Изменение периодичности проведения опыта кренования для малых рыболовных судов в процессе их эксплуатации

  • Б.С. Гуральник Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, г. Калининград, Россия https://orcid.org/0000-0002-8643-6571
  • И.В. Якута Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, г. Калининград, Россия https://orcid.org/0000-0002-9441-0443

Аннотация

Потеря судном остойчивости относится к категории самых опасных катастроф, в мире ежегодно от опрокидывания погибает несколько судов, а в отдельные годы их число измеряется десятками. Поэтому на судах должно осуществляться ведение постоянного контроля за основными параметрами остойчивости. В процессе эксплуатации происходит увеличение водоизмещения и аппликаты центра тяжести порожних судов. Этот рост происходит вследствие ремонта, модернизации, приведения судна в соответствие с новыми требованиями Конвенций ИМО, улучшения условий труда и быта. Анализ протоколов опытов кренований судов МРТК типа «Балтика», показал, что их водоизмещение выросло на 0,5–14,8 тонн, а увеличение аппликаты центра тяжести составило около 5,47 сантиметров, а максимальное приращение достигло 15 сантиметров. Такие изменения характеристик судна порожнём могут привести к нарушению остойчивости судов в эксплуатационных случаях нагрузки. В статье выполнены расчеты изменения водоизмещения и аппликаты центра тяжести порожних судов для МРТК типа «Балтика» и СРТМ (пр. 333) типа «Оболонь» при наихудшем с точки зрения остойчивости варианте нагрузки. Анализ построенных графиков изменения диаграммы статической остойчивости (ДСО) для МРТК типа «Балтика» показал, что за 10 лет эксплуатации максимальное плечо ДСО уменьшилось на 0,05 м, а изменение аппликаты центра тяжести судна порожнем составило 0,1 м. У СРТМ типа «Оболонь», имеющего большее водоизмещение, максимальное плечо ДСО уменьшилось на 0,038 м, а изменение аппликаты центра тяжести судна порожнем составило 0,05 м. Все это говорит о том, что выполнять опыт кренования для малых рыболовных судов надо чаще, чем раз в 10 лет.

Ключевые слова: потеря остойчивости, водоизмещение судна порожнем, аппликата центра тяжести, контроль остойчивости, рыболовное судно

Литература

Сидорченко В. Ф. Морские катастрофы. СПб.: Литагент «Юридический центр». 2006. 560 с.

Исследование остойчивости средних рыболовных траулеров, работающих в услови-ях Дальнего Востока. //Теоретические и практические вопросы остойчивости и непотопляемости морских судов. М.: Транспорт. 1965. С. 70-79.

Morral A, Mac Naughton A.R. Fishing vessel stability and safety a cautionary note when considering possible changes in IMO standards. // International Conference on Design Considerattions for small craft. London 13-15 February, 1984.

Гуральник Б.С., Кулагин В.Д. Точность определения остойчивости рыболовных судов расчётным путём. // Судостроение. 1992. № 6. С. 9-12.

Гуральник Б.С., Якута И.В. К вопросу определения погрешностей, возникающих при расчетах остойчивости судна в судовых компьютерных программах. // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технологии. №3. 2019. С.7-15.

The carriage of cargoes by sea. SE England seminar. // The International Journal of the Nautical Institute «Seaway» January 2009, p.34.

Правила классификации и постройки морских судов. Часть IV. Остойчивость. Рос-сийский Морской Регистр Судоходства, 2021. URL: https://lk.rs-class.org/regbook/rules. (дата обращения 30.10.2022 г.)

Международный кодекс остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 года (Кодекс ОНС 2008 года) (резолюция MSC.267(85) с поправками). СПб.: АО «ЦНИИМФ». 2016. 242 с.

Коваленко Б.П. Основы остойчивости судна. Пособие для судоводителей. СПб.: Су-достроение. 2005. 36 с.

МРТК типа «Балтика» проект 1328. Информация об остойчивости судна. Министер-ство рыбного хозяйства СССР. Гипрорыбфлот. Клайпедское отделение. 1978.

СРТМ типа «Оболонь». Информация об остойчивости судна. Фолькверфь г. Штральзунд. 1985.

Данные авторов

Борис Самуилович Гуральник , Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, г. Калининград, Россия

к.т.н., доцент, профессор кафедры судовождения и безопасности мореплавания, Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»,  236029,  г. Калининград, ул. Молодежная, 6, e-mail:boris.guralnik@mail.ru

Ирина Владимировна Якута , Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, г. Калининград, Россия

к.т.н, доцент кафедры судовождения и безопасности мореплавания, Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» , 236029, г. Калининград, ул. Молодежная, 6,  e-mail: yakuta@bgarf.ru

Опубликован
14-03-2023
Как цитировать
Гуральник, Б. С., & Якута, И. В. (2023). Изменение периодичности проведения опыта кренования для малых рыболовных судов в процессе их эксплуатации. Научные проблемы водного транспорта, (74), 37-49. https://doi.org/10.37890/jwt.vi74.344
Раздел
Судостроение, судоремонт и экологическая безопасность судна