ОЦЕНКА ДИНАМИКИ СВОБОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ГЛУБИН В НИЖНЕМ БЬЕФЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ГИДРОУЗЛА ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ТРЕТЬЕЙ НИТКИ ШЛЮЗОВ ИЛИ ИХ ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ
Аннотация
Судоходные шлюзы Нижегородского гидроузла и участок Городец – Нижний Новгород лимитируют судоходство на Единой Глубоководной Системе (ЕГС). Большое влияние на посадку уровней воды в нижнем бьефе Нижегородской ГЭС оказали дноуглубительные работы, производимые с 1970-х для поддержания проектной глубины. Решение проблемы малых глубин на участке и прохождение судами Городецких шлюзов возможно путем строительства низконапорного гидроузла в районе Б. Козино. Для оценки влияния строительства третьей нитки судоходного шлюза как другого, предлагаемого рядом авторов варианта решения проблемы, выполнены гидравлические расчеты поведения свободной поверхности воды на участке и связанные с ней глубины. Движение потока воды в русле реки описывалось системой дифференциальных уравнений движения. В результате проведенных расчетов получено, что кривая свободной поверхности при расходах в интервале 800–1500 м3/с не достигает положения кривой при проектном уровне. Это говорит о необеспеченности проектной судоходной глубины на участке. Альтернативные варианты низконапорному гидроузлу в виде третьей нитки Городецких шлюзов или третьей ступени в подходном канале не обеспечат требуемую судоходную глубину. Русло нижнего бьефа будет кардинально деформировано, а дополнительные объемы дноуглубительных работ на участке нижнего бьефа повлекут посадку уровней воды на порогах существующих шлюзов № 15–16 и на самом участке.
Литература
Инженерный центр энергетики Поволжья. Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла. Инженерно-гидрометеорологические изыскания. Отчет 07515-000-ГИДЗ-1.1.01/09.14, 2014.
Галков В.А. Исследование руслового режима и судоходных условий в нижних бьефах крупных гидроузлов. //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. / В.А. Галков. – С-Пб.: ЛИВТ, 1969 г.
Векслер А.Б. Трансформация русла р. Камы в нижнем бьефе Воткинского гидроузла. / А.Б. Векслер, В.М. Доненберг. – С-Пб., ВНИИГ им. В.Е. Веденеева, 1993 г.
Мазур Г.С. Деформация русла в нижнем бьефе Иркутской ГЭС // Четырнадцатое межвузовское научно-координационное совещание / Г.С. Мазур, Т.А. Яромолюк, Н.С. Бавтюк, E.Л. Сергеев.
Вабиньский З. Морфообразующая роль водохранилища Влацлавск на Висле ниже плотины. // Высшая педагогическая школа / З. Вабиньский – Выдгощь, Польша, 1998 г.
Векслер А.Б. Опыт оценки трансформации русел рек в нижних бьефах гидроузлов. / А.Б. Векслер, В.М. Доннеберг. – С-Пб., Известия ВНИИГ им. В.Е. Веденеева, т. 230, 1997 г.
Руководство по улучшению судоходных условий на свободных реках.// С. Петербург, 1992. – 312 с.
Гришанин К.В. Водные пути.// Учебник для вузов/ К.В. Гришанин, В.В. Дегтярев, В.М. Селезнев – М.: Транспорт, 1986. – 400 с.
Фролов Р.Д. Отчет по НИР «Исследование гидрологического режима нижнего бьефа низконапорного гидроузла на р.Волге, прогноз многолетних деформаций русла и обоснование глубины заложения камер шлюза» №244204. / Р.Д. Фролов. – Н.Новгород.: ВГАВТ, 2004. – 84 с.
Фролов Р.Д. Отчет по НИР «Обоснование увеличения глубины судового хода р.Волги на участке Н. Новгород – Балахна» №214291. / Р.Д. Фролов. – Н.Новгород.: ВГАВТ, 2001. – 96 с.
Кривошей В.А. Нижегородский гидроузел. Быть или не быть? / В.А. Кривошей. – Астрахань.: Астраханский вестник экологического образования. № 1 (35), 2016. – 77–87 с.
Free surface profile and inception point as characteristics of aerated flow over stepped spillway: Numerical studyBentalhaChakib, Habi Mohammed Journal of Water and Land Development. 2019;42(1):42-48 DOI 10.2478/jwld-2019-0043
Extreme hydrological events and the influence of reservoirs in a highly regulated river basin of northeastern SpainS.M. Vicente-Serrano, J. Zabalza-Martínez, G. Borràs, J.I. López-Moreno, E. Pla, D. Pascual, R. Savé, C. Biel, I. Funes, C. Azorin-Molina, A. Sanchez-Lorenzo, N. Martín-Hernández, M. Peña-Gallardo, E. Alonso-González, M. Tomas-Burguera, A. El KenawyJournal of Hydrology: Regional Studies. 2017;12(C):13-32 DOI 10.1016/j.ejrh.2017.01.004
Copyright (c) 2019 Научные проблемы водного транспорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.