ПРОГНОЗ РУСЛОВЫХ ДЕФОРМАЦИЙ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПОЙМЕННЫХ КАРЬЕРОВ НСМ В МЕАНДРИРУЮЩИХ РУСЛАХ РЕК С УЧЕТОМ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ СУДОХОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ Р.БЕЛАЯ)
Аннотация
Пойменные карьеры нерудных строительных материалов (НСМ) оказывают минимальное влияние на водный режим и судоходные условия водоема в районе своего расположения. Однако освоение таких месторождений имеет свои особенности, особенно, если они находятся в меандрирующих руслах крупных судоходных рек. На примере пойменного карьера, расположенного на устьевом участке р.Белой (1757-1763 км), были рассмотрены условия разработки таких объектов с учетом обеспечения безопасности судоходства; дана оценка состояния русла и выполнен прогноз русловых деформаций на основе анализа динамики изменения основных параметров излучин. Был сделан вывод о возможности добычи песчано-гравийных пород на исследуемом участке реки Белая только при условии комплексного решения вопросов, связанных с безопасностью судоходства. В первую очередь, это спрямление меандра и перенос судового хода в новую капитальную прорезь.
Литература
Беркович К.М. Русловые процессы и русловые карьеры. – М.: 2005. – с.109.
СТО 52.08.31-2012. Добыча НСМ в водных объектах. Учет руслового процесса и рекомендации по проектированию и эксплуатации русловых карьеров /Министерство природных ресурсов и экологии РФ/. Сп-б. 2010 г.
Рекомендациям по прогнозу деформаций речных русел на участках размещения карьеров и в нижних бьефах гидроузлов, - Ленинград: Транспорт, 1988 г.
Руководство по проектированию русловых карьеров. Мероприятия по предотвращению понижения уровней воды / Министерство речного флота РСФСР/ , Ленинград: Транспорт, 1987 г.
Правила плавания по внутренним водным путям. / Утв. приказом Минтранса России от 19 января 2018 г. № 19., https://doi.org/10.18356/8a5cf897-ru
ГОСТ 26600-98. Знаки навигационные внутренних судоходных путей. ИПК. – Изд-во стандартов, 2001 – 32 с.
Гришанин К.В. и др. Водные пути. – М.: Транспорт, 1986 г.
Рекомендации по учету естественных циклических деформаций русел равнинных рек при строительном проектировании / Министерство энергетики и электрификации СССР/ Ленинград: Гидрометеорологическое издательство, 1969 г.
Knighton D. Fiuvial forms and processes. London, Arnold.1984.218p.
Knighton D. Fiuvial forms and processes. A new perspective. London, Arnold.1998. 383p.
Bagnold R.A. An approach to the sediment transport problem from general physics. - US. Geol. Survey, 1966, Prof. Paper
Graf W.H., Acaroglu E.R. Sediment transport in conveyance systems (Part I) - Bull. Int. Assoc. Sci. Hydr., XIII annee №2.1968
Lagasse P.F.. Winkley B.R., Simons D.B. Impact of gravel mining on river system stability// Journal of the Waterway, Port, Coastal, and Ocean Division. Vol. 103. 1980. №3. P. 389-404.
Galay V.J. Causes of River Bed Degradation// Water resources research, 1983, vol.19, №5. P.1057-1090., https://doi.org/10.1029/wr019i005p01057
Graf W.L. The rate law in fluvial geomorphology. – American Journal of Science. 1977, 277. P.178-191., https://doi.org/10.2475/ajs.277.2.178
Gregory K. Walling D. Human activity and environmental processes. London. 1987. 235.
Copyright (c) 2020 Научные проблемы водного транспорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.