Остойчивость и углы крена корабля при его малых конечных наклонениях из разных исходных положений

  • А.Н. Ковалев Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Ниж-ний Новгород, Россия
  • Ф.Н. Ковалев Институт прикладной физики РАН, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Нов-город, Россия

Аннотация

В статье, в рамках приемлемости метацентрической формулы, представлено решение задачи о сопоставлении остойчивости корабля, углов поворота и углов крена, которые он принимает, находясь в разных исходных положениях: в прямой посадке (с несмещенным с диаметральной плоскости центром тяжести (ЦТ)) и с начальным углом крена (со смещенным ЦТ). Это сопоставление ведется при воздействии на корабль следующих факторов: одинакового кренящего момента; поворота корабля на одинаковый угол крена; переноса параллельно палубе одинакового груза на одинаковое расстояние; наклонения корабля до одинакового положения. Цель указанного сопоставления - наглядно показать, что корабль со смещенным ЦТ проявляет лучшую остойчивость в указанных рамках, чем в прямой посадке. Показано, что перенос груза в любую сторону с борта на борт повернет корабль с исходным креном на меньший угол в направлении переноса, чем тот же самый корабль в исходной прямой посадке. Исключением будет такой же перенос, при котором изначально наклоненный корабль восстановит прямую посадку или примет крен, противоположный исходному. В первом случае поворот корабля (относительно исходного крена) произойдет ровно на такой же угол, что и при наклонении корабля с изначально прямой посадкой, а во втором случае - на больший угол. Материалы статьи могут быть полезны при анализе поведения корабля на малых углах крена.

Ключевые слова: остойчивость, метацентрическая формула, метацентрическая высота, перемещение груза на корабле

Литература

Ковалев А.Н., Ковалев Ф.Н. Методические заметки к начальной остойчивости ко-рабля при перемещении груза по его палубе // Научные проблемы водного транспорта. 2023. № 76. С. 15  31. DOI: https://doi.org/10.37890/jwt.vi76.385.

Дорогостайский Д.В., Жученко М.М., Мальцев Н.Я. Теория и устройство судна. Л.: Судостроение, 1976. 416 с.

Сизов В.Г. Теория корабля. О.: Фенiкс; М.: ТрансЛит, 2008. 464 с.

Справочник по теории корабля: В трех томах. Том 2. Статика судов. Качка судов / Под ред. Я.И. Войткунского. Л.: Судостроение, 1985. 440 с.

Семенов-Тян-Шанский В.В. Статика и динамика корабля. Л.: Судпромгиз, 1960. 576 с.

Данные авторов

Александр Николаевич Ковалев , Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Ниж-ний Новгород, Россия

к.т.н., доцент, доцент  кафедры “Гидро- аэродина-мика, прочность машин и сопротивление материалов” Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева (ФГБОУ ВО “НГТУ им. Р.Е. Алексеева”), 603950, г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 24, е-mail: kovalev@nntu.ru

Федор Николаевич Ковалев , Институт прикладной физики РАН, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Нов-город, Россия

д.т.н., доцент, старший научный сотрудник “Федерального исследовательского центра Институт прикладной физики им. А.В. Гапонова-Грехова РАН”, 603950, г. Нижний Новгород, БОКС-120, ул. Ульянова, д. 46;  профессор кафедры “Радиотехника” Национального исследовательского Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23, е-mail: kovalyov@ipfran.ru

Опубликован
20-03-2024
Как цитировать
Ковалев, А. Н., & Ковалев, Ф. Н. (2024). Остойчивость и углы крена корабля при его малых конечных наклонениях из разных исходных положений. Научные проблемы водного транспорта, (78), 46-65. https://doi.org/10.37890/jwt.vi78.410
Раздел
Судостроение, судоремонт и экологическая безопасность судна