Эффект снижения предельной интенсивности грузовой обработки транспортных средств при увеличении задействованного числа технологических линий

  • А.А. Фунтусов Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского, г. Владивосток, Россия https://orcid.org/0000-0002-7310-8552

Аннотация

Опыт производственной деятельности морских и речных портов показывает, что интенсивность грузовой обработки судов и других транспортных средств возрастает с увеличением задействованного числа технологических (механизированных) линий отнюдь не линейно: в согласии с универсальным законом убывающей предельной производительности факторов производства каждая дополнительная технологическая линия даёт всё меньший и меньший прирост интенсивности обработки транспортного средства. Несмотря на её важность для планирования грузовых операций, эта закономерность не получила ясного теоретического объяснения в специальной литературе. Настоящая статья представляет попытку автора восполнить этот пробел. В статье предлагается теоретическое объяснение причин снижения предельной интенсивности обработки транспортных средств при увеличении задействованного числа технологических линий. В статье показано, что это может быть объяснено действием двух эффектов: эффекта интерференции (взаимных помех) и конъюнктивного эффекта. Оба эти эффекта обусловливаются тем, что грузовая обработка транспортного средства представляет собой не детерминированный, а случайный (стохастический) процесс. В статье дается количественная и качественная оценка влияния указанных эффектов на интенсивность грузовой обработки транспортных средств в зависимости от задействованного числа технологических линий. 

Ключевые слова: морской порт, транспортный терминал, грузовые операции, транспортное средство, технологическая линия, подъёмно-транспортная машина, порядковые статистики, система массового обслуживания, закон убывающей предельной производительности

Литература

1. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с.
2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 972 с.
3. Ветренко Л. Д., Ананьина В. З., Степанец А. В. Организация и технология перегрузоч-ных процессов в морских портах. – М.: Транспорт, 1989. – 270 с.
4. Руководство по проектированию речных портов. Минречфлот РСФСР – М.: Транспорт, 1985. – 143 с.
5. Нормы технологического проектирования морских портов. Свод правил. СП 350.1326000.2018. – М.: Минтранс России, Стандартинформ, 2018. – 217 с.
6. Port Engineering. Planning, Construction, Maintenance, and Security. Edited by Gregory P. Tsinker. John Wiley & Sons, Inc. 2004. 881 p.
7. Приказ МПС РФ от 10.11.2003 г. № 70 «О методике по разработке и определению тех-нологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов».
8. Инструкция по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных работ при за-грузке-разгрузке крытых вагонов. РД 31.41.07-82. – М.: В/О «Мортехинформреклама», 1983. – 84 c.
9. Лабскер Л. Г., Бабешко Л. О. Теория массового обслуживания в экономической сфере. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 319 с.
10. Приказ МПС РФ от 29.09.2003 г. № 67 «Об утверждении Порядка разработки и опре-деления технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки гру-зов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов».
11. Вентцель Е. С., Овчаров Л. А. Теория вероятностей и её инженерные приложения. – М.: Высшая школа, 2000. – 480 с.
12. Мендельсон Э. Введение в математическую логику. / Пер. с англ. – М.: Наука, 1971. – 320 с.
13. David H. A., Nagaraja H. N. Order statistics. Third edition. A John Wiley & Sons, Inc. 2003. 458 p.
14. Боярский Э. А. Порядковые статистики. – М.: Статистика, 1972. – 120 с.
15. Arnold, B. C., Balakrishnan, N., Nagaraja, H. N. A First Course in Order Statistics. Society for Industrial and Applied Mathematics. 2008. 279 p.

Данные автора

Анатолий Анатольевич Фунтусов , Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского, г. Владивосток, Россия

к. т. н.,доцент кафедры управления морским транспортом, Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского (ФГБОУ ВО «МГУ им. адм. Г. И. Невельского»), 690059, г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50а, e-mail: ilim81@yandex.ru

Опубликован
15-03-2022
Как цитировать
Фунтусов, А. А. (2022). Эффект снижения предельной интенсивности грузовой обработки транспортных средств при увеличении задействованного числа технологических линий. Научные проблемы водного транспорта, (70), 171-188. https://doi.org/10.37890/jwt.vi70.243
Раздел
Экономика, логистика и менеджмент на транспорте