Методика оценки рисков на стадии концептуального проектирования объектов морской техники при обустройстве морских месторождений

  • О.А. Иванова АО «ЦКБ «Коралл», г. Севастополь, Россия; Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия https://orcid.org/0000-0002-3034-0968
  • А.В. Родькина Севастопольский государственный университет, г.Севастополь, Россия http://orcid.org/0000-0002-4593-4259

Аннотация

В статье выполнена качественная оценка риска с учетом разработанной шкалы «Вероятность/частота и с использованием «Классификатора последствий» для нескольких вариантов обустройства месторождения. «Классификатор категорий последствий» учитывает экологические, финансовые критерии риска и критерии риска, связанные с жизнью, здоровьем и сроками, влияющими на реализацию строительства и эксплуатацию. Анализ рисков выполнен с учетом существующей нормативной документации и на основе анализа причин возникновения факторов, определяющих исходы аварий, учитывая все особенности рассматриваемых случаев для этапов жизненного цикла: Проведение опытно-конструкторских работ, Производство и испытания, Использование (эксплуатация). На основании вычисления рангового коэффициента Кендалла выполнена оценка степени согласия при выполнении работы группы экспертов. По результатам выполненных расчетов в категориях риска были определены, одновременно для всех рассматриваемых объектов обустройства месторождения, подкатегории. На основании разработанной шкалы «Вероятность/частота» и разработанного «Классификатора категорий последствий» составлен реестр риска. В реестр риска вошли 72 риска и в результате расчетов определен «Индекс риска». В итоге, по результатам качественной оценки рисков разработана «Матрица рисков» на основании методики, представленной в Правилах Регистра. При этом использовалась модель Alarp или принцип разумной достаточности. Данная оценка рисков позволяет определить: степень важности риска, расставить приоритеты для разных категорий рисков, выбрать оптимальный вариант, имеющий наименьший «Индекс риска».

Ключевые слова: анализ, критерии, оценка риска, буровая платформа, сооружения, вероятность, уровни иерархии, матрица

Литература

Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы». Утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 304.

Мукаев Р.Ч. Оценка рисков инвестиционных проектов разработки нефтяных месторождений методом имитационного моделирования (Монте-Карло) // Проблемы анализа риска. Т. 12. 2015. № 3. С. 22-35.

Мазурина Е.В., Разманов С.В. Учёт рисков и неопределённости в инвестиционном проектировании нефтегазового бизнеса // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2006. № 6. С. 4-13.

Р 50.1.084–2012 Рекомендации по стандартизации. Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по созданию реестра риска организации.

Кулешова Е.В. Управление рисками проектов: учебное пособие. 2-е изд. Томск: Эль Контент, 2015. 188 с.

ГОСТ Р51901.22-2012 Национальный стандарт Российской Федерации Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения.

Иванова О.А., Благовидова И.Л., Родькина А.В. Система критериев для сопоставления и оценки применимости различных типов буровых установок в суровых климатических условиях // Научные проблемы водного транспорта. 2020. № 65. С. 37–53.

Ставровский Е.Р., Лазарев Е.И. Совершенствование методов вероятностной оценки экономической эффективности и рисков инвестиционных проектов в газовой отрасли // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2011. № 4. С. 32-41.

Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Анохин А.Н. Методы экспертных оценок. Учебное пособие. Обнинск, 1996, 148 с.

Правила классификации, постройки и оборудования плавучих буровых установок и морских стационарных платформ. Санкт-Петербург, Российский морской регистр судоходства, 2018, 460 с.

Гохман О.Г. Экспертное оценивание. Учебное пособие. Изд-во ВГУ, 1991.

ГОСТ Р 51901.21-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения.

Guidelines for formal safety assessment for use in the IMO rule-making process. MSC. MEPC.2/Circ. 12/Rev.2. London, International Maritime Organization, April 2018. 71 p.

Recommended practice DNVGL-RP-B401. DNV GL AS, June 2017. 64 p.

NACE Standard SP0387-2006 (formerly RP0387-99) Item No. 21036. NACE International, 2006. 9 p.

ГОСТ Р 58771-2019 Менеджмент риска. Технологии оценки риска.

Modelling and analysis of marine operations. Det Norske Veritas, 2011. 17 p.

Joachim Berger. IMPac Offshore Engineering, Hamburg. Ise protection structures. «Schiff und Hafen», June 2008. № 6.

Parshall J. Evolving Subsea Technology Tackles Huge New Riscks of Today,s Projects. Journal of Petroleum Technology, May 2008. pp. 40–47.

Paul Verlaan, Ken Croasdale. ICE ISSUES RELATING TO THE KASHAGAN PHASE II DEVELOPMENT, NORTH CASPIAN SEA. POAC 01, August 2001. Ottawa, Canada.

InnoRig 21C-The super safe jack-up of the future // Offshore Technology International. 2012. URL: http://www.offshore-publication.com (дата обращения 18.03.2021).

6 October 2016 – Deutsche Oel & Gas – Drilling of natural gas well KLU A-2 off to a successful start. URL: http//www.deutsche-oel-gas.com. (дата обращения 18.03.2021).

30 September 2015 – Deutsche Oel & Gas – Completion of infrastructure – Summary of work in the Kitchen Lights Unit in 2015. URL: http//www.deutsche-oel-gas.com. (дата обращения 18.03.2021).

Kirwan B. A validation of three Human Reliability Quantification techniques – THERP, HEART and JHEDI: Part III - Results and validation exercise // Applied Ergonomics. 1997. 28(1). pp. 27-39.

Kirwan B. A Guide to Practical Human Reliability Assessment // London: Taylor & Francis. 1994.

Kirwan B., Ainsworth L.K. A Guide to Task Analysis // London: Taylor & Francis. 1992.

Kirwan B., Kennedy R., Taylor-Adams S., Lambert B. A validation of three Human Reliability Quantification techniques – THERP, HEART and JHEDI: Part II - Practical aspects of the usage of the techniques // Applied Ergonomics. 1997. 28(1). pp. 17-25.

Lees F. Human factors and human element // Loss Prevention in the Process Industries: Hazard Identification, Assessment and Control. 1996. Vol. 3. Butterworth Heinemann.

Kobyliński L. System and risk approach to ship safety, with special emphasis on stability // Archives of Civil and Mechanical Engineering. 2007. 7. 4.

Kobyliński L., Staszewska K. Ocena ryzyka stateczności statku nieuszkodzonego // Ocena ryzyka przy zagrożeniu spowodowanym czynnikiem ludzkim. Fundacja Bezpieczeństwa Żeglugi, Raport 10. 2007.

Нефтяные слезы России: Экономика: РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/10/04/2012/5703f5c09a7947ac81a66c05 (дата обращения 20.04.2021).

Последствия аварий на подводных переходах нефтяных магистралей и методы борьбы с ними. 2015. URL: https://1cert.ru/stati/posledstviya-avariy-na-podvodnykh-perekhodakh-neftyanykh-magistraley-i-metody-borby-s-nimi (дата обращения 23.04.2021).

Данные авторов

Ольга Александровна Иванова , АО «ЦКБ «Коралл», г. Севастополь, Россия; Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия

канд. техн. наук, инженер-конструктор 1-й категории АО «ЦКБ «Коралл», 299028, г. Севастополь, ул. Репина, 1, доцент кафедры «Океанотехника и кораблестроение» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33,
e-mail: o.a.ivanova.kmt@mail.ru

Анна Владимировна Родькина , Севастопольский государственный университет, г.Севастополь, Россия

канд. техн. наук, доцент кафедры «Инновационное судостроение и технологии освоения шельфа» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33,
e-mail: a.v.rodkina@mail.ru

Опубликован
07-06-2022
Как цитировать
Иванова, О. А., & Родькина, А. В. (2022). Методика оценки рисков на стадии концептуального проектирования объектов морской техники при обустройстве морских месторождений. Научные проблемы водного транспорта, (71), 54-73. https://doi.org/10.37890/jwt.vi71.251
Раздел
Судостроение, судоремонт и экологическая безопасность судна