомендации по эффективному функционированию РХК ДФО в условиях санкционного давления. Результаты исследования могут быть полезны для проведения дальнейших исследований в области добычи и переработки водных биологических ресурсов и адекватных мер по развитию инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса.</p> 2024-12-19T15:32:51+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/539 Анализ системы информационного мониторинга показателей деятельности водного транспорта 2024-12-23T05:42:52+00:00 Олеся Александровна Казьмина kazminaoa@gumrf.ru Сергей Алексеевич Казьмин kazmin.energy@gmail.com Анна Александровна Холопова AA_kholopova@rambler.ru <p>Сбор и мониторинг показателей отрасли водного транспорта обеспечивают органы федеральной исполнительной власти на транспорте, в частности, Росморречфлот. В целях исследования текущей системы мониторинга показателей работы отрасли в статье проанализирована структура Росморречфлота и его подведомственных организаций, а также направлений их работ. С учетом разнонаправленности функционала рассмотренной системы подведомственных организаций, набор показателей их работы также различается. В статье систематизирован структурный перечень управлений и отделов Росморречфлота. Проанализированы Положения об Управлениях, выявлены их задачи и функции, выделен перечень функций в части информационного мониторинга показателей работы водного транспорта. Проанализированы официальные нормативные документы, выявлено, что система отраслевого мониторинга нормативно утверждена только для показателей внутреннего водного транспорта. На основе проведённого анализа сделаны выводы о необходимости актуализации системы отраслевого мониторинг, а также сформулированы предложения по ее оптимизации путем создания единого центра отраслевого мониторинга.</p> 2024-12-19T15:33:57+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/540 Имущественное налогообложение в сфере водного транспорта 2024-12-23T05:42:52+00:00 Вера Владимировна Крайнова krainova.vv@vsuwt.ru <p>Имущественное налогообложение в сфере водного транспорта является одним из рычагов повышения фондоотдачи, который имеет важное значение для повышения эффективности и конкурентоспособности транспортной отрасли. В ходе исследования всесторонне проанализированы налоговая база и структура начислений по налогу на имущество и транспортному налогу, рассмотрена динамика поступлений имущественных налогов по виду экономической деятельности «Водный транспорт» за 2020–2023 гг., представлен анализ элементов налогообложения с учетом отраслевой направленности. Особое внимание уделено анализу налоговых льгот. Высокая фондоёмкость водного транспорта определяет необходимость не допустить двойного налогообложения флота – налогом на имущество и транспортным налогом. Автор дает &nbsp;методическое обоснование введения дополнительной отраслевой льготы по транспортному налогу.&nbsp;</p> 2024-12-19T15:35:02+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/541 Дефицит кадров как основная угроза кадровой безопасности на предприятиях водного транспорта 2024-12-23T05:42:53+00:00 Ирина Юрьевна Кудрявцева irina_yurievna_kudryavtseva@mail.ru <p>В условиях геополитической и экономической неопределенности предприятия водного транспорта столкнулись с достаточно серьезными проблемами в области обеспеченности трудовыми ресурсами. Кадровый дефицит инженерно-технического, производственно-технического персонала, работников в сфере IT-технологий, а также квалифицированных рабочих приобретает особую актуальность в сфере судоходства и судостроения. Успешное функционирование предприятий возможно только при наличии компетентного, ответственного и мотивированного персонала, который обеспечивает высоко эффективную работу предприятия и создает предпосылки для его устойчивого развития. Но вместе с этим работники выступают основным источником угроз в области кадровой безопасности в частности, и экономической безопасности предприятия в целом. Угрозы кадровой безопасности формируются под влиянием личностных качеств персонала, морально-нравственной направленности, склонности к различным видам зависимостей, которые могут привести к разглашению конфиденциальной информации и промышленному шпионажу, мошенничеству, хищению материальных и финансовых ресурсов и др. В проведенном исследовании обозначены основные проблемы, спровоцировавшие дефицит кадров в отрасли, рассмотрены угрозы кадровой безопасности, а также определены основные направления устранения кадрового дефицита.</p> 2024-12-19T15:36:09+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/542 Концептуальный методический подход к формированию инновационной портовой транспортно-логистической инфраструктуры в рамках территорий опережающего развития 2025-01-15T11:56:15+00:00 Дмитрий Николаевич Сухарев dnsukharev@rambler.ru Владимир Николаевич Костров vnkostrov@yandex.ru Андрей Олегович Ничипорук nichiporouk@rambler.ru Ольга Вадимовна Почекаева pochekaeva.ov@vsuwt.ru <p>В статье рассматривается возможность формирования единой сети транспортно-логистических центров с целью обеспечения опережающего развития транспортной инфраструктуры и выполнения задач, поставленных в Транспортной стратегии и Стратегии научно-технического развития РФ. Показано сходство принципов формирования территорий опережающего развития с функционирующими в их рамках транспортно-логистическими центрами и кластерной теории. В связи с этим предложена концептуальная модель транспортно-логистического кластера регионального уровня, встроенная в международный транспортный коридор и являющаяся частью опорной транспортной сети страны. Рассмотрена и дополнена концептуальная модель управления развитием комбинированной транспортно-логистической системы перевозок с учетом взаимодействия в рамках международного транспортного коридора, реализация которой позволит ускорить формирование опорной транспортной сети и достижение поставленных целевых установок основных национальных программных документов.</p> 2024-12-19T15:37:32+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/543 Анализ жизненного цикла инновационно-инвестиционных проектов на предприятиях судостроительной промышленности как высокотехнологичной отрасли 2024-12-23T05:42:54+00:00 Владислав Стефанович Чеботарев vschebotarev@rambler.ru Владимир Александрович Ельшин Vladimir_Yelshin@penza.ru Жанна Юрьевна Пыжова pyzhova.zu@vsuwt.ru <p>Для реализации инновационно-инвестиционных<a href="#_ftn1" name="_ftnref1">[1]</a> проектов жизненного цикла в сфере судостроительной промышленности как высокотехнологичной отрасли требуются некоторые организационно-технические мероприятия. Важным будет являться определение инфраструктуры, организации управления инновационно-инвестиционными проектами судостроения, разработка необходимых механизмов и методологии, формирование полного взаимопонимания между производителем и заказчиком, разработка эффективной интегрированной информационной и логистической системы.</p> <p><strong>Цель работы: </strong>является анализ жизненного цикла для расширения инновационной деятельности для предприятий судостроения как высокотехнологичной отрасли &nbsp;промышленности.</p> <p><strong>Новизна:</strong> расширение инновационно-инвестиционных проектов в судостроительной промышленности направлено на создание конкурентоспособной высокотехнологичной продукции судостроения.</p> <p><strong>Результат: </strong>расширение инновационно-инвестиционных проектов в высокотехнологичных отраслях экономики ускорит стабильное и инновационное развитие &nbsp;судостроительной промышленности и обеспечит достижение и поддержание высокой конкурентоспособности отечественной продукции судостроения на мировом рынке.</p> <p><strong>Теоретическая значимость</strong> полученных результатов заключается в том, что анализ жизненного цикла инновационно-инновационных проектов позволит стимулировать экономический рост предприятий судостроительной промышленности&nbsp; и высокотехнологичных отраслей отечественной экономики.</p> <p>&nbsp;</p> <p><a href="#_ftnref1" name="_ftn1">[1]</a> Инновационно-инвестиционный проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы (продукции и/или товара судостроения) с установленными требованиями к ее качеству, возможными границами расхода средств и ресурсов и специфической организацией: заданные заказчиком потребительные &nbsp;свойства (потребительная стоимость) высокотехнологичной продукции (товара, &nbsp;контракта) при принятой (обоснованной) стоимости (издержек с установленной рентабельностью для продукции) и специфической организацией ее создания. Под специфической организацией понимается инновационно-­инвестиционный подход создания высокотехнологичной продукции, при котором инновационные свойства соответствуют или превышают требования заказчика, а инвестиции удовлетворяют экономическую целесообразность всех участников проекта: заказчика, головного исполнителя, участников кооперации и др. [1-2].</p> <p>&nbsp;</p> 2024-12-19T15:38:49+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/544 Ледовый паспорт речного ледокола: винтеризация и реконструкция 2024-12-23T05:42:54+00:00 Василий Алексеевич Лобанов lobbas@mail.ru <p>Работа развивает ряд авторских публикаций с обзором опыта эксплуатации ледоколов проекта 1191 в ледовых условиях внутренних и прибрежных морских водных путей. Настоящая публикация посвящена обобщению данных натурных наблюдений и испытаний работоспособности судовых систем, устройств, палубных механизмов, оборудования, помещений в условиях длительного воздействия отрицательных атмосферных температур. Отмечено, что ледоколы типа «Капитан Евдокимов» в проектном исполнении не продемонстрировали их надёжной приспособленности к длительной работе в зимний период.</p> <p>Также выполнен обзор основных этапов реконструкции исследуемого проекта для улучшения его эксплуатационных качеств. Показано, что реконструкционные мероприятия начального этапа эксплуатации с целью улучшения ледовых качеств ледокола нельзя признать научно обоснованными и завершёнными. При этом не достигнута оптимизация сочетания его ледовых и навигационных качеств. Модернизационные мероприятия последнего десятилетия эксплуатации способны поддерживать ледовые качества судна, но их ресурсозатратность должна быть обоснована.</p> 2024-12-19T15:42:05+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/548 Идентификация углов атаки гидродинамического якоря в сопоставлении численного и физического экспериментов 2024-12-23T05:42:55+00:00 Виктор Иванович Сичкарев svny89@mail.ru Оксана Вячеславовна Рослякова roslyakova@nsawt.ru Александр Николаевич Хохряков x-jul@mail.ru <p>Статья посвящена актуальной задаче повышения эффективности спасательных операций по охране человеческой жизни на море с помощью максимального снижения дрейфа спасательных средств при помощи гидродинамического якоря. В работе дано определение гидродинамических характеристик гидродинамического якоря двумя разными методами: численного гидродинамического моделирования и физического эксперимента в прямом опытовом бассейне путём протяжки полномасштабного гидродинамического якоря с фиксированными скоростями. Проведена идентификация углов атаки гидродинамического якоря в сопоставлении численного и физического экспериментов и показаны результаты расчетов углов рабочего хода, углы установки гидродинамического якоря для углов атаки крыла, а также определены углы атаки для холостого хода.</p> 2024-12-19T15:43:08+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/549 Обзор исследований поперечных усилий, развиваемых движительно-рулевым комплексом судна 2024-12-23T05:42:55+00:00 Вадим Иванович Тихонов vitnn12@mail.ru Юрий Владимирович Бажанкин seaman77@mail.ru Игорь Михайлович Осокин osokin.igor98@mail.ru <p>В данной статье были исследованы поперечная составляющая усилий, развиваемых движительно-рулевым комплексом судна, и её безразмерные гидродинамические коэффициенты, а также рассмотрены различные методы их оценки. Для этого исследования были выбраны два наиболее распространённых типа движительно-рулевых комплексов, которые устанавливаются на судах речного флота, – открытый гребной винт с расположенным за ним рулём и гребной винт в поворотной насадке. Выражения для оценки поперечных усилий для разных типов движительно-рулевых комплексов приведены к единому виду. Выполнены расчёты коэффициентов, характеризующих поперечную силу, по существующим методикам. Проведено сравнение результатов расчётов с результатами, полученными при идентификации этих коэффициентов по данным натурных испытаний судов. Существенное расхождение между указанными величинами позволило сделать вывод о том, что современные методики расчёта поперечных составляющих усилий, развиваемых ДРК, не позволяют адекватно моделировать управляемое криволинейное движение судов на внутренних водных путях и нуждаются в дальнейшем совершенствовании.</p> 2024-12-19T15:44:00+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/545 Современные способы тягового обслуживания речных грузовых составов 2024-12-23T05:42:56+00:00 Юрий Николаевич Уртминцев yurtm@yandex.ru <p>В статье рассматриваются современные способы тягового обслуживания грузовых составов на речном транспорте. Основное внимание уделяется работе большегрузных составов. Исследование проводится на базе информации о движении флота в Волжском и Камском бассейнах. По результатам анализа представлены используемые на практике формы обслуживания тягой тоннажа. Для оценки взаимодействия толкачей и несамоходных судов использованы количественные параметры, характеризующие степень закрепления тяги за тоннажем и частоту сменяемости барж состава в процессе эксплуатации. Выявлены факторы, ограничивающие возможность выбора судоходными компаниями рациональных схем тягового обслуживания составов в современных условиях.</p> 2024-12-19T15:44:47+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/546 Исследование условий разработки карьеров нерудных строительных материалов на Верхней Белой с учетом их влияния на уровенный режим 2024-12-23T05:42:56+00:00 Марина Вадимовна Шестова shestowam@yandex.ru Александр Николаевич Ситнов stnv1952@rambler.ru Юлия Евгеньевна Воронина yulez@yandex.ru <p>В настоящее время р.Белая находится в достаточно сложных гидрологических и судоходных условиях, что обусловлено в целом маловодностью в регионе и активно проводимыми здесь многолетними работами по добыче нерудных строительных материалов (НСМ). В существующих условиях обеспечить гарантированные габариты судового хода только проведением путевых работ недостаточно и необходимо жесткое регулирование объемов добычи. В рамках выполненных исследований рассмотрены основные задачи проведения гидравлических расчетов и методы их решения, приведены результаты гидравлических расчетов посадки уровней воды от разработки карьеров, которые показали, что на значительной части участка (33 км из исследуемых 76 км) дальнейшая разработка карьеров должна быть полностью запрещена до восстановления русла реки и занесения карьеров НСМ на участке; допущена возможность разработки карьеров на трех участках в ограниченных объемах; даны рекомендации по параметрам добычи НСМ на перспективном для разработки месторождении. В работе также дана оценка влияния производства дноуглубительных работ в целях судоходства на величину посадки уровня воды, которая показала, что в общем техногенном воздействии на русло р. Верхняя Белая они играют второстепенную роль, однако одновременно интенсивная русловая добыча НСМ и проведение дноуглубительных работ невозможно в силу их существенного совместного влияния на уровенный режим. Реализация полученных по результатам исследований выводов и рекомендаций позволит минимизировать неблагоприятное воздействие добычных работ.</p> 2024-12-19T15:45:46+00:00 Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта