Оценка техногенной нагрузки по интенсивности дноуглубительных работ на перекатных участках реки Обь

  • Ю.И. Бик Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия https://orcid.org/0000-0003-2884-8348
  • М.А. Бучельников Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия https://orcid.org/0000-0002-7975-6390
  • В.Н. Кофеева Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия https://orcid.org/0000-0002-7361-7947
  • В.А. Бобыльская Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия https://orcid.org/0000-0003-2347-3890

Аннотация

Объектом исследования является проведение транзитных дноуглубительных работ в русле реки Обь за большой промежуток времени (2000-2020 годы). Проанализирована частота и объемы дноуглубления на тех перекатах, которые создавали затруднения для судоходства. На основании обширных первичных данных рассчитаны такие параметры как: количество разработок за рассматриваемый период, средний объем за одну разработку, суммарный объем перемещенного грунта по каждому перекату, количество периодов три и более лет, в которые проводилось дноуглубление на перекате). Предложенные параметры имеют технико-экономическое и экологическое значение. Установлено, что в указанный период дноуглубление требовалось на перекатах. Наиболее сильному воздействию подвержены перекаты на участке Подходной канал шлюза Новосибирской ГЭС - устье реки Томи. Ряд перекатов подвергался дноуглублению практически непрерывно в течении 5-7 и более лет. Для установления связи между показателями вычислены коэффициенты корреляции (rxy) в парах «Количество разработок» – «Объем всего» и «Количество разработок» – «Средний объем». Обнаружено, что между количеством разработок и общим объемом перемещенного грунта существует значительная положительная связь. Столь же сильной связи между количеством разработок на перекате и средним объемом одной прорези не прослеживается. Отмечены недостатки и преимущества предлагаемого способа оценки.

Ключевые слова: дноуглубление, оценка воздействия, перекатные участки, техногенная нагрузка, река Обь

Литература

Чалов, Р.С. Параметризация условий и форм проявления русловых процессов как основа планирования дноуглубления (на примере р. Обь) / Р.С. Чалов, С.Н. Рулева, Н.М. Михайлова, К.М. Беркович // Речной транспорт (XXI век).2017. № 1 (81) – с. 35-43. – Текст: непосредственный.

Чалов, Р.С. Русловые процессы и водные пути на реках Обского бассейна: монография/ Р.С. Чалов, Е.М. Плескевич, В.А. Баула. –Новосибирск: РИПЭЛ плюс. 2001. – 300 с. – Текст: непосредственный.

Bik Yu. Environmental assessment of the estimated dredging volumes on the Ob River/ Yu. I. Bik, M. A. Buchelnikov, V. N. Kofeeva/ IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 937 (2021) 022042 IOP Publishing doi:10.1088/1755-1315/937/2/022042

Седых, В.А. Обоснование объемов дноуглубительных работ на реке Обь/ В.А. Седых, В.М. Ботвинков, Н.В. Голышев, М.А. Бучельников // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2014 №1-2 – С.124-126. – Текст: непосредственный.

Бучельников, М.А. Транзитные дноуглубительные работы в русле реки Оби как один из основных гидроэкологических факторов / М.А. Бучельников // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2015. №2. – С.221-224. – Текст: непосредственный.

Седых, В.А. Безопасность судоходства на р. Обь на участке Новосибирская ГЭС – устье р. Томь/ В.А. Седых, А.Ю. Лапай // Речной транспорт (XXI век). 2014. № 3 (68) – С. 83-86. – Текст: непосредственный.

Бучельников, М.А. Оценка экологического влияния путевых работ на речные экосистемы (на примере реки Обь): монография / М.А. Бучельников // Новосибирск: Сибир. гос. унив. водн. трансп., 2018. – 182 с. – Текст: непосредственный.

Wenjie Wan, Hans-Peter Grossart, Donglan He, Wenke Yuan, Yuyi Yang, Stronger environmental adaptation of rare rather than abundant bacterioplankton in response to dredging in eutrophic Lake Nanhu (Wuhan, China), Water Research, Volume 190, 15 February 2021, 116751, doi: https://doi.org/10.1016/j.watres.2020.116751.

Xingliang Meng, Juanjuan Chen, Zhengfei Lia and etc., Degraded functional structure of macroinvertebrates caused by commercial sand dredging practices in a flood plain lake, Environmental Pollution, Volume 263, Part B, August 2020, 114415, doi: https://doi.org/10.1016/j.envpol.2020.114415.

Anastasia Krainyk, Lianne M. Koczur, Bart M.Ballard, A spatial model for the beneficial use of dredge spoil deposition: Creation and management of breeding habitat for reddish egrets in Texas, Journal of Environmental Management Volume 260, 15 April 2020, 110022, doi: https://doi.org/10.1016/j.jenvman.2019.110022.

Данные авторов

Юрий Игоревич Бик , Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия

д.т.н., профессор, профессор кафедры Строительного производства, конструкций и охраны водных ресурсов, Сибирский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «СГУВТ»), 630099, г. Новосибирск, ул. Щетинкина, 33, e-mail: yibik@mail.ru

Михаил Александрович Бучельников , Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия

к.б.н., доцент, доцент кафедры Строительного производства, конструкций и охраны водных ресурсов, Сибирский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «СГУВТ»), 630099, г. Новосибирск, ул. Щетинкина, 33, e-mail: nsk3000@rambler.ru

Вера Николаевна Кофеева , Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия

старший преподаватель кафедры Строительного производства, конструкций и охраны водных ресурсов, Сибирский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «СГУВТ»), 630099, г. Новосибирск, ул. Щетинкина, 33, e-mail: v.n.kofeeva@nsawt.ru

Виктория Александровна Бобыльская , Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия

к.т.н., доцент, доцент кафедры Строительного производства, конструкций и охраны водных ресурсов, Сибирский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «СГУВТ»), 630099, г. Новосибирск, ул. Щетинкина, 33, e-mail: ek@ngs.ru

Опубликован
07-06-2022
Как цитировать
Бик, Ю. И., Бучельников, М. А., Кофеева, В. Н., & Бобыльская, В. А. (2022). Оценка техногенной нагрузки по интенсивности дноуглубительных работ на перекатных участках реки Обь. Научные проблемы водного транспорта, (71), 213-224. https://doi.org/10.37890/jwt.vi71.265
Раздел
Водные пути, порты и гидротехнические сооружения