Способ определения положения центра тяжести крупногабаритного груза для безопасной перегрузки на судне
Аннотация
На основе анализа уравнений равновесия двухзвенной системы подвешивания крупногабаритного груза предложены два способа определения положения центра тяжести этого груза. Суть способов заключается в двукратном подвешивании этой системы и измерении углов ее отклонения в подвешенном положении равновесия. При этом разница в углах отклонения системы между подвешиваниями обеспечивается либо путем изменения высоты первичного подвеса (длины первичных строп), либо путем изменения отношения масс траверсы и груза. Проведен сравнительный анализ точности и практической реализуемости обоих способов, при этом, показано, что при осуществлении грузовых операций в порту или на судне, практически реализуемым и более точным является способ, в котором разница углов отклонения системы между подвешиваниями осуществляется путем изменения длины первичных строп (высоты первичного подвеса).
В работе подчеркивается, что важным условием для обеспечения устойчивости системы при подвешивании и предотвращения опрокидывания груза является то, что первичные стропы (соединяющие крюк и траверсу), должны быть такой длины, чтобы груз виртуально мог быть вписан внутрь пирамиды (пирамиды безопасности), образованной траверсой и этими стропами. Показано также, что длина вторичных строп (соединяющих траверсу и груз) не имеет значения, однако они должны быть равной длины и параллельны друг другу, что обеспечит их вертикальное положение после подвешивания системы. Чем тяжелее траверса (в сравнение с весом подвешиваемого груза) – тем выше пирамида безопасности, а значит и более устойчивой становится система подвешивания груза в целом. С другой стороны, чем длинней первичные стропы (выше пирамида безопасности), тем меньше углы отклонения траверсы (и системы с целом) от исходного положения перед подвешиванием. Для демонстрации возможностей предлагаемого нового способа определения положения ЦТ груза приведен численный пример его реализации.
Литература
Умрихин В.И., Черный Н. В. Способ определения центра тяжести груза и устройство для его осуществления. Патент на изобретение: SU1 404 431 A1. Опубликовано: 1988.06.23
Блинов И.А. Способ определения положения центра тяжести массивных изделий. Патент на изобретение RU 2 721 158 C1. 2020.05.18.
Kaps H. (2009) BBC Guideline. Safe Solutions for Project Cargo Operations. Version 1.0. BBC Chartering & Logistics GmbH&Ko. KG—68p. deckofficer.ru/titul/study/item/safe-solutions-for-project-cargo-operations
Kaps H. (2013) Stability of Cargo Suspension Arrangements. Transport Information Service (TIS) from the German Insurance Association. www.tis-gdv.de/tis_e/inhalt.html.
Никитин Е.В., Устойчивость двухзвенной системы подвешивания груза с параллельными стропами вторичного подвеса. Вестник одесского национального морского университета. Сборник научных трудов. Вып. 3 (39), 2013, с.156–167.
Nikitin Yevgeny V. Static and tip-over stability analysis of two-chain suspension arrangements for large scale cargo operations//WMU Journal of Maritime Affairs. Volume 13, Number 1, April 2014, pp. 101–126. DOI 10.1007/s13437-013-0054-5.
Никитин Е.В. Обеспечение остойчивости и безопасности на кораблях и судах при перегрузке крупногабаритных и тяжеловесных грузов: монография. Севастополь: ЧВВМУ имени П.С. Нахимова, 2018.–171с.
Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. М.: Главиздат, 1953.—608с.
"Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения". Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 №1 ФНП в области промышленной безопасности от 26.11.2020 №461. www//normative.contur.ru
Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.