Имитационное моделирование процесса организации Северного завоза в нотации BPMN 2.0 системы «Bizagi Modeler»

  • Ю.С. Китаева Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, г. Санкт-Петербург, Россия https://orcid.org/0009-0000-0521-0419
  • А.В. Кириченко Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, г. Санкт-Петербург, Россия https://orcid.org/0000-0002-2995-4356

Аннотация

С вступлением в силу Федерального закона от 01.04.2024 № 411-ФЗ «О северном завозе» был разработан и утвержден ряд нормативных правовых актов, направленных на обеспечение регулярной и бесперебойной организации Северного завоза, сокращение сроков и стоимости доставки [1]. В связи с принятием новых законодательных инициатив, возникает необходимость в детальной проработке взаимодействия участников Северного завоза, требующего тесного взаимодействия Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, региональных министерств и ведомств, и представителей бизнес-сообщества. Делегирование полномочий позволит конкретнее определить роль и ответственность каждого исполнителя, предупредит дублирование действий, и обеспечит непрерывное обновление информации о ходе выполнения поставленных задач и возникающих проблем [1].

В статье приводится описание методики компьютерного моделирования организации Северного завоза в России на примере Красноярского края, которое включает построение структурной модели в нотации моделирования бизнес-процессов BPMN 2.0 (Business Process Model and Notation) системы «Bizagi Modeler», позволяющей моделировать процесс межорганизационного взаимодействия с возможностью проанализировать узкие места при взаимодействии Федеральных и региональных органов власти. Дополнительно рассматривается организация Северного завоза в США (Штат Аляска) и в северных провинциях Канады, Финляндии и Норвегии.

Ключевые слова: Северный завоз, организация северного завоза, транспортный процесс, имитационное моделирование, модель процесса, бизнес-процесс

Литература

1. Китаева Ю.С. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти российской федерации и органов местного управления Красноярского края для обеспечения северного завоза // Материалы VIII Санкт-Петербургского морского форума. 2025. С. 60-74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=82870316 (дата обращения 01.06.2025).
2. Зворыкина Ю.В. О совершенствовании механизмов Северного завоза для повышения качества жизни удаленных территорий России // Транспорт Российской Федерации. 2017. № 5 (72). С. 15-17. URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения 13.07.2025).
3. Давыденко А.А., Кириченко А.В., Кузнецов А.Л. Обоснование концепции создания транспортной системы совместного использования в Арктическом регионе Российской Федерации // Вестник государственного университета морского и речного флота
им. адмирала С.О. Макарова. 2015. № 3 (31). С. 120-124.
4. Васильев В.В., Грицевич А.В., Селин В.С. Исторические тенденции и современные организационно-экономические проблемы «северного завоза». Апатиты: Кольский научный центр РАН, 2009. 152 с.
5. Бухалкин Д.Д., Костров В.Н. Научно-методические подходы к оценке влияния инновационных цифровых технологий и услуг на трансформацию цепей поставок продукции // Научные проблемы водного транспорта. 2025. № 84 (3). С. 115-129.
DOI: https://doi.org/10.37890/jwt.vi84.620.
6. Тындыкарь Ю.В., Тындыкарь Л.Н. Бизнес-процессы в интегрированных транспортно-технологических системах // Морские вести России. 2025. № 1 (178).
С. 164-168.
7. Кузнецов А.Л., Изотов О.А., Семенов А.Д., Смоленцев С.В. Методы мягких вычислений для генерации неоднородных потоков событий в моделировании транспортных систем // Морские интеллектуальные технологии. 2018. № 4 (42) том 4.
С. 186-190.
8. Кузнецов А.Л., Кириченко А.В., Семенов А.Д. Выбор формы
функции аппроксимации размерений судов для целей проектирования морских портов //
Морские интеллектуальные технологии. 2022. № 4 часть 1. С. 265-271.
DOI: https://doi.org/10.37220/MIT.2022.58.4.052.
9. Кузнецов А.Л., Галин А.В., Семенов А.Д., Виноградова Э.В. Оценка производительности причала для целей имитационного моделирования //
Морские интеллектуальные технологии. 2020. № 1 (47) том 1. С. 140-144.
DOI: https://doi.org/10.37220/MIT.2020.47.1.007.
10. Федоров И.Г. Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN 2.0. Москва: МЭСИ, 2013. 255 с.

Данные авторов

Юлия Сергеевна Китаева , Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, г. Санкт-Петербург, Россия

аспирант кафедры портов и грузовых терминалов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова» (ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова), 198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7, e-mail: yuli-sergevna@mail.ru

Александр Викторович Кириченко , Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, г. Санкт-Петербург, Россия

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой портов и грузовых терминалов; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова» (ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова), 198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7, e-mail: kirichenkoav@gumrf.ru

Опубликован
19-12-2025
Как цитировать
Китаева, Ю. С., & Кириченко, А. В. (2025). Имитационное моделирование процесса организации Северного завоза в нотации BPMN 2.0 системы «Bizagi Modeler». Научные проблемы водного транспорта, (85), 94-102. https://doi.org/10.37890/jwt.vi85.658
Раздел
Экономика, логистика и менеджмент на транспорте