Концептуальные основы математической формализации усталости судоводителей

  • С.В. Ермаков Калининградский государственный технический университет, г. Калининград, Россия https://orcid.org/0009-0009-7814-8877
  • П.А. Моисеев Калининградский государственный технический университет, г. Калининград, Россия https://orcid.org/0009-0003-7959-4824

Аннотация

Усталость судоводителей, как и всех остальных членов экипажа – резонансная и одновременно нерешённая до сих пор проблема современного морского судоходства, следствием которой является снижение эффективности труда и увеличение вероятности морских аварий и инцидентов. В статье проанализированы некоторые частные и общие подходы к оценке и контролю усталости, представлены принципы математической формализации усталости судоводителей, обоснована классификация усталости, включающая в себя три вида усталости - краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную, записаны функции усталости в общем виде. Каждая из функций содержит три категории аргументов: время, аргументы, влияющие только на конкретный вид усталости и аргументы, определяющие взаимосвязь видов усталости. В табличном виде приведено объяснение аргументов последней категории, определяющих принципиальное отличие предложенного способа формализации. Представленная концепция в результате своего развития может трансформироваться в полноценный метод управления усталостью судоводителей, учитывающий не только накопление усталости во время вахты вследствие недостаточности сна и отдыха, но и многие другие, в том числе долговременные, факторы усталости. Для обеспечения такого развития в заключение статьи сформулирован открытый перечень задач для продолжения исследования.

Ключевые слова: усталость, оценка и контроль, классификация, математическая формализация, функции усталости

Литература

Каретников В.В. Козик С.В., Соколова И.А. Исследование влияния усталости судоводителя на про-цесс обеспечения безопасности судоходства // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2017. Т. 9, № 2. С. 272-279. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-2-272-279.

Томилин А.Н., Боран-Кешишьян А.Л., Томилина С.Н., Яворская Д.О. К вопросу об усталости пер-сонала судов как одной из существенных причин аварий на транспортных судах // Эксплуатация морского транспорта. 2020. № 3(96). С. 15-23. DOI: 10.34046/aumsuomt96/3.

Ермаков С.В., Моисеев П.А. Использование глобальной интегрированной информационной системы ИМО для исследования суточного распределения навигационных аварий // Морские интеллек-туальные технологии. 2021. № 4-4(54). С. 80-86. DOI: 10.37220/MIT.2021.54.4.011.

Григорьев Н.Н., Сигаев Д.Б. Формы и эффективность международной морской организации (ИМО) при борьбе с усталостью моряков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2017. Т. 9. № 3. С. 506–515. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-3-506-515

Дживо К.Ф. Модель психоэмоциональных аспектов в судовождении и их влияние на качество при-нятия управленческих решений при несении вахты // Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства. 2020. № 60-61. С. 113-122.

Hursh, Steven & Redmond, Daniel & Johnson, Michael & Thorne, David & Belenky, Gregory & Balkin, Thomas & Storm, William & Miller, James & Eddy, Douglas. (2004). Fatigue Models for Applied Research in Warfighting. Aviation, space, and environmental medicine. 75. A44-53

Akerstedt T, Folkard S. Predicting duration of sleep from the three process model of regulation of alertness. Occup Environ Med. 1996 Feb;53(2):136-41. doi: 10.1136/oem.53.2.136.

Whitmire, Alexandra & Leveton, Lauren & Barger, Laura & Brainard, George & Dinges, David & Klerman, Elizabeth & Shea, Camille. (2009). Risk of Performance Errors Due to Sleep Loss, Circadian Desynchronization, Fatigue, and Work Overload Risk of Performance Errors due to Sleep Loss, Circadian Desynchronization, Fatigue, and Work Overload. Evidence-Based Review by NASA Behavioral Health and Performance Program

Australian Maritime Safety Authority. Fatigue Guidelines-Managing and Reducing the Risk of Fatigue at Sea 2020. P.1-50.

Моисеев П.А., Ермаков С.В. Анализ опыта морской администрации Австралии по управлению риском усталости моряков // Новые стратегии и технологии морского судоходства и промысла: Материалы Первой национальной научно-технической конференции, Калининград, 25 февраля 2022 года / Отв. за выпуск Т.С. Станкевич. Калининград: Изд-во БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ», 2022. С. 53-56.

Шошин А.Р. Шкала сонливости Каролинска: применение модели «Martha» для предварительной оценки состояния членов навигационной вахты // Транспортное дело России. 2023. № 3. С. 142-146. DOI: 10.52375/20728689_2023_3_142.

Шалякин М.А., Лютко С.В. Новые методы управления усталостью экипажа судна. Богатство Рос-сии: Сборник докладов, Москва, 06–08 декабря 2017 года. Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2018. С. 29-31.

Сыпало А.С. Усталость моряков в вопросах обеспечения безопасности мореплавания. Комплексные исследования в рыбохозяйственной отрасли: материалы VII Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Владивосток, 26 ноября 2021 года / Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет. Владивосток: Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, 2022. С. 379-384.

Данные авторов

Сергей Владимирович Ермаков , Калининградский государственный технический университет, г. Калининград, Россия

к.т.н., директор Морского института, Калининградский государственный технический университет (ФГБОУ ВО «КГТУ»), 236029, г. Калининград, ул. Молодёжная, 6, e-mail: sv.ermakov@bgarf.ru

Павел Алексеевич Моисеев , Калининградский государственный технический университет, г. Калининград, Россия

преподаватель кафедры судовождения и безопасности мореплавания,  аспирант Морского института, Калининградский государственный технический университет (ФГБОУ ВО «КГТУ»), 236029, г. Калининград, ул. Молодёжная, 6, e-mail: pamoiseev182@gmail.com

Опубликован
18-06-2025
Как цитировать
Ермаков, С. В., & Моисеев, П. А. (2025). Концептуальные основы математической формализации усталости судоводителей. Научные проблемы водного транспорта, (83), 212-223. https://doi.org/10.37890/jwt.vi83.596
Раздел
Эксплуатация водного транспорта, водные пути, сообщения и гидрография