Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt Научные проблемы водного транспорта ru-RU raeva.oa@yandex.ru (Раева) spaikjob@yandex.ru (Пайков С.К.) Ср, 19 июн 2024 11:21:15 +0000 OJS 3.1.2.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Особенности технологии изготовления образцов из композитных материалов и некоторые результаты их испытаний http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/497 <p>В последнее время наблюдается подъем в развитии аддитивных технологий, и инженеры и ученые ищут новые рецептуры, с помощью которых можно строить сравнительно небольшие детали и элементы корпусов. Для строительства объектов целиком, так, например, корпус маломерного судна, а тем более при массовом производстве, требуется соблюдать баланс стоимости, качества, применимости материала, веса и прочностных характеристик. Наиболее распространенный материал в маломерном судостроении последнего времени – это стеклопластик на основе полиэфирных и эпоксидных смол. Данный материал при интенсивном использовании лодки имеет срок службы 15…20 лет, а при надлежащем уходе, этот срок может быть увеличен.&nbsp; Корпуса, выполненные из стеклопластика, обладают необходимыми техническими характеристиками, как при производстве корпусов сложной геометрии, так и в дальнейшей эксплуатации. Уже наблюдаются попытки создания 3D принтеров, в которых в качестве материала для печати, используются полиэфирные смолы, но отрицательной стороной данного оборудования, является то что отсутствует армирование между слоями, из-за чего уменьшается прочность и толщина слоя, что значительно уменьшает скорость печати. На основании наработанного опыта был предложен материал на основе полиэфирной смолы, имеющий в своем составе армирующие волокна, благодаря которым он имеет пастообразную консистенцию и сохраняет форму при нанесении, и не растекаться.</p> Сергей Вячеславович Власов, Константин Евгеньевич Хмельницкий, Анатолий Рашидович Рубан, Владимиир Павлович Булгаков Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/497 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Исследование напряженного состояния кормового крыла СПК на 120 пассажиров http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/493 <p>В статье приводится сравнение результатов расчета напряженного состояния (НС) кормового крыла судна на подводных крыльях (СПК) пр.03830, спроектированного фирмой «SeaTech». Кормовое крыло в данном проекте воспринимает 70% веса корпуса судна, поэтому является наиболее нагруженным. В отличие от большинства проектов речных СПК конструкция кормового крыла является не сплошной, а наборной, поэтому применение стержневой расчетной схемы для его расчета, предусмотренной Правилами Российского Классификационного Общества (ПРКО), вызывает сомнение. Кормовое крыло работает в потоке жидкости за носовым крылом, поэтому также вызывает сомнение рекомендации ПРКО о равномерном распределении нагрузки по длине и хорде крыла. В связи с этим, рассмотрены две конструктивные схемы крыла: стержневая и объемная. Расчеты этих схем выполнены методом конечных элементов, с помощью пакета программ ANSYS Mechanical. Нагружение стержневой схемы выполнено с использованием рекомендаций ПРКО, а объемная схема рассчитана на два вида нагружения: по ПРКО и по результатам расчета, выполненного в программном комплексе AUTOWING, основанном на теории дискретных вихрей. Выполненные расчеты показали, что напряжения в крыле, вычисленные на основании рекомендаций ПРКО, существенно меньше по сравнению с более подробной расчетной схемой, учитывающей особенности конструкции крыла и его нагружения.</p> Станислав Николаевич Гирин, Александр Сергеевич Гусев Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/493 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Перспективы использования хаусботов и плавучих домов в Приморском крае http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/474 <p>В настоящей статье приводятся результаты исследования, направленного на анализ возможностей и условий использования хауботов и плавучих домов в Приморском крае. Выполнена оценка динамики туристического потока в Приморском крае за последние десять лет. Приведена краткая история и указаны причины появления и использования плавучих домов. Рассмотрены основные архитектурно-конструктивные типы, конструктивные особенности, системы жизнеобеспечения, особенности их внутреннего насыщения и планировки. Предложена классификация плавучих домов по разным признакам. Рассмотрены современные системы и технологии, обеспечивающие автономность и энергонезависимость рассматриваемых объектов. Отмечены особенности эксплуатации, содержания и периодического обслуживания плавучих домов разных типов в различные периоды их эксплуатации. Проанализированы региональные, природные и гидрометеорологические особенности Приморского края, способствующие и затрудняющие использование подобных объектов для развития морского и островного туризма в регионе. Результаты работы являются частью исследования, направленного на развитие морского транспорта и островного туризма, доступности удаленных территорий и повышение эффективности транспортно-логистической системы региона.</p> Максим Владимирович Китаев, Наталья Романовна Дмитриева, Игорь Александрович Новосельцев Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/474 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Особенности применения естественных элементов жесткости в конструкциях судов из композиционных материалов http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/487 <p>В статье рассматривается круг вопросов связанных с проектированием судовых конструкций из композиционных материалов. Для формирования поверхности таких конструкций часто используются естественные элементы жесткости, определяющие форму и функциональность изделия, и одновременно обеспечивающие его прочность и жесткость. К таковым относятся углы, гофры, кривизна и подобные элементы, которые проанализированы в статье путем серийных расчетов методами конечных элементов и пакетного анализа ламинатов. Выделены факторы снижения массы конструкций за счет элементов жесткости. Выполнен обзор нормативных методов учета указанных элементов в разных правилах и даны рекомендации по внедрению их в отечественные нормативные документы. Подчеркивается необходимость принципиально иного подхода к проектированию конструкций из композиционных материалов.</p> Сергей Александрович Королев, Константин Евгеньевич Корольков, Альберт Георгиевич Назаров Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/487 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Способ определения положения центра тяжести крупногабаритного груза для безопасной перегрузки на судне http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/475 <p>На основе анализа уравнений равновесия двухзвенной системы подвешивания крупногабаритного груза предложены два способа определения положения центра тяжести этого груза.&nbsp; Суть способов заключается в двукратном подвешивании этой системы и измерении углов ее отклонения в подвешенном положении равновесия.&nbsp; При этом разница в углах отклонения системы между подвешиваниями обеспечивается либо путем изменения высоты первичного подвеса (длины первичных строп), либо путем изменения отношения масс траверсы и груза.&nbsp; Проведен сравнительный анализ точности и практической реализуемости обоих способов, при этом, показано, что при осуществлении грузовых операций в порту или на судне, практически реализуемым и более точным является способ, в котором разница углов отклонения системы между подвешиваниями осуществляется путем изменения длины первичных строп (высоты первичного подвеса).&nbsp;</p> <p>В работе подчеркивается, что важным условием для обеспечения устойчивости системы при подвешивании и предотвращения опрокидывания груза является то, что первичные стропы (соединяющие крюк и траверсу), должны быть такой длины, чтобы груз виртуально мог быть вписан внутрь пирамиды (пирамиды безопасности), образованной траверсой и этими стропами.&nbsp; Показано также, что длина вторичных строп (соединяющих траверсу и груз) не имеет значения, однако они должны быть равной длины и параллельны друг другу, что обеспечит их вертикальное положение после подвешивания системы.&nbsp; Чем тяжелее траверса (в сравнение с весом подвешиваемого груза) – тем выше пирамида безопасности, а значит и более устойчивой становится система подвешивания груза в целом.&nbsp; С другой стороны, чем длинней первичные стропы (выше пирамида безопасности), тем меньше углы отклонения траверсы (и системы с целом) от исходного положения перед подвешиванием.&nbsp; Для демонстрации возможностей предлагаемого нового способа определения положения ЦТ груза приведен численный пример его реализации.</p> Евгений Васильевич Никитин, София Андреевна Симененко Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/475 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Ультразвуковой мониторинг пластической деформации http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/492 <p>Оценка последствий аварий, анализ безопасности, снижение рисков являются одними из ключевых тем исследований в области судоходства. Анализ аварийных ситуаций показывает, что все они в большинстве случаев характеризуются комбинацией каких-то причин, одна из которых возникновение в элементах судов недопустимого напряженно-деформированного состояния. Определение характера разрушения является одним из мероприятий, позволяющих повысить надежность судов. Наличие пластической деформации, являющиеся признаком предельного состояния при мониторинге конструкции, приводит к видимому изменению геометрии структурных составляющих, но не к нарушению сплошности, которое согласно правилам Регистра контролируется при техническом освидетельствовании судна. Имея в распоряжение только регламентированные стандартные средства контроля, выявить пластическую деформацию не удается. В статье рассматриваются вопросы контроля пластических деформаций в судостроительной стали 10ХСНД методом, основанном на анализе распространения упругих волн в ультразвуковом диапазоне в контролируемом изделии. Описан комплекс проведенных механических испытаний на растяжение и металлографических исследований. Путем растяжения плоского пропорционального образца в материале создавалось одноосное напряженно-деформированное состояние. При достижении требуемого уровня деформации исследовались изменения в структуре металла. Приведен анализ ультразвуковых данных при импульсном ультразвуковом зондировании и уровня генерации второй гармоники при непрерывном монохроматическом излучении ультразвука. Экспериментальные данные демонстрируют чувствительность ультразвукового метода к накоплению пластической деформации в металле при статическом нагружении. Изложенная в работе методика позволяет исключить неоднозначность в оценке напряженно-деформированного состояния элементов судна. Применение ультразвукового мониторинга пластической деформации в рамках технического обслуживания судов будет способствовать уменьшению аварийности на флоте.</p> Владимир Митрофанович Родюшкин, Александр Владимирович Иляхинский, Андрей Борисович Корнев, Кирилл Олегович Каразанов Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/492 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Математическая модель поточного изготовления секций в гибкой производственной системе верфи http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/476 <p>Сборочно-сварочное производство верфи является сложной производственной системой. Изучение функционирования отдельных её элементов, взаимосвязей между ними, откликов на возмущающие воздействия внешних и внутренних факторов в реальных условиях сложно, дорого, долго. Для этой цели уместно использовать всевозможные методы моделирования, особенно если речь идёт о моделировании систем с потоковыми процессами. Применение такой практики позволит без значительных затрат различного рода ресурсов, в короткие сроки найти оптимальное планировочное решение по составу и производительности оборудования, расстановке персонала и проч. Большинство методов моделирования в своей основе имеют предварительно разработанную математическую модель. Цель её разработки в контексте данной статьи сведена к поиску рациональных решений, связанных с повышением гибкости существующих производственных процессов и управления ими.</p> Ольга Анатольевна Щеголева, Анастасия Евгеньевна Бурмистрова, Евгений Геннадьевич Бурмистров Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/476 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Исследование параметров кипящего потока в вертикальных испарителях судовых холодильных машин http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/477 <p>В данной работе предметом исследования являются гидродинамика, и в частности, гидросопротивления кипящего двухфазного потока, движущегося в вертикальных и наклонных трубах испарителей судовых холодильных установок. Подобное движение характерно для различных видов промышленного теплообменного оборудования, в том числе для разработки перспективных видов испарителей, например, вертикальных аппаратов для судов, в которых происходит внутритрубное кипение жидкого хладагента. Проведены эксперименты по исследованию гидросопротивлений в вертикальных трубах с различными диаметрами канала и длинами. Представлены основные зависимости различных компонентов гидросопртивлений, возникающих при движении кипящего двухфазного потока. На основании полученных данных показана перспективность перехода судовых испарителей холодильных установок к вертикальному расположению теплообменных трубок. В применении к судовым холодильным машинам можно сказать, что переход к вертикальным аппаратам имеет свои достоинства, прежде всего по снижению потерь напора. Полученная совокупность данных позволяет рекомендовать конструкции вертикальных испарителей для вспомогательных судовых установок.</p> Владимир Григорьевич Букин, Александр Иванович Андреев, Роман Романович Минофьев Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/477 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Расширение диапазона допустимых нагрузок судового четырехтактного дизеля при использовании регулируемого соплового аппарата турбокомпрессора http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/494 <p>В работе выполнен анализ влияния регулируемого соплового аппарата турбокомпрессора на параметры и критерии, определяющие тепловую и механическую напряженность главного судового четырехтактного дизеля. Разработана методика построения ограничительных характеристик механической и тепловой напряженности с использованием аппроксимационных зависимостей параметров и критериев, полученных расчетно-теоретическим способом. Выявлены основные показатели, ограничивающие диапазон предельно допустимых нагрузок дизеля по механической и тепловой напряженности в исходном варианте и в варианте с регулируемом сопловым аппаратом. Установлено, что увеличение угла поворота лопаток регулируемого соплового аппарата до предельно допустимого значения вызывает снижение параметров тепловой напряженности, в результате чего расширяется зона предельно допустимых режимов эксплуатации дизеля. В то же время повышаются параметры и критерии, определяющие механическую напряженность дизеля, но сокращение зоны предельно допустимых нагрузок по механической напряженности не снижает диапазон предельно допустимых нагрузок, установленный изменением показателей тепловой напряженности.</p> Вячеслав Леонтьевич Конюков Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/494 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Эксперименты по термическому обезвреживанию судовых нефтесодержащих вод http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/478 <p>В процессе эксплуатации энергетической установки судна неизбежно образование нефтесодержащих вод. Многочисленные методы и технологии, применяемые на судах, не всегда обеспечивают очистку нефтесодержащих вод до величины нефтесодержания, регламентируемой национальными и международными стандартами и требованиями. В этой связи разработка установок нового типа, позволяющих обеспечить полную очистку нефтесодержащих вод от нефтепродуктов, а также уменьшить их энергетические и массогабаритные показатели является актуальной. В статье представлены первые результаты экспериментальных исследований способа термического обезвреживания нефтесодержащих вод, заключающегося в их распылении в газовыпускном тракте судового дизеля с последующим испарением воды и дожиганием нефтепродуктов из состава нефтесодержащих вод отработавшими газами дизеля.</p> <p>Исследования выполнялись на специально разработанном лабораторном стенде. Горелка стенда позволяет получить выпускные газы идентичные по составу и температуре отработавшим газам в газоходе судового дизеля. Через форсунку в газоход может подаваться различная среда. В рамках описываемого периода исследований оценивалось влияние расхода и состава подаваемой в газоход среды, на температуру в различных точках газохода и получаемый при этом состав уходящих газов.</p> <p>Основной задачей данного этапа исследования является определение влияния расхода и состава среды, подаваемой в газоход, на соответствие параметров газа на выходе установки, нормам, предъявляемым к содержанию вредных веществ в отработавших газах судовых дизелей.</p> Владимир Александрович Чернов, Олег Петрович Шураев, Александр Геннадьевич Чичурин Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/478 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Экономико-математическая модель выбора оптимальных схем доставки с участием водного транспорта и использованием объектов региональной транспортной инфраструктуры http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/479 <p>В статье представлены результаты формирования экономико-математической модели оптимизации распределения грузопотоков региона и выбора оптимальных схем доставки грузов через объекты региональной транспортной инфраструктуры. Рассмотрены принятые в учебной и научной литературе подходы для решения обозначенной задачи, а также предложения ученых по их совершенствованию. Сделан вывод о необходимости разработки собственной модели, отвечающей современным условиям функционирования водного транспорта и портовых терминалов в системе региональных, межрегиональных и международных перевозок. Сформулирована экономико-математическая модель, учитывающая возможность организации перевозок грузов от региональных отправителей получателям как напрямую, так и через терминальные комплексы с наличием обратной загрузки. Апробация модели на контрольном примере показала, что при определенном количестве пунктов обслуживаемой транспортной сети, размерах региона и объемах грузопотоков перевозки могут быть эффективно освоены портовыми терминалами, которые в наибольшей степени подходят для работы в данных условиях. &nbsp;</p> Ольга Ивановна Карташова Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/479 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Внутренний контроль как средство обеспечения экономической безопасности предприятий водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/489 <p>Проблемы экономической безопасности предприятий водного транспорта приобретают все большую актуальность в условиях кризиса, спровоцированного охватившей весь мир пандемией COVID-19 и проведением антироссийской санкционной политики. Преодоление новых не известных ранее ограничений, вызовов и угроз, требуют кардинально новых подходов к обеспечению экономической безопасности. В проведенном исследовании выявлены основные проблемы и перспективы развития водного транспорта. Определены функциональные направления экономической безопасности и установлена их взаимосвязь с видами и направлениями внутреннего контроля. Представлена классификация источников угроз экономической безопасности по сферам возникновения. Проведена сравнительная характеристика внутреннего контроля и экономической безопасности, что свидетельствует о наличии взаимосвязи их целей и функций, а также тождественности их субъектов и объектов. &nbsp;Проведенный анализ дает основание считать внутренний контроль основным средством обеспечения экономической безопасности. Результаты проведенного исследования могут быть положены в основу дальнейших разработок в области интеграции систем внутреннего контроля и экономической безопасности.</p> Ирина Юрьевна Кудрявцева Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/489 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Поиск путей совершенствования работы судоходных предприятий в регионах с развитой транспортной инфраструктурой http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/480 <p>Развитие путей наземных видов транспорта определяется в основном потребностями промышленности и связанным с ней населением. Работа каждого вида транспорта нацелена на достижение максимального результата, невзирая на имеющиеся недостатки. Внедрение в практику грузовладельцев логистических подходов при транспортировке своих грузов меняет траектории движения грузов, что создает для речного транспорта новые рыночные возможности. Это хорошо заметно применительно к волжским условиям функционирования «Южного транспортного коридора» и коридора «Один пояс - один путь». Наличие у судоходных компаний транспортных средств с разнообразными эксплуатационными параметрами позволяет формировать партии грузов, а при необходимости, консолидировать в одном транспортном средстве несколько партий грузов, следующих в нужном направлении. Фактически речь идет не только о решении организационно-технического вопроса снижения нагрузки на железнодорожные пути, которые не имеют значимого резерва пропускной способности, но и о комплексном ускорении транспортировки крупных партий грузов. Для портов и судоходных компаний это означает переход на работу по системным логистическим принципам. В результате использование речного флота при перевозке грузов, следующих параллельно наземным магистралям, может обеспечить повышение итоговых результатов доставки грузов конечным потребителям при наличии судов с соответствующими технико-эксплуатационными и экономическими характеристиками.</p> Сергей Иванович Нюркин, Элла Евгеньевна Нюркина Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/480 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Концепция разработки компонентов безопасности на основе развития бизнес-процессов логистики компании http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/481 <p>В условиях продолжающейся цифровой революции, развития порождающего проектирования, машинного обучения, активного применения 3D-маркетинга в рекламе, технологий 3D-печати, новых принципов логистики и систем автоматизированного проектирования кардинально меняются бизнес-процессы предприятия. Возникает необходимость углубления ориентации бизнес-процессов на клиента, на предприятиях требует решения задача обеспечения низкой стоимости как самих бизнес-процессов, так и поддерживающих их компонентов безопасности. Ввиду сложности интеграции информационных систем необходимо заранее создавать концепцию разработки &nbsp;компонентов безопасности на основе развития бизнес-процессов логистики компании.</p> <p>Очевидно, необходимо не просто учитывать аспекты информационной безопасности (ИБ) при совершенствовании бизнес-процессов, а рассматривать проблему комплексно, то есть разработать как концепцию, так и методику разработки, внедрения бизнес-процессов, их развития, оценки стоимости компонентов ИБ. Необходимо обеспечить гибкость и адаптацию внедряемых бизнес-процессов предприятия.</p> Михаил Владимирович Фирсов Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/481 Пн, 17 июн 2024 09:58:56 +0000 Системный подход к поставкам нерудных строительных материалов на речном транспорте http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/486 <p>В представленном исследовании с системных позиций описан процесс добычи и поставки нерудных строительных материалов на речном транспорте. В ходе исследования для системы добычи и поставки нерудных строительных материалов были разработаны функциональная и организационные модели обобщенного предприятия речного транспорта, а также несколько организационных моделей входящих в нее следующих функциональных подсистем: предпроизводственной, добычи и производства нерудных строительных материалов, управления поставками, планирования, материально- технического обеспечения. Особое внимание отводится исследованию предпризводственного этапа логистического процесса добычи и производства этих материалов. Системный подход позволил выявить, что в настоящее время наиболее слабым звеном в поставках нерудных строительных материалов речным транспортом является отсталая техническая база производства и перегрузки нерудных строительных материалов. Это связано с тем, что обновление добывающей техники затруднено с одной стороны, практическим отсутствием ее производства отечественными предприятиями, а, с другой стороны, санкционными ограничениями зарубежных поставок. Это влияет на себестоимость и качество поставляемых нерудных строительных материалов; экологические процессы, сопровождающие процесс добычи. Дополнительно слабое развитие цифровых технологий при взаимодействии с клиентами оказывает влияние на управление поставками в целом, а отсутствие научно-обоснованной системы управления запасами в процессе круглогодичной добычи и поставки сказывается на уровне сервиса и стоимости поставок.</p> Владимир Викторович Цверов, Ольга Леонидовна Домнина, Джейхун Илгарович Мамедов, Усами Герби Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/486 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Инновационное развитие предприятий водного транспорта как отрасли высокотехнологичной промышленности http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/488 <p>Статья посвящена инновационному развитию предприятий высокотехнологичной продукции на примере водного транспорта.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Водный транспорт относится к высокотехнологичной продукции и в этой связи его производство имеет довольно сложную производственную логистику (интеллектуальную, снабженческую, организационную, финансовую, информационную, кадровую, инновационную и др.) [2-3]. В связи с чем приобретает особую актуальность и важность поиск перспективных направлений в развитии высокотехнологичной продукции: реальная возможность реализовать научно-исследовательские как инновационно-инвестиционные проекты, выполнение которых выведет предприятия высокотехнологичной промышленности по производству водного транспорта на ведущие позиции не только в национальной экономике, но и – мировой [4-6]. Именно этим определяется важность мониторинга научно-исследовательских проектов как вектор развития инновационного производства на двух уровнях: продуктовом (высокотехнологичная продукция) и – технологическом (инновационные технологии) [7].</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Инновационный вектор развития предприятий высокотехнологичной продукции позволяет фактическую эффективность высокотехнологичного производства приблизить к полной потенциальной эффективности при прочих равных факторах производства в короткое время этапа научно-исследовательского и научно-технического развития жизненного цикла продукции судопромышленной продукции, которому отведено основное внимание в статье [6-7].</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Одновременно инновационный подход вводя в промышленный оборот продукцию закономерно обеспечивает условия дальнейшего научно-технического (инновационного) развития как непосредственно самой продукции, так и – технологий (другими словами - досрочное введение продукции обеспечивает и досрочное ее выведение: скорость колеса экономической эффективности производственной деятельности).</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; При достижении фактической эффективности предела потенциальной эффективности технологичного производства в соответствии с законами синергии происходит скачок, инновационный переход к новому (очередному, последующему) уровню потенциальной эффективности производства высокотехнологичной продукции, что закономерно выдвигает новые требования инновационного характера к производству.&nbsp; В противном случае производство по причине (закона) морального старения промышленной продукции обречено на банкротство вследствие так называемого фактора технологичной гибкости производства (ТГ). Которая (ТГ), если организационно учтена в экономической деятельности предприятий как прогнозирование, планирование и управление (проектно-инновационное руководство), на инновационно-инвестиционном подходе образует (экономически обеспечивает) в современных условиях устойчивое функционирование и развитие предприятий высокотехнологичной продукции (колесо&nbsp; экономической эффективности производственной деятельности – человеческий фактор): в рыночной модели государства преобразование продукта (изделия) в товар и контрактацию.</p> <p>&nbsp;</p> Владислав Стефанович Чеботарев, Игорь Константинович Кузьмичев Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/488 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Особенности планирования и оценки работы судов малых судоходных предприятий на современном этапе http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/482 <p>В статье рассматривается один из возможных подходов к планированию и оценке работы судов малых судоходных предприятий на современном этапе. Существующие алгоритмы математического моделирования работы флота являются универсальными и вполне могут применяться для предприятий с малым числом судов, но при этом являются сложными, затратными и потому неэффективными, а следовательно, и невостребованными. В связи с этим, в статье ставится проблема разработки системы оперативного планирования и оценки работы флота малых судоходных предприятий в условиях современной экономики и тенденций применения информационных технологий, определяются цели разработки и реализации системы, ее конфигурация; раскрываются назначение и способы реализации компонентов системы. Называются методики, необходимые при разработке системы и также подлежащие разработке. Подчеркивается важность обоснования эффективности информатизации.</p> Елена Ивановна Вершинина, Марина Владимировна Никулина, Юрий Иванович Платов Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/482 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Обзор и анализ способов оценки влияния условий эксплуатации подводных переходов магистральных трубопроводов на безопасность судоходства http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/495 <p>В настоящее время на территории Российской Федерации существует и функционирует единая глубоководная система (ЕГС), имеющая общую протяженность водных путей 6500 км. Такие размеры создают условия её работы в контакте с работой&nbsp;&nbsp; другой важнейшей области хозяйственной деятельности – энергетики, в частности, с нефтегазовой отраслью. Магистральные трубопроводы, по которым осуществляется транспортировка нефти и нефтепродуктов, часто пересекают водные объекты, в том числе и судоходные реки. Нарушение условий безопасной эксплуатации подводных переходов магистральных трубопроводов (ППМТ) может привести к серьезным авариям и, в некоторых случаях, к разливу нефтесодержащих продуктов в акваторию водных объектов, что нанесет серьезный экономический, экологический и социальный ущербы, в том числе для безопасности судоходства. Отсюда тема исследования, связанная с оценкой влияния условий эксплуатации подводных переходов магистральных трубопроводов в разных аспектах хозяйственной деятельности, включая безопасность судоходства, является актуальной. В статье приведены сведения о проводившихся ранее исследованиях в данной области, изложена их ключевая проблематика, дана информация о методах и способах решения задач, а также обозначен вектор дальнейшего исследования.</p> Сергей Сергеевич Герасимов, Александр Николаевич Ситнов Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/495 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Оценка возможного влияния на безопасность гражданского судоходства существующих концепций «навигационного давления» http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/483 <p>Рассмотрены &nbsp;особенности спутниковой навигационнойсистемы GPS, как системы первоначально военного назначения. Обобщен опыта ее боевого применения в последних военных конфликтах, в том числе при&nbsp; проведении специальной военной операции. Выявлены многочисленные сбои приема сигналов GPS гражданскими пользователями, в том числе авиаперевозчиками и судоводителями при работе GPS в военной обстановке.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Рассмотрены основные положения принятой в США концепции навигационной войны, одним из элементов которой является GPS и основные цели, которые она преследует. Произведена оценка возможного влияния положений навигационной войны на безопасность гражданского судоходства и обозначены основные направления работы по минимизации этого влияния. Обозначено повышение роли и места мореходной&nbsp; астрономии, как абсолютно автономного средства навигации, пригодного для применения в любом районе Мирового океана.</p> Николай Олегович Кириллов Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/483 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Исследование влияния направления водного потока и конфигураций опор моста на местный размыв дна реки http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/484 <p>Анализ влияния мостовых переходов базируется на расчетных исследованиях&nbsp; местного размыва на участке реки Белая в створе улицы Воровского&nbsp; город Уфа за 2021 год, где на данный момент планируется ввод &nbsp;в эксплуатацию новый мостовой переход. В виду сложности процесса взаимодействия турбулентного потока с геометрической конструкцией опор. За основной критерии&nbsp; анализа принимается форма и ширина&nbsp; мостовых опор, а также направление потока по отношению к опоре мостового перехода. Полученные результаты показали возможные изменения глубины местного размыва на подходах к мосту. С целью&nbsp; упрощения расчета и для поиска наибольших критерий, влияющих на результативный показатель местного размыв, в работе произведен факторный анализ полученных значений.</p> Екатерина Максимовна Куприна Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/484 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Социально-сетевой анализ зарубежных исследований в области автоматизации грузовых контейнерных перевозок http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/491 <p>Актуальность темы обусловлена следующим. Повышение уровня автоматизации и цифровизации технологических процессов перевалочных комплексов - одна из приоритетных задач развития морского и речного транспорта Российской Федерации на ближайшие годы. Значимость научных исследований направленных на поиск решений этой задачи, несомненно, увеличивает объем уже накопленных знаний и скорость появления новых в данной предметной области. Как следствие появляется потребность в обновлении и систематизации вновь полученных теоретических и практических разработок в обзорных исследованиях, которые бесспорно являются фундаментом всей академической исследовательской деятельности, так как направлены на выявление актуальных проблем и связей будущих научных разработок с уже существующими. В работе выполнен анализ научного поля исследований в области автоматизации технологических процессов контейнерных терминалов на предмет доминирующих тематических направлений зарубежных научных школ за последние десятилетие. Источником информационного потока для анализа послужили вторичные открытые научные данные, размещенные в системе Google Scholar. Задачи исследования включали поиск публикаций, соответствующих заявленной тематике, кластеризацию авторов этих статей по принципу соавторства, выявление ученых, максимально способствовавших развитию новых научных разработок, определение научных интересов исследователей по анализу текстов их научных работ. Для решения задач применялись метод рёберной кластеризации, а также&nbsp; структурный и позиционный анализы. В результате был сгенерированы сетевой граф по авторской принадлежности научных работ, граф перекрестного цитирования научных публикаций, а также граф сопоставления результатов исследований ученых с одним из тематических направлений предметной области исследований. Построение и анализ графов были выполнены с использованием программного обеспечения Gephi.</p> Екатерина Евгеньевна Петрова, Виталий Витальевич Ганнесен, Татьяна Егоровна Маликова Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/491 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000 Анализ аварийности на морском транспорте с использованием метода байесовских сетей доверия http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/485 <p>Морские происшествия хоть и являются редким событием, но имеют огромное влияние как на мировую экономику, так и на окружающую среду. Улучшение практики морского судоходства всегда требует новых способов повышения безопасности, что неизменно предполагает извлечение уроков из прошлого опыта и ошибок. В этом контексте вероятностный анализ происшествий и связанных с ними последствий может сыграть очень важную роль в создании более безопасной и эффективной морской транспортной системы. Байесовские сети представляют собой класс вероятностных моделей, основанных на статистике, теории принятия решений и теории графов.</p> <p>В представленной статье описан анализ статистики морских происшествий путём отбора влияющих на риск их возникновения вероятностных параметров. Важные параметры из этой базы данных группируются, и строится байесовская сеть, которая показывает взаимосвязь между ними, что, в свою очередь, дает представление о зависимостях, существующих между параметрами в базе данных, и непосредственно основных причинах этих аварий.. Данные для данного исследования основаны на базе данных происшествий Lloyds Register и IMO с 1990 по 2022 год. Важные факторы из этой базы данных объединены, и построена&nbsp;байесовская сеть, отображающая взаимосвязь между соответствующими&nbsp;переменными, что в свою очередь дает представление о вероятностных&nbsp;зависимостях между переменными в базе данных и основных причинах этих&nbsp;происшествий.</p> Анатолий Николаевич Попов, Геннадий Анатольевич Зеленков, Валерий Сергеевич Плужник, Олег Евгеньевич Бородин Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/485 Чт, 20 июн 2024 00:00:00 +0000