Проблемы северного завоза в регионах Сибири и пути их решения
Аннотация
Уточнены географические границы территории Сибири и опорных зон развития Арктики. Приведены результаты анализа природных ресурсов и месторождений полезных ископаемых. В частности, Ямало-Ненецкая зона: газ-66%, нефть и конденсат- 20% от общероссийских запасов; Таймыро-Туруханская: уголь-77,6, никель- 71 %; Северо-Якутская: добыча сурьмы 100%, алмазов 98%, олово 40%. Освоение их и других ископаемых составляют актуальность в решении задач развития Арктической зоны Российской Федерации. Их реализация во многом обусловлена наличием транспортной инфраструктуры в исследуемых регионах и эффективности организации Северного завоза. Транспортная инфраструктура представлена всеми видами транспорта. Наиболее развита она в Ямало-Ненецкой зоне и менее в Северо-Якутской. В стратегии развития предусмотрены крупные инвестиционные проекты. Для решения задач эффективности организации Северного завоза предложен разработанный методический инструментарий, который базируется на соответствующих теоретических предпосылках и методологических принципах, использовании системного подхода, математические модели и методы. Понятие «Северный завоз» при обосновании рациональной его организации определено неоднозначно. Первое - обеспечение потребности недропользователей в грузах для освоения природных ресурсов, обустройства месторождений и производства продукции, а также транспортировка её на российские и международные рынки. Второе - комплекс ежегодных государственных мероприятий по обеспечению их основными жизненно важными товарами в преддверии зимнего сезона. Первый комплекс задач более сложный входит в компетенцию самих недропользователей и соответствующих государственных структур. Второй комплекс реализован в Сибирском государственном университете водного транспорта. В результате для каждой из опорных зон разработаны научно-обоснованные предложения по внедрению в практику организации Северного завоза. В частности, рациональные формы организации транспортного процесса и транспортно-логистические системы на основе взаимодействия речного и морского флота, широкого использования СМП.
Литература
Sinitsyn M., Buneev V., Domina O., Tsverov V., FORMATION OF THE SHIPPING COMPANY'S TECHNICAL POLICY Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Т. 403 LNNS. С. 688-697. https://doi.org/10.1007/978-3-030-96383-5_76
Arkhipov A., Grigoriev E., Sinitsyn M., THE NORTHERN SEA ROUTE: A RETROSPECTIVE, STRATEGIC SOLUTIONS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT В сборнике: E3S Web of Conferences. Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering, TPACEE 2019. 2020. С. 11020. DOI: 10.1051/e3sconf/202016411020
Domnina O., Tsverov V., Sinitsyn M., Buneev V. DEVELOPMENT OF A METHODOLOGICAL APPROACH TO SUBSTANTIATING THE OPTIMAL PERIOD OF VEHICLE RENEWAL Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Т. 402 LNNS. С. 1076-1085. https://doi.org/10.1007/978-3-030-96380-4_118
Бунеев В.М., Синицын М.Г., Оценка транспортной возможности воднотранспортного бассейна (на примере Ленского бассейна) В сборнике: Политранспортные системы. Материалы XI Международной научно-технической конференции. Новосибирск, 2020. С. 300-304.
Ничипорук А.О. Опыт и проблемы построения транспортно-логистических систем доставки грузов // Вестник ВГАВТ. 2017. №50. С. 212–218. URL: http://journal.vsuwt.ru/public/v_arc/v50.pdf. (дата обращения 19.05.2022).
Rodrigue J-P, Notteboom T (2009) The terminalization ofsupply chains: Reassessing the role of terminals in port/hinterland logistical relationships. //Maritime Policy & Management 36:165–183. https://doi.org/10.1080/03088830902861086.
Уланова Ю.А., Уртминцев Ю.Н., АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В АО «ОСЕТРОВСКИЙ РЕЧНОЙ ПОРТ», Г. УСТЬ-КУТ / В сборнике: ТРАНСПОРТ: ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ, ПЕРСПЕКТИВЫ (TRANSPORT 2021). Материалы II Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. Под редакцией Е.В. Чабановой. Пермь, 2021. С. 678-683. https://doi.org/10.38163/978-5-6046739-8-0
Кузьмичев И.К., Малышкин А.Г., Уртминцев Ю.Н., Домнина О.Л., СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ Морские интеллектуальные технологии. 2021. № 3-1 (53). С. 135-141. https://doi.org/10.37220/mit.2021.53.3.015
Snyder E. H., Meter K. Food in the Last Frontier: Inside Alaska’s Food Security Challenges and Opportunities.// Environment: Science and Policy for Sustainable Development. — 2015. — 57 (3). — P. 19–33. — doi: 10.1080/00139157.2015.1002685.
Galloway T. Canada’s northern food subsidy Nutrition North Canada: a comprehensive program evaluation // International Journal of Circumpolar Health. — 2017. — 76(1). — 1279451. doi:10.1080/22423982.2017.1279451.
Стратегия социально- экономического развития арктической зоны Республики САХА (Якутия) на период до 2035 года ./Утверждена Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2020 г. N 1377-131с . https://doi.org/10.7256/2409-8647.2016.3.19961
Стратегия социально-экономического развития Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района до 2035года. / Утверждена решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 14.02.2019 № 03-034. -72 с. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.12.31496
Стратегия социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2030 года./ Распоряжение Правительства Красноярского края от 26 февраля 2020 г. N 122-р. https://doi.org/10.7256/2409-8698.2016.2.18917
О стратегии социально – экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года / Постановление Законодательного Собрания ЯНАО от 24.06.2021 N 478 (ред. от 17.02.2022). - 219 с.
Copyright (c) 2022 Научные проблемы водного транспорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.