Научные проблемы водного транспорта http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt Научные проблемы водного транспорта ru-RU raeva.oa@yandex.ru (Раева) spaikjob@yandex.ru (Пайков С.К.) Ср, 20 мар 2024 09:35:52 +0000 OJS 3.1.2.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Модульная конструкция баржи-площадки http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/407 <p>В работе излагается решение задачи создания конструкции баржи-площадки класса «М-СП 3,5» Российского Классификационного Общества (РКО), предназначенной для изготовления вне судостроительно-судоремонтного предприятия на подготовленной площадке вблизи водоема. Сборка корпуса должна осуществляться из отдельных частей (модулей), которые изготавливаются в условиях судостроительного производства и доставляются к месту сборки автомобильным или железнодорожным транспортом. В процессе сборки не должна использоваться сварка. Предложено собирать корпус баржи из плоских секций размером 12,00×2,40 м и дробных размеров; при сборке использовать болтовые соединения. Рассмотрен пример конструкции баржи определенных размеров. Расчет общей прочности корпуса, собранного из отдельных секций с помощью болтовых соединений, выполнен с использованием программного комплекса «ANSYS». Показано, что прочность корпуса и болтов обеспечена на нагрузку, регламентируемую Правилами РКО. Использование болтовых соединений при формировании корпуса затрудняет обеспечение его непроницаемости, в связи с этим плавучесть и непотопляемость баржи предлагается обеспечивать с помощью вкладных гибких емкостей, накаченных воздухом. Проектирование и производство таких емкостей в настоящее время осуществляется рядом фирм в Российской Федерации.</p> Станислав Николаевич Гирин Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/407 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 История советской инновации по приобретению иностранного тоннажа и перспектива использования бербоут-чартера как инструмента пополнения флота в современных условиях http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/437 <p>Юбилейная дата, 50 лет с начала грандиозного проекта по фрахтованию иностранных судов с&nbsp;правом их выкупа, ставшего историей образования судоходной компании «Совкомфлот», даёт дополнительный повод рассмотреть его подробности. Приводится анализ реализованного в советский период успешного опыта внебюджетного пополнения торгового флота. Он позволяет прийти к заключению о том, что разработанные и применяемые тогда финансовые схемы привлечения иностранного капитала через специально создаваемые в иностранной же юрисдикции судоходные компании, приобретающие флот с использованием предусмотренных национальными законодательствами налоговых и других льгот для последующей передачи в бербоут – чартер и компенсирующих все расходы на перевозке российских внешнеторговых грузов, в полной мере актуальны и сегодня для пополнения флота отечественных судоходных компаний. Также рассмотренные в статье преимущества приобретения торгового флота с использованием лизинга в сочетании с бербоут-чартером уже в современных условиях, показали, что это оптимальный механизм и для льготного лизинга, и для коммерческих схем финансирования. Недостаток бербоут-чартера, ограничивающий его использование в современных условиях, связан с его узкой специализацией, как правового, так и коммерческого характера. Максимально соответствующий традициям и особенностям мирового торгового судоходства, он отвечает интересам судоходных компаний, но мало понятен финансовым институтам. В этой связи особую важность приобретает разработка или адаптация имеющегося методического обеспечения для оценки ключевых показателей финансовой схемы фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера) на условиях финансовой аренды (лизинга).</p> Екатерина Владимировна Зарецкая Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/437 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Остойчивость и углы крена корабля при его малых конечных наклонениях из разных исходных положений http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/410 <p>В статье, в рамках приемлемости метацентрической формулы, представлено решение задачи о сопоставлении остойчивости корабля, углов поворота и углов крена, которые он принимает, находясь в разных исходных положениях: в прямой посадке (с несмещенным с диаметральной плоскости центром тяжести (ЦТ)) и с начальным углом крена (со смещенным ЦТ). Это сопоставление ведется при воздействии на корабль следующих факторов: одинакового кренящего момента; поворота корабля на одинаковый угол крена; переноса параллельно палубе одинакового груза на одинаковое расстояние; наклонения корабля до одинакового положения. Цель указанного сопоставления - наглядно показать, что корабль со смещенным ЦТ проявляет лучшую остойчивость в указанных рамках, чем в прямой посадке. Показано, что перенос груза в любую сторону с борта на борт повернет корабль с исходным креном на меньший угол в направлении переноса, чем тот же самый корабль в исходной прямой посадке. Исключением будет такой же перенос, при котором изначально наклоненный корабль восстановит прямую посадку или примет крен, противоположный исходному. В первом случае поворот корабля (относительно исходного крена) произойдет ровно на такой же угол, что и при наклонении корабля с изначально прямой посадкой, а во втором случае - на больший угол. Материалы статьи могут быть полезны при анализе поведения корабля на малых углах крена.</p> Александр Николаевич Ковалев, Федор Николаевич Ковалев Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/410 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Разработка математической модели и алгоритма определения последовательности дефектации корпуса судна http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/455 <p>Трудоемкость процесса дефектации корпуса, состоящую, в общем случае, из работ, выполняемых непосредственно на судне, и оформления итогового отчёта, можно снизить за счёт применения современных методов компьютерного анализа данных. Последовательность замеров дефектов на судне (остаточных толщин, деформаций, цементных и иных заделок, трещин, пробоин) можно обосновать решением изменённой задачи коммивояжёра, отражающей оптимизацию пути между точками в пространстве, с функцией цели в виде затраченного конечного времени, являющегося суммой времени на выполнение непосредственно замеров, перемещение между точками таких замеров, различные технические работы, например, установка лестницы для доступа в область расположенную выше человеческого роста и её передвижение в нужный сектор работ. В статье разработана математическая модель движения человека в пространстве вокруг судна и алгоритм движения. Приведена адаптация генетического алгоритма для рассматриваемой задачи, включающая особенности кодирования решения, скрещивания и мутации решений, выбора наилучшего варианта. Полученные результаты тестового отладочного моделирования для носовой части корпуса речного толкача, показали работоспособность разработанного алгоритма и возможность его применения для исследовательских и практических задач.</p> Юрий Александрович Кочнев, Ирина Борисовна Кочнева, Олег Константинович Зяблов Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/455 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Влияние скорости судна-сборщика на эффективность работы системы сбора судовых отходов http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/412 <p>Внесудовая очистка судовых отходов является одним из способов обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов. Сточные и нефтесодержащие воды, образующиеся на судне, передаются на береговые природоохранные сооружения с помощью судна-сборщика. При рассмотрении такого способа обеспечения экологической безопасности судоходства возникает ряд вопросов, связанных с оптимизацией работы такой системы. В данной статье рассмотрено влияние средней скорости судна-сборщика на работу внесудовой системы сбора судовых отходов. Для решения такой задачи была разработана численная модель данной системы, которая сочетает в себе элементы вероятностного и имитационного моделирования. Было выявлено незначительное влияние скорости судна-сборщика на эффективность работы данной системы. В результате моделирования работы системы сбора судовых отходов посредством судна-сборщика можно сказать о том, что высокие скорости судна-сборщика при обслуживании судов не требуются.</p> Маргарита Сергеевна Манакова, Сергей Владимирович Васькин Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/412 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Исследование волнообразования поплавков для использования в качестве бульбов большегрузных катамаранов http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/456 <p>Использование речных большегрузных катамаранов для организации судоходства может повысить привлекательность перевозок по внутренним водным путям за счет повышения скорости судов. Уменьшение волнового сопротивления для такого типа судов остается актуальным вопросом как с позиции предотвращения разрушения берегов, ложа водоемов и прибрежных сооружений, снижения волновых нагрузок на мост катамарана. Одним из способов снижения волнового сопротивления, является размещение поплавка-бульба между корпусами катамарана, что подтверждается ранее выполненными исследованиями. В работе представлены аналитические выражения для определения сопротивления комплекса поплавок-катамаран, а также формулы позволяющие рассчитать основные параметры поплавка-бульба. Приведены результаты численного моделирования для поплавков в виде эллипсоидов в диапазоне скоростей 7,0 – 11,7 м/с, которые соответствуют малоисследованному диапазону чисел Фруда от 0,2 до 0,3 для речных катамаранов длиной 112 – 152 м. Полученные данные позволяют предполагать, что эллипсоид не является оптимальной формой поплавка-бульба и данный вопрос требует дополнительного изучения.</p> Егор Юрьевич Чебан, Артур Игоревич Кожевников Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/456 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Проектная оценка диапазона допустимых режимов эксплуатации судового двухтактного дизеля http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/418 <p>В практике эксплуатации судовых дизелей в качестве ограничительной характеристики по механической напряженности используют характеристику, соответствующую постоянному эффективному моменту, который пропорционален среднему эффективному давлению. Относительно ограничительных характеристик по тепловой напряженности такой однозначности не существует. Ограничения по тепловой напряженности дизеля зависят от его конструктивных особенностей и эффективности системы охлаждения цилиндропоршневой группы. На стадии проектирования дизеля важно заблаговременно оценить соответствие эксплуатационных характеристик техническому заданию.</p> <p>В работе выполнены расчетно-теоретические исследования эксплуатационных параметров главного судового двухтактного дизеля, работающего по винтовой характеристике, которые влияют на его механическую и тепловую напряженность, определены предполагаемые ограничительные характеристики механической и тепловой напряженности. Исследования выполнены для широких диапазонов изменения коэффициента утяжеления винтовой характеристики и относительной мощности дизеля. Приведены предполагаемые проектные диапазоны режимов эксплуатации дизеля, исключающие его механическую и тепловую перегрузку, дана оценка допустимого утяжеления винтовой характеристики. Выполнены сравнения полученных результатов с характеристиками судового четырехтактного дизеля.</p> Вячеслав Леонтьевич Конюков Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/418 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Система двойного рода тока с обратимым валогенератором в составе судовой энергетической установки http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/420 <p>В статье проведен анализ судовых электроэнергетических систем (СЭЭС) с валогенераторными установками (ВГУ) переменной и постоянной частоты вращения с механическим и электрическим регулированием параметров. Рассмотрена работа ВГУ в генераторном и двигательном режимах. Выявлены основные достоинства и недостатки существующих СЭЭС с ВГУ. Приведена функциональная однолинейная схема СЭЭС со встроенной сетью постоянного тока и рассмотрен возможный состав такой системы. Указана возможность применения возобновляемых источников при использовании встроенной сети постоянного тока. Рассмотрена применимость возобновляемых источников в зависимости от района плавания судна. &nbsp;Предложены структуры комбинированной СЭЭС с встроенной сетью постоянного тока и обратимым валогенератором. Обоснованы предлагаемые схемные решения интегрирования в СЭЭС обратимого валогенератора и их экономическая целесообразность.</p> Юрий Сергеевич Малышев, Олег Анатольевич Бурмакин, Сергей Васильевич Попов Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/420 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Анализ эксплуатации и отказов энергетической установки на скоростных судах с полупогружными винтами http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/462 <p>Последние столетие судостроение тесно связано с решением острейшей проблемы повышения скорости движения судов. Строители быстроходных судов привычно обосновывают эту борьбу за скорость в связи с требованиями современного рынка. В России, как и во всем мире, есть потребность в современных, скоростных, манёвренных и экономичных судах. Для реализации указанной потребности ЦМКБ «Алмаз» разработал, Рыбинский завод «Вымпел» запустил в серию скоростное судно с полупогружными винтами проекта 12150 «Мангуст». В настоящее время выпущено около 75 судов [1]. В данной статье проведен анализ работы зарубежных и отечественных двигателей, накопленный при эксплуатации высокооборотных двигателей MTU 10V2000М93 (производство - Германия), ЗВЕЗДА М470МК-М3 (производство - Россия) установленных на скоростных судах проекта 12150. В частности, сведения о наиболее характерных отказах деталей элементов главных энергетических установок и пропульсивного комплекса в целом, а также о возможных причинах возникновения и развития типичных неисправностей двигателей, установленных на указанных скоростных судах, которые позволяют оценить преимущества и недостатки используемой энергетической установки.</p> Вадим Раульевич Саитгареев Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/462 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Новый мировой порядок в безопасности транспортных перевозок грузов http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/461 <p>В статье анализируются новые организационные процессы использования транспорта при перемещении грузов между странами ЕАЭС и КНР. Сегодня организация перевозок грузов на Российские, Европейские и Азиатские рынки связаны с высокими рисками. Растущая межгосударственная конфронтация стран участниц евро-азиатского рынка губительно влияет на транспортный организационный механизм&nbsp;&nbsp; автомобильных, железнодорожных и морских грузоперевозок. Авторы исследования выступают аналитиками процессов формирования нового экономического порядка в безопасности транспортных параметров перемещения ресурсов в пространстве и времени, определяющих эффективность и конкурентоспособность производственного звена регионов на основе расширения организационных торговых связей субъектов экономики. Сегодня ресурсы, уровень их территориальной разбросанности и разрозненности, наряду с фактическим положением размещения производительных сил и мощностей, во многом являются&nbsp; определяющими в развитии бизнеса и конкурентоспособности экономик национальных государств. Особое внимание при этом уделяется развитию как внешних межгосударственных, так и внутренних национальных линейных транспортных сетей включая железнодорожный, автомобильный и водный транспорт. Объединение потенциалов ряда государств континентального размещения, а также организация технического и технологического взаимодействия стран участниц- корпоративного использования ресурсов, дает неоспоримое преимущество в достижении экономической и социальной эффективности развития национальных государств. Это требует комплексной социально-экономической авторской оценки прямых и косвенных преимуществ и&nbsp; потерь экономической конъюнктуры стран ЕАЭС России и КНР, как основных участников и организаторов создания условий для нового экономического порядка. Новый экономический порядок в развитии транспортных коммуникаций предопределяет реализацию более эффективного механизма использования континентальных производственных ресурсов КНР, Индии, Ирана и России, которые концентрируются&nbsp; на основе межстрановой&nbsp; корпоратизации их использования&nbsp; и объективного выгодного размещения национальных производительных сил и потребительских&nbsp; рынков.</p> Александр Иванович Гаврилов, У Сянъюй, Чжан Чжэнь Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/461 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Факторы повышения эффективности использования рабочего времени работников умственного труда на водном транспорте http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/459 <p>Рабочее время представляет собой самый ценный ресурс в сфере производства и труда. Не является исключением и такая важная для национальной экономики отрасль как водный транспорт. Эффективности использования рабочего времени всегда уделялось особое внимание не только экономистами, управленцами, но также социологами и психологами. Согласно трудовому законодательству, рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, относимые к рабочему. Таким образом, к рабочему времени относят не только время основной, но и вспомогательной работы, время регламентированных перерывов и некоторые другие виды затрат рабочего дня.</p> <p>Согласно исследованиям, потери рабочего времени на отечественных предприятиях достаточно велики, так на водном транспорте они незначительно отклоняются от среднестатистического показателя, что является недоиспользованным ресурсом роста производительности труда. Неэффективное использование может приводить к невосполнимым потерям в товарообороте, недополучении прибыли, доходов, в снижении объёмов перевозок грузов и пассажиров, снижении выпуска товаров и услуг. Причинами как правило являются: низкий уровень организация труда, нарушения трудовой дисциплины и не зависящие от работника обстоятельства, например, низкое качество реализации управленческой функции руководством организаций. Устранение хотя бы необоснованных потерь рабочего времени, при существующем уровне организации труда, способно повысить эффективность отечественных предприятий более чем на 10%</p> Рената Ивановна Каравашкина, Юлия Романовна Гуро-Фролова, Елена Михайловна Федотова Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/459 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Анализ тенденций функционирования водного и воздушного транспорта в регионах РФ на фоне возникающих кризисов http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/467 <p>В статье рассматриваются текущие тенденции в авиационной отрасли, факторы роста пассажиропотока и грузопотока, ключевые игроки в различных регионах мира, регулирующие требования и вызовы рынка в сравнении с одной из немаловажной отрасли России и мира – водного транспорта. Выполнен обзор новых концепций создания самолетов. Авторами констатируется возобновление производства отечественных воздушных судов в условиях реализации политики активного импортозамещения. В работе выявлены преимущества от использования среднемагистральных и дальнемагистральных самолетов российскими перевозчиками, представлена структура рыночных позиций крупнейших авиакомпаний России за последние годы. Также в исследовании оценивается влияние пандемии COVID – 19 на ситуацию в данной сфере и рассматриваются альтернативные стратегии для ее восстановления. В целях повышения безопасности полетов и обеспечения устойчивости экологических практик обосновывается необходимость развития отечественной авиационной отрасли и ее адаптации к произошедшим международным трансформациям, что предполагает безусловное применение новых технологий. В статье сопоставляются воздушный и водный транспорт, производится сравнение российских и зарубежных показателей функционирования данных отраслей. Анализ динамики развития авиационной отрасли и водного транспорта позволяет выявить преимущества и недостатки в каждой из сфер, оценить их влияние на мировую экономику.</p> Мария Сергеевна Колосова, Денис Юрьевич Фраймович Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/467 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Особенности создания математической модели и ее реализации для моделирования гидродинамики речного потока в нижнем течении р. Оки http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/444 <p>Развитие вычислительной техники и усложнение инженерных задач сделало математическое моделирование неотъемлемой частью проектных работ при возведении сложных воднотранспортных и мостовых гидротехнических сооружений. Это позволяет при минимуме трудо-интелектуальных затрат получить максимум информации о характере взаимодействия будущего сооружения и речного русла. Моделирование гидродинамики речных потоков сопряжено со сложной топологией расчетной области дна. В дополнение к этому приходится решать трехмерные задачи на базе уравнений Навье-Стокса. Последние в сочетании с проблемой соотношения размеров длинны, ширины и глубины ставят дополнительные проблемы на пути практической реализации и получения результата.&nbsp; Особенно ярко эти проблемы проявляются при моделировании крупных рек Европейской части России, таких как Ока и Волга. Это обусловлено тем, что плановые размеры речного потока в сотни раз превышают значения глубин, а строгая аппроксимация расчетной области требует применения равноразмерных расчетных элементов. Обойти эти проблемы позволяет применение современных CAD/CAE вычислительных технологий в сочетании с особыми настройками итерационного решателя. Результаты применения этих достижений вычислительных технологий применительно к решению задачи для нижних течений р. Ока представлены в статье.</p> <p><em>&nbsp;</em></p> Игорь Викторович Липатов Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/444 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Ледовый паспорт речного ледокола: маневренность http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/438 <p>Работа продолжает ряд статей с анализом опыта эксплуатации ледоколов проекта 1191 в ледовых условиях внутренних водных путей и прибрежных морских районов. Настоящая публикация посвящена обобщению данных натурных наблюдений и испытаний ледовой маневренности судна.</p> <p>В табличной форме даны инерционные характеристики, курсовая устойчивость и параметры циркуляции ледокола в сплошных и битых льдах различных характеристик в зависимости от режимов работы его движительно-рулевого комплекса и вспомогательных систем. В графическом виде проиллюстрированы условия, возможности и технология выполнения маневров в предельных и запредельных льдах.</p> <p>Проведён сравнительный анализ маневренных качеств судна на чистой воде и в ледовых условиях.</p> Василий Алексеевич Лобанов Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/438 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Анализ опыта автоматизации и роботизации операционных процессов контейнерного терминала http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/439 <p>В работе выполнен обзор существующих подходов к автоматизации, как самой перегрузочной техники, так и выполняемых с ее помощью технологических операций на контейнерных терминалах. Отмечено, что автоматизация и роботизация складских и портовых операционных процессов является одним из современных глобальных трендов в развитии технологий перегрузки и временного хранения грузов на причалах морских портов. Поэтому поиск, накопление и систематизация большого потока информации о практических разработках в данной области развития транспортной отрасли является одной из частных научных задач при выборе направления диссертационного исследования «Технология, организация и управление перегрузочными процессами в портах». На основе изученного отечественного и зарубежного опыта в области организация системы управления морским контейнерным терминалом была выполнена классификация операционных процессов, в которых объектом автоматизации являлась перегрузочная техника. Объединение отдельных способов автоматизации операционных процессов в группы (уровни автоматизации) выполнено на основании классификационного признака «количество единиц автоматизированной техники». Источниками информационного потока для научного исследования послужили неструктурированные данные, представленные в виде первичной исходной информации на сайтах производителей перегрузочной техники, а также вторичные открытые научные данные.</p> Екатерина Евгеньевна Петрова, Виталий Витальевич Ганнесен Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/439 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Анализ организации экспортных перевозок серы в смешанном река-море сообщении http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/465 <p>Сера является одним из экспортных грузов и занимает значительный удельный вес в объеме перевозок водного транспорта. В статье проанализирован маршрут от завода-производителя серы в Астраханской области до морского порта Кавказ, на котором задействованы автотранспорт, специализированный речной порт Бузан, речной флот, рейдовый перевалочный комплекс в морском порту Кавказ, морские суда. Установлено, что при перевозках серы по воде используется в основном самоходный флот. Исследованы элементы кругового рейса речных теплоходов, технология и показатели работы портов, проанализирована статистика подачи морских судов в порт Кавказ для перевалки серы, производительность флота с учетом фактической длительности кругового рейса. Предложен вариант перевозки серы на анализируемом маршруте с использованием толкаемых составов, что позволит при оптимальном соотношении количества барж и толкачей снизить энергозатраты с соответствующей экономией топлива и численность плавсостава.</p> Валерий Иванович Минеев, Дмитрий Александрович Почекаев Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/465 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Особенности применения требований Международной конвенции безопасности высокоскоростных судов к судам малых размерений http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/466 <p>В статье рассмотрены особенности нормирования характеристик высокоскоростных судов малого размера, главным образом пассажирского назначения, с учетом перспектив их развития в РФ. Проанализированы определения высокоскоростных и легких судов из разных нормативных документов. Установлено, что большинство пассажирских и прогулочных судов малого размера являются высокоскоростными, и относятся ко второму уровню ускорений при столкновении, что определяет ограничения по их компоновке. Отмечены особенности обеспечения непотопляемости, затронуты результаты расследования аварий, повлиявшие на современные нормативы. Выявлены критерии непотопляемости, которые требуют корректировки применительно к судам малого размера. Уделено внимание постам управления судном, показана противоречивость требований в т.ч. к обзору и компоновке постов.&nbsp; Приводятся примеры проектов на основе опыта работы с зарубежными правилами. Для российских классификационных обществ сформулированы предложения по совершенствованию требований.</p> Альберт Георгиевич Назаров Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/466 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Исследование взаимосвязей между техническими и экономическими характеристиками речных грузовых судов при эксплуатационно-экономическом обосновании http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/457 <p>Одной из проблем эксплуатационно-экономического обоснования является определение экономической эффективности нового судна. Сложность проблемы возрастает для судов смешанного и внутреннего плавания из-за высокой вариативности условий плавания, существенно влияющих на показатели эффективности. Цель статьи заключается в изучении взаимного влияния технических характеристик грузового судна смешанного плавания и экономических показателей его работы при учёте условий плавания на конкретных участках водных путей. Рассмотрены различные технические характеристики и показано, что наиболее комплексным является показатель удельного расхода топлива на тонно-километр. Проведена оценка влияния погрешности прогнозных технических параметров на экономические показатели. Показано, что оптимальность экономических показателей зависит от характеристик водного пути так, что судно, оптимальное на одном водном пути может быть неоптимальным на другом. Также установлено, что оптимальные технические параметры не всегда согласуются с оптимальными экономическими.</p> Александр Юрьевич Платов, Юрий Иванович Платов Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/457 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Элементы технологии переработки и утилизации пищевых отходов при эксплуатации судов http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/458 <p>Настоящая статья посвящена проблеме защиты окружающей среды от загрязнения пищевыми отходами, которая наиболее актуальна для объектов водного туризма, а также малых и удаленных поселений. Авторами предложено при решении проблемы пищевых отходов рассматривать процесс их образования как полный процесс существования продуктов питания с учетом их перемещения в пространстве и превращений, в результате которых образуются отходы. Такой подход позволил установить основные стадии этого процесса – подготовка к приготовлению, приготовление, употребление. Показано, что на каждой из них образуются отходы в разном количестве и разного свойства. Показано также, что эти факторы, в свою очередь, определяют наиболее эффективные технологии и средства переработки и утилизации пищевых отходов. Авторы предлагают, управляя перемещением образующихся отходов с учетом их количества и качества, осуществлять формирование технологии и средств для переработки и утилизации отходов. Преимущества данного подхода подтверждены примерами экологистических решений, которые учитывают образование отходов в процессе превращении продуктов питания, а также их перемещения в пространстве, что одновременно обеспечивает наличие разных вариантов решения проблемы отходов для каждого конкретного объекта, в том числе и таких, как объекты водного туризма. Наличие разных вариантов решения проблемы утилизации отходов обеспечивает возможность выбора наиболее эффективного из них с учетом условий организации.</p> Валерий Иванович Решняк, Ольга Леонидовна Домнина, Наталья Борисовна Сатина Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/458 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Стоянка судна на якоре в стесненных путевых условиях http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/442 <p>Известно, что безопасность якорной стоянки во многом определяется правильным выбором места постановки на якорь, глубинам и родом грунта, габаритами акватории, защищенностью от ветрового воздействия, наличия течения в месте якорной стоянки. Стоянка на морских рейдах в плане ограниченности акватории особых проблем не представляет. В речных условиях рейды располагаются в непосредственной близости от судового хода и ограниченны по ширине. Поэтому вопрос занимаемой судном, стоящем на якоре, полосы по ширине, имеет важное значение. Суда на реке обычно становяться на носовой якорь против течения, но довольно часто при сильных боковых ветрах приходится отдавать и кормовой якорь, чтобы уменьшить ширину полосы занимаемей судном и не мешать движению проходящих мимо&nbsp; судов. В работе приведены исследования&nbsp; безопасных условий якорной стоянки судов в речных условиях при ветре, на ограниченной по габаритам акватории, при различных скоростях течения. Получены расчетные зависимости по определению поперечного размера акватории занимаемой судном, стоящем на носовом якоре, носовом и кормовом якорях по отношению к оси судового хода в зависимости от скорости течения,&nbsp; скоростей и направления ветра.</p> Павел Николаевич Токарев Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/442 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Развитие мировых технологий в области опорных конструкций плавучих ветряных электростанций http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/463 <p>Большая часть ветровых ресурсов расположена на таких глубинах, где морские стационарные ветряные турбины нерентабельны или технологически нецелесообразны. На сегодняшний день морские плавучие ветряные турбины (далее – МПВТ) активно совершенствуются, и существует широкий спектр конструкций таких платформ. В данной статье представлен краткий обзор архитектурных решений, используемых при создании МПВТ и описание технических характеристик различных типов плавучих оснований для МПВТ, рассматриваются изменения в функциях и устройствах платформ в зависимости от их предназначения. Кроме того, в работе рассмотрены преимущества и недостатки различных типов и форм корпуса. Как следует из анализа рынка морской ветроэнергетики, плавучие платформы, применяемые в качестве оснований морских ветряных турбин в ближнесрочной перспективе будут всё шире востребованы в большинстве технологически развитых стран для достижения целей «чистого нулевого выброса».</p> <p>&nbsp;</p> Анастасия Антоновна Чалкина, Алексей Валериевич Лобанов Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/463 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000 Влияния течения на курс и скорость парусного судна http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/443 <p>Особенностью движения парусного судна является зависимость его скорости не только от силы ветра, но и от курса судна по отношению к ветру. Эта зависимость графически отражается в его поляре. Специальной особенностью движения парусного судна на течении является влияние самого этого течения на ветер, действующий на паруса. Рассмотрена специфика выбора курса парусного судна на течении с учетом этого влияния. Уточняется принятая и предлагается новая терминология в названиях ветров, участвующих в создании действующего на паруса вымпельного ветра. Показан правильный вид треугольника скоростей для определения истинного ветра при наличии ветрового дрейфа судна. Предложена методика определения курса и скорости парусного судна на течении с использованием его поляры.</p> Владимир Николаевич Яковлев Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/443 Ср, 20 мар 2024 00:00:00 +0000