ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ

  • И.А. Скобелева Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург
  • Е.В. Бунакова Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург https://orcid.org/0000-0001-7886-9767
  • С.А. Котов Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы идентификации и роли финансово-инвестиционного потенциала в обеспечении развития интегрированных структур водного транспорта, анализируется воздействие различных форм синергии на формирование этого потенциала. Для реализации поставленной задачи авторами используются методы контент-анализа, синтеза, сравнительного анализа и вербальных моделей, воспроизведенных в табличной форме. Статья содержит формализацию и анализ термина «финансово-инвестиционный потенциал», включая изучение факторов формирования этого потенциала при различных формах интеграции бизнеса, а также оценку влияния этих процессов на риски и финансово-экономическую эффективность судоходных компаний. Указывается значимость гибкости бизнеса в части построения современных интегрированных корпоративных структур для обеспечения эффекта реагирования на вызовы внешней среды. Слабость рыночных механизмов реализации финансово-инвестиционного потенциала повышает значимость государственной поддержки в реализации проектов развития морского и речного транспорта, в первую очередь – через снижение рисков осуществления инвестиционной деятельности для обновления флота. В то же время российский транспортный бизнес вынужден оптимизировать свои бизнес-портфели, снижая зависимость от высокорискованных и низкомаржинальных направлений деятельности и концентрировать финансовые ресурсы на наиболее востребованных, в сложившейся на рынке ситуации, направлениях. Наилучшим механизмом для реализации этой задачи выступает разделение бизнес-единиц по функциональному принципу, что позволяет более гибко реагировать на изменение их финансово-инвестиционного потенциала.

Ключевые слова: интегрированные корпоративные структуры, финансовый потенциал, инвестиционный потенциал, синергия, морской и речной транспорт

Литература

Павлов А.Ю., Бондин И.А., Павлова Д.Ю. Повышение финансового потенциала компании на основе реализации инвестиционной стратегии // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – №20. – с. 2993-3002.

Сухова Л.Ф. Финансовый потенциал предприятия: понятие, сущность, методы измерения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. – № 12. – c. 2-11.

Израйлева О.В. Управление финансовым потенциалом предприятий сферы обслуживания / Монография. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 182 c.

Канкиа А.Г. Методические положения оценки влияния финансового потенциала нефтяных компаний на формирование финансового потенциала государства // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – №13. – с. 2079-2100.

Chernavsky K. Events and trends control in diagnostics of financial capacity of transportation companies / Transport and Telecommunication, 2013, Volume 14, No 2, 116–129.

Шваков Е.Е., Троцковский А.Я. Инвестиционный потенциал промышленного предприятия, его оценка, формирование и развитие // Финансы и кредит. – 2016. – № 3. – c. 54-64.

Муравьева Н.Н. Методика оценки инвестиционного потенциала коммерческих организаций: комплексный подход // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 42. – с. 52-62.

Кармов Р.А. Инвестиционный потенциал и социально-экономические условия его реализации в трансформируемой экономике. / Автореферат на соиск. уч. ст. канд. экон. наук / Р. А. Кармов. – Москва, 2007. – 25 с.

Лбова Е.С. Развитие методов оценки инвестиционного потенциала предприятия // «Ученые заметки ТОГУ». – 2015. – Том 6, № 4. – с. 526-538.

Безлепкина Н.В. Инвестиционный потенциал как многомерное явление: структура и факторы формирования // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 1. – с. 293-296.

Hartmann, G. C. (2003). Linking R&D spending to revenue growth. // Research-Technology Management, 46(1), p39–46.

Ansoff H.Igor The New Corporate Strategy / John Wiley & Sons, 1988. – 241 p.

Brigham E.F. Financial Management: Theory & Practice / South-Western College Pub, 2010. – 1187 pages.

Damodaran A., Investment Valuation: Tools and Techniques for Determining the Value of any Asset, 3rd edition, / John Wiley&Sons, 2012. – 992 p.

Ross S. Fundamentals of corporate finance / Stephen A. Ross; Randolph W. Westerfield; Bradford D. Jordan / McGraw-Hill Education; 12 edition, 2018. – 1008 p.

Nagurney A. A system-optimization perspective for supply chain network integration: The horizontal merger case // Transportation Research: Part E. Jan2009, Vol. 45 Issue 1, p1-15.

Slack B. Transformation of port terminal operations: from the local to the global / Slack, Brian; Frémont, Antoine. // Transport Reviews. Jan2005, Vol. 25 Issue 1, p117-130.

Tomanek R. Strategies of transport horizontal integration and their influence on the competition // Journal of Economics & Management. 2008, Vol. 4, p137-148.

Скобелева И.П., Бунакова Е.В. Особенности функционирования и развития компаний водного транспорта России, определяющие их инвестиционную привлекательность. / Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. Вып. 3. – СПб.: ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2013. – с. 118-126.

Потенциал транспортных корпораций России на мировом фондовом рынке: Монография / Под ред. д-ра экон. наук И.П. Скобелевой. – СПб.: ГУМРФ, 2014.- с. 111.

Notteboom, T. Freight Integration in Liner Shipping: A Strategy Serving Global Production Networks / T. Notteboom, F. Merckx / Growth & Change. Dec2006, Vol. 37 Issue 4, p550-569.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» (с изменениями и дополнениями) №305-ФЗ от 07.11.2011. Система КонсультантПлюс – Режим доступа: http://www.consultant.ru, (дата обращения: 23.07.2018).

Постановление Правительства РФ от 22.05.2008 г. №383 «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)” в 2008 – 2016 годах на закупку гражданских судов, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008 – 2016 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов» (с изм. и доп.). Система КонсультантПлюс – Режим доступа: http://www.consultant.ru, (дата обращения: 28.07.2018).

Постановление Правительства РФ от 21.01.2016 г. №25 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 22.05.2008 г. №383». Система КонсультантПлюс – Режим доступа: http://www.consultant.ru, (дата обращения: 05.08.2018).

Álvarez-SanJaime, Ó. Competition and horizontal integration in maritime freight transport / Álvarez-SanJaime, Ó.; Cantos-Sánchez, P.; Moner-Colonques, R.; Sempere-Monerris, J. // Transportation Research: Part E. May2013, Vol. 51, p67-81.

Скобелева И.П., Легостаева Н.В., Калашник Н.Е. Интегрированный риск-менеджмент: инновационные модели реализации // Креативная экономика. – 2016. – Т. 10. – №2. – c. 185-196.

Данные авторов

Инна Петровна Скобелева , Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург

д.э.н., профессор, зав. кафедрой Финансы и кредит ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова», 198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7

Елена Васильевна Бунакова , Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург

к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова», 198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7

Сергей Александрович Котов , Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург

к.э.н., кафедра "Финансы и кредит", ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова»,  198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7

Опубликован
14-01-2020
Как цитировать
Скобелева, И. П., Бунакова, Е. В., & Котов, С. А. (2020). ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ. Научные проблемы водного транспорта, (61), 72-86. извлечено от http://journal.vsuwt.ru/index.php/jwt/article/view/20
Раздел
Экономика, логистика и управление на транспорте