Изменение периодичности проведения опыта кренования для малых рыболовных судов в процессе их эксплуатации
Аннотация
Потеря судном остойчивости относится к категории самых опасных катастроф, в мире ежегодно от опрокидывания погибает несколько судов, а в отдельные годы их число измеряется десятками. Поэтому на судах должно осуществляться ведение постоянного контроля за основными параметрами остойчивости. В процессе эксплуатации происходит увеличение водоизмещения и аппликаты центра тяжести порожних судов. Этот рост происходит вследствие ремонта, модернизации, приведения судна в соответствие с новыми требованиями Конвенций ИМО, улучшения условий труда и быта. Анализ протоколов опытов кренований судов МРТК типа «Балтика», показал, что их водоизмещение выросло на 0,5–14,8 тонн, а увеличение аппликаты центра тяжести составило около 5,47 сантиметров, а максимальное приращение достигло 15 сантиметров. Такие изменения характеристик судна порожнём могут привести к нарушению остойчивости судов в эксплуатационных случаях нагрузки. В статье выполнены расчеты изменения водоизмещения и аппликаты центра тяжести порожних судов для МРТК типа «Балтика» и СРТМ (пр. 333) типа «Оболонь» при наихудшем с точки зрения остойчивости варианте нагрузки. Анализ построенных графиков изменения диаграммы статической остойчивости (ДСО) для МРТК типа «Балтика» показал, что за 10 лет эксплуатации максимальное плечо ДСО уменьшилось на 0,05 м, а изменение аппликаты центра тяжести судна порожнем составило 0,1 м. У СРТМ типа «Оболонь», имеющего большее водоизмещение, максимальное плечо ДСО уменьшилось на 0,038 м, а изменение аппликаты центра тяжести судна порожнем составило 0,05 м. Все это говорит о том, что выполнять опыт кренования для малых рыболовных судов надо чаще, чем раз в 10 лет.
Литература
Сидорченко В. Ф. Морские катастрофы. СПб.: Литагент «Юридический центр». 2006. 560 с.
Исследование остойчивости средних рыболовных траулеров, работающих в услови-ях Дальнего Востока. //Теоретические и практические вопросы остойчивости и непотопляемости морских судов. М.: Транспорт. 1965. С. 70-79.
Morral A, Mac Naughton A.R. Fishing vessel stability and safety a cautionary note when considering possible changes in IMO standards. // International Conference on Design Considerattions for small craft. London 13-15 February, 1984.
Гуральник Б.С., Кулагин В.Д. Точность определения остойчивости рыболовных судов расчётным путём. // Судостроение. 1992. № 6. С. 9-12.
Гуральник Б.С., Якута И.В. К вопросу определения погрешностей, возникающих при расчетах остойчивости судна в судовых компьютерных программах. // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технологии. №3. 2019. С.7-15.
The carriage of cargoes by sea. SE England seminar. // The International Journal of the Nautical Institute «Seaway» January 2009, p.34.
Правила классификации и постройки морских судов. Часть IV. Остойчивость. Рос-сийский Морской Регистр Судоходства, 2021. URL: https://lk.rs-class.org/regbook/rules. (дата обращения 30.10.2022 г.)
Международный кодекс остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 года (Кодекс ОНС 2008 года) (резолюция MSC.267(85) с поправками). СПб.: АО «ЦНИИМФ». 2016. 242 с.
Коваленко Б.П. Основы остойчивости судна. Пособие для судоводителей. СПб.: Су-достроение. 2005. 36 с.
МРТК типа «Балтика» проект 1328. Информация об остойчивости судна. Министер-ство рыбного хозяйства СССР. Гипрорыбфлот. Клайпедское отделение. 1978.
СРТМ типа «Оболонь». Информация об остойчивости судна. Фолькверфь г. Штральзунд. 1985.
Copyright (c) 2023 Научные проблемы водного транспорта
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.