Эффективность проектов организации пассажирских перевозок на водном транспорте
Аннотация
Практика обоснования проектов организации пассажирских перевозок как в России, так и за рубежом свидетельствует, что данные проекты малорентабельны или убыточны с позиции финансового результата. Как правило, в силу своей социальной значимости проекты такого рода не позволяют устанавливать на готовый продукт цены, обеспечивающие превышение получаемых доходов над величиной вкладываемых средств. Вместе с тем, как в России, так и за рубежом проекты организации пассажирских перевозок необходимы, поскольку их реализация обеспечивает мобильность, транспортную доступность и прочие составляющие, характеризующие высокое качество жизни людей. Поэтому при обосновании проектов организации пассажирских перевозок акцент в части их эффективности чаще всего смещается с определения прямых эффектов (дополнительные доходы, экономия расходов, прибыль) на получение косвенных эффектов, суть которых сводится к монетизации тех результатов проектов, которые не попадают в сферу прямых эффектов, т.е. выражении в денежной форме отдельных преимуществ проектов, отражающих различного рода выгоды для внешних и внутренних участников проекта, будущих владельцев его результатов и прочих заинтересованных лиц, называемых в проектном управлении стейкхолдерами. В зависимости от круга лиц, заинтересованных в проекте, находится и отношение органов государственной власти, без финансового участия которых сегодня практически невозможно реализовать ни один проект по организации пассажирских перевозок. В статье рассмотрен подход к обоснованию эффективности проектов организации пассажирских перевозок на водном транспорте, ориентированный на выявление косвенных эффектов; на конкретных примерах показаны возможные диапазоны рассчитываемых эффектов применительно к практике работы предприятий водного пассажирского транспорта.
Литература
Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://government.ru/docs/all/17992/ (дата обращения: 02.02.2020).
Bachok, S. Passenger’s Aspiration towards Sustainable Public/ S.Bachok, M.M. Osman, Z.Ponrahono // Transportation System: Kerian District, Perak, Malaysia // Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 153.-2014. p. 553 – 565. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.10.088
Лавриненко П.А. Транспортная инфраструктура и экономический рост / П.А. Лавриненко, П.А. Чистяков и др., – Москва: Перо, 2019. – 142 с.
Korczak, J. The concept of sustainable development of public passenger transport in Koszalin/ J.Korczak, K.Kijewska, K. //Transportation Research Procedia Vol 16.- 2016.-p. 217 – 226. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2016.11.021
Aparicio, А. Exploring the sustainability challenges of long-distance passenger trends in Europe// Transportation Research Procedia Vol 13.- 2016.-p. 90 – 99. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2016.05.010
Vilarinho A. Challenges and opportunities for the development of river logistics as a sustainable alternative: a systematic review/ A.Vilarinho, L.Bartocci Liboni, J.Siegler // Transportation Research Procedia, Volume 39, 2019, p. 576-586. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2019.06.059
Settey, T. Transport and International Bus Transport in the Slovak Republic/ T.Settey, J.Gnap // Transportation Research Procedia, Vol 44.-2020.- p. 129–136. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2020.02.019
Siskos, P. Energy and fleet modelling within the TRIMODE integrated transport model framework for Europe/ P.Siskos, P.Capros, G.Zazias, D.Fiorello, K.Noekel // Transportation Research Procedia Vol 37.-2019.- p. 369–376. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2018.12.205
European Commission (2011). White Paper on transport - Roadmap to a single European transport area - Towards a competitive and resource-efficient transport system. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2011 - 28 p.
Список стран по длине водных путей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_ %D0%BF%D0%BE_%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%B9 (дата обращения: 10.04.2021). https://doi.org/10.33941/age-info.com24(5)2018005
Иванов, М.В. Развитие транспортной инфраструктуры региона: факторы, направления, инструментарий оценки. Автореферат диссертации на соиск. уч.степ. канд. экон. наук по спец. 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством» (региональная экономика). Воронеж. – 2016. - 24 с.
Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень январь-декабрь 2019 года: Министерство транспорта РФ. – Москва, 2020. – 67 с.
Заседание президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/state-council/52713 (дата обращения: 02.02.2020).
Репина, Д.А. Водные пассажирские перевозки: проблемы и пути развития / Д.А. Репина, В.М. Иванов // Актуальные вопросы экономики: сборник статей III Международной научно-практической конференции – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. – с. 229 – 232. https://doi.org/10.36684/04
Вопросы развития пассажирских перевозок внутренним водным транспортом // Законодательное собрание Нижегородской области. – 2019. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.zsno.ru/press/service/news/53611/ (дата обращения: 06.09.2020).
Gołębiowski C. Inland Water Transport in Poland // Transportation Research Procedia, Volume 14, 2016, p. 223-232. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2016.05.058
Moschouli, E. Factors affecting the cost performance of transport infrastructure projects/ E.Moschouli, R.M.Soecipto, T.Vanelslander, K.Verhoest// European Journal of Transport and Infrastructure Research (EJTIR). Issue 18(4).- 2018.- p. 535-554. https://doi.org/10.1016/j.retrec.2019.02.004
«Валдай 45Р» превзошел ожидания создателей. [Электронный ресурс] -Режим доступа:https://www.korabel.ru/news/comments/valday_45r_prevzoshel_ozhidaniya_sozdateley.html (дата обращения: 06.12.2020).
Об утверждении методики оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот: постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 года. – № 1512 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339334/ (дата обращения: 06.02.2021). https://doi.org/10.25136/2409-7802.2017.3.23725
Update of the Handbook on External Costs of Transport. Report for the European Commission: DG MOVE / Ricardo-AEA/R/ ED57769 Issue Number 1 8th January 2014. – 139 p.
Copyright (c) 2021 Научные проблемы водного транспорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.