Исследование влияния погрешностей измерения навигационных параметров на качество процесса управления безэкипажным судном

  • М.А. Мельников Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия
  • В.И. Плющаев Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

Аннотация

Большое внимание уделяется проблемам создания судов с реализацией дистанционного или автономного управления. Для судов такого типа качественным образом меняет требования к судовым системам измерения, обработки и передачи навигационных параметров. Важность данной проблемы определяется возможным существенным ущербом при возникновении аварийных ситуаций при принятии управленческих решений на основе ошибочной информации, возникающей в каналах измерения. В статье рассмотрены погрешности, возникающие в каналах измерения навигационных параметров на примере судна с колесным движительно-рулевым комплексом. Математическая модель судна позволила исследовать влияние погрешностей измерения навигационных параметров на качественные показатели процесса управления судном при реализации различных алгоритмов управления. Приведены результаты исследований влияния погрешностей измерения навигационных параметров на процесс удержания судна на заданной траектории при внешних ветровых воздействиях.

Ключевые слова: колесное судно, динамические характеристики судна, датчики навигационных параметров, погрешности измерения, качественные показатели процесса управления, безэкипажное судовождение

Литература

. International Maritime Organization, "Autonomous shipping," IMO, 2021. URL: https://www.imo.org/en/MediaCentre/HotTopics/Pages/Autonomous-shipping.aspx (дата доступа: 25.08.2022). https://doi.org/10.4324/9781315832685-85

Rolls-Royce Marine, "Autonomous ships. The next step.," Rolls-Royce plc., 2016. URL: https://www.rolls-royce.com/~/media/Files/R/Rolls-Royce/documents/%20customers/marine/ship-intel/rr-ship-intel-aawa-8pg.pdf (дата доступа: 25.08.2022). https://doi.org/10.3940/rina.mss.2007.01

Carson, Daniel F., "An affordable and portable autonomous surface vehicle with obstacle avoidance for coastal ocean monitoring", 2019. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2468067219300161?via%3Dihub (дата доступа: 25.08.2022).

Положение по классификации морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС) Российский морской регистр судоходства. С.-Петербург, 2020. https://doi.org/10.24937/2542-2324-2022-1-s-i-28-32

Бычков В.Я. Грошева Л.С., Плющаев В.И. Математическая модель судна с колесным движительно – рулевым комплексом «Золотое кольцо». Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. Морская техники и технология. -Астрахань. 2018. №3. С.36-46. https://doi.org/10.24143/2073-1574-2018-3-36-49

Бычков В.Я., Грошева Л.С., Плющаев В. И. Динамика судна с колесным движительно-рулевым комплексом в условиях внешних воздействий. Морские интеллектуальные технологии. 2019. -№ 4 Т.2. - С.139-146. https://doi.org/10.37220/mit.2021.52.2.022

Данные авторов

Михаил Алексеевич Мельников , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

техник кафедры Радиоэлектроники, «Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: mikh.melnickow1999@yandex.ru

Валерий Иванович Плющаев , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

профессор, д.т.н., зав кафедрой Радиоэлектроники, «Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: vip3345@yandex.ru

Опубликован
20-12-2022
Как цитировать
Мельников, М. А., & Плющаев, В. И. (2022). Исследование влияния погрешностей измерения навигационных параметров на качество процесса управления безэкипажным судном. Научные проблемы водного транспорта, (73), 196-205. https://doi.org/10.37890/jwt.vi73.326
Раздел
Эксплуатация водного транспорта, судовождение и безопасность судоходства