Изменение периодичности проведения опыта кренования для малых рыболовных судов в процессе их эксплуатации
Аннотация
Потеря судном остойчивости относится к категории самых опасных катастроф, в мире ежегодно от опрокидывания погибает несколько судов, а в отдельные годы их число измеряется десятками. Поэтому на судах должно осуществляться ведение постоянного контроля за основными параметрами остойчивости. В процессе эксплуатации происходит увеличение водоизмещения и аппликаты центра тяжести порожних судов. Этот рост происходит вследствие ремонта, модернизации, приведения судна в соответствие с новыми требованиями Конвенций ИМО, улучшения условий труда и быта. Анализ протоколов опытов кренований судов МРТК типа «Балтика», показал, что их водоизмещение выросло на 0,5–14,8 тонн, а увеличение аппликаты центра тяжести составило около 5,47 сантиметров, а максимальное приращение достигло 15 сантиметров. Такие изменения характеристик судна порожнём могут привести к нарушению остойчивости судов в эксплуатационных случаях нагрузки. В статье выполнены расчеты изменения водоизмещения и аппликаты центра тяжести порожних судов для МРТК типа «Балтика» и СРТМ (пр. 333) типа «Оболонь» при наихудшем с точки зрения остойчивости варианте нагрузки. Анализ построенных графиков изменения диаграммы статической остойчивости (ДСО) для МРТК типа «Балтика» показал, что за 10 лет эксплуатации максимальное плечо ДСО уменьшилось на 0,05 м, а изменение аппликаты центра тяжести судна порожнем составило 0,1 м. У СРТМ типа «Оболонь», имеющего большее водоизмещение, максимальное плечо ДСО уменьшилось на 0,038 м, а изменение аппликаты центра тяжести судна порожнем составило 0,05 м. Все это говорит о том, что выполнять опыт кренования для малых рыболовных судов надо чаще, чем раз в 10 лет.
Литература
Сидорченко В. Ф. Морские катастрофы. СПб.: Литагент «Юридический центр». 2006. 560 с.
Исследование остойчивости средних рыболовных траулеров, работающих в услови-ях Дальнего Востока. //Теоретические и практические вопросы остойчивости и непотопляемости морских судов. М.: Транспорт. 1965. С. 70-79.
Morral A, Mac Naughton A.R. Fishing vessel stability and safety a cautionary note when considering possible changes in IMO standards. // International Conference on Design Considerattions for small craft. London 13-15 February, 1984.
Гуральник Б.С., Кулагин В.Д. Точность определения остойчивости рыболовных судов расчётным путём. // Судостроение. 1992. № 6. С. 9-12.
Гуральник Б.С., Якута И.В. К вопросу определения погрешностей, возникающих при расчетах остойчивости судна в судовых компьютерных программах. // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технологии. №3. 2019. С.7-15.
The carriage of cargoes by sea. SE England seminar. // The International Journal of the Nautical Institute «Seaway» January 2009, p.34.
Правила классификации и постройки морских судов. Часть IV. Остойчивость. Рос-сийский Морской Регистр Судоходства, 2021. URL: https://lk.rs-class.org/regbook/rules. (дата обращения 30.10.2022 г.)
Международный кодекс остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 года (Кодекс ОНС 2008 года) (резолюция MSC.267(85) с поправками). СПб.: АО «ЦНИИМФ». 2016. 242 с.
Коваленко Б.П. Основы остойчивости судна. Пособие для судоводителей. СПб.: Су-достроение. 2005. 36 с.
МРТК типа «Балтика» проект 1328. Информация об остойчивости судна. Министер-ство рыбного хозяйства СССР. Гипрорыбфлот. Клайпедское отделение. 1978.
СРТМ типа «Оболонь». Информация об остойчивости судна. Фолькверфь г. Штральзунд. 1985.
Copyright (c) 2023 Научные проблемы водного транспорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.