Анализ амплитудно-частотной характеристики бортовой качки, полученной в эксплуатационном рейсе
Аннотация
Проблемы с обеспечением безопасности плавания судов на волнении и с оптимизацией параметров движения судна в настоящее время возникают, в частности, по причине невозможности использования в судовождении новых достижений смежных научных дисциплин, таких как теория качки корабля, океанография. Отчасти это объясняется отсутствием методов получения спектра фактического волнения в окрестности судна, находящегося в эксплуатационном рейсе и не имеющему возможности делать остановки для выполнения записи волнения, отсутствием в широкой практике мореплавания регистраторов качки судна и отсутствием программного обеспечения для комплексной обработки необходимой информации.
В настоящее время в СГУВТ созданы программно-аппаратные комплексы, пригодные для использования силами штатного экипажа на судах в эксплуатации.
Современным программно-аппаратным комплексом обеспечивается возможность автоматизированной записи качки судна и её обработка. Запись качки может быть обработана до получения амплитудно-частотной характеристики качки при условии, что имеется спектр фактического волнения. При отсутствии фактического спектра волнения результат может быть получен с использованием внешней гидрометеорологической информации. В статье приведена процедура обработки этой информации о ветровом волнении и зыби до получения аналитической аппроксимации частотного спектра, с помощью которой представляется возможным получение амплитудно-частотной характеристики качки. Полученная амплитудно-частотная характеристика обладает свойствами традиционных амплитудно-частотных характеристик и дополнительно выявляет частоты снижения остойчивости на попутном волнении, собственные частоты качки и частоты параметрического резонанса.
Литература
Поминов А.Г. Регистрация параметров качки судна с помощью гироскопа и акселерометра / А.Г.Поминов, В.П.Умрихин // Судовождение – 2014: сб. науч. трудов. – Новосибирск: НГАВТ, 2014. – С. 46 – 48.
Бабич С.И. Поверка автоматического регистратора параметров качки судна / С.И.Бабич, Л.В.Дьячков, В.И.Сичкарев, В.П. Умрихин // Сибирский научный вестник, №XXII, 2018. – Новосибирск: СГУВТ, 2018. - С. 42–49.
Умрихин В.П. Создание аппаратно-программного комплекса для определения параметров качки судна / В.П. Умрихин, А.Г.Поминов // Материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Сибирского государственного университета водного транспорта «АРКТИКА-ЭКОЛОГИЯ-ТРАНСПОРТ». – Новосибирск: СГУВТ, 2017. – С. 301-304. https://doi.org/10.51980/2018_187
Умрихин В.П. Определение параметров качки судна в эксплуатационном рейсе / В.П. Умрихин // Научные проблемы водного транспорта, № 71, 2022. – Нижний Новгород: ВГУВТ, 2022. – С. 188-198.
Луговский В.В. Динамика моря / В.В.Луговский. – Л.: Судостроение, 1976. – 200 с.
Оськин Д.А., Горшков А.А., Клименко С.А., Погодин Н.А. Информационно-управляющая система сбора и передачи информации для безэкипажного судна. https://doi.org/10.24143/2073-1574-2021-2-24-31.// Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: морская техника и технология том 2021 № 2 , 2021, -с.24-31.
Artemiev A. V., Gorhkov A. A., Oskin D. A., Gromasheva O. S. Assessment of Drift of Gyroscopic Systems Built on the Basis of Microelectromechanical Sensors // 2018 International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern Technologies, FarEastCon 2018 (Vladivostok, 03–04 October 2018). Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2018. P. 8602489. https://doi.org/10.1109/fareastcon.2018.8602489
Титов А. В., Баракат Л. Перспективы технологического развития и внедрения безэкипажных судов // Мор. интеллектуал. технологии. 2018. Т. 1. № 3 (41). С. 94–103.
Ершов А.А., Теренчук А.В. Совершенствование методов обеспечения безопасности штормового плавания судов// Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: морская техника и технология том 2015 № 3 , 2015, -с.7-13.
Кондратьев С. И. Полифакторный анализ процесса предупреждения столкновений судов / С. И. Кондратьев, А. Л. Боран-Кешишьян // Вестн. ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова. 2013. № 2 (21). С. 7-13.
Ершов А. А. Разработка системы интеллектуальной поддержки судоводителя для снижения опасности столкновений судов: дис. … д-ра техн. наук. СПб., 2012. 322 с.
Copyright (c) 2023 Научные проблемы водного транспорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.