Динамика колесного судна при изменении курса

  • Л.С. Грошева Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия
  • В.И. Плющаев Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

Аннотация

Маневрирование колесного судна  осуществляется изменением соотношения частот вращения гребных колес, расположенных по бортам в корме судна. В статье на основе математической модели колесного судна рассматриваются динамические характеристики комплекса судно-система управления при изменении курса судна. Предложено при синтезе траектории движения при смене курса включать в нее участки собственных движений комплекса судно-система управления (движения по которым осуществлялись бы без внешних воздействий). Описан алгоритм управления изменением курса судна с использованием собственных движений комплекса судно- система управления. Приведены результаты математического моделирования динамических характеристик комплекса при реализации алгоритма перехода судна на новый курс с использованием предложенного подхода.

Ключевые слова: колесное судно, безэкипажное судовождение, курс, динамические характеристики, система управления, алгоритм управления

Литература

International Maritime Organization, "Autonomous shipping," IMO, 2021. URL: https://www.imo.org/en/MediaCentre/HotTopics/Pages/Autonomous-shipping.aspx (дата доступа: 25.08.2022). https://doi.org/10.4324/9781315832685-85

Положение по классификации морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС) Российский морской регистр судоходства. С.-Петербург, 2020Felski, A.; Zwolak, K. The Ocean-Going Autonomous Ship—Challenges and Threats - Journal of Marine Science and Engineering 2020, 8, 41.https://doi.org/10.24937/2542-2324-2022-1-s-i-28-32

Krzysztof Wróbel, JakubMontewka, Pentti Kujala. Towards the assessment of potential impact of unmanned vessels on maritime transportation safety. Reliability Engineering & System Safety Volume 165, September 2017, Pages 155-169. https://doi.org/10.1016/j.ress.2017.03.029

Ahvenjärvi S. The Human Element and Autonomous Ships. TransNav, the International Journal on Marine Navigation and Safety of Sea Transportation, Vol. 10, No. 3, pp. 517-521, 2016. https://doi.org/10.12716/1001.10.03.18

Галкин Д.А., Малый Ю.А. От «Суры» к «Золотому кольцу». Речной транспорт (ХХI век)). 2015. №2(73). с. 32–33.

Бурда Е.М., Перевезенцев С.В., Плющаев В.И. Комплексная автоматизация технологических процессов колесных судов. Морские интеллектуальные технологии. 2021. № 4 Т.1. С.180-1882. https://doi.org/10.37220/mit.2021.54.4.049

Бычков В.Я. Грошева Л.С., Плющаев В.И. Математическая модель судна с колесным движительно – рулевым комплексом «Золотое кольцо». Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. Морская техники и технология. -Астрахань. 2018. №3. С.36-46. https://doi.org/10.24143/2073-1574-2018-3-36-49

Бычков В.Я., Грошева Л.С., Плющаев В. И. Динамика судна с колесным движительно-рулевым комплексом в условиях внешних воздействий. Морские интеллектуальные технологии. 2019.№ 4 Т.2. С.139-146. https://doi.org/10.37220/mit.2021.52.2.022

Данные авторов

Людмила Серафимовна Грошева , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

к.т.н., доцент кафедры Радиоэлектроники, Волжский государственный университет водного транспорта, 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: kaf_radio@vsuwt.ru

Валерий Иванович Плющаев , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

профессор, д.т.н., зав кафедрой Радиоэлектроники, Волжский государственный университет водного транспорта, 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: vip3345@yandex.ru

Опубликован
20-03-2023
Как цитировать
Грошева, Л. С., & Плющаев, В. И. (2023). Динамика колесного судна при изменении курса. Научные проблемы водного транспорта, (74), 174-183. https://doi.org/10.37890/jwt.vi74.336
Раздел
Эксплуатация водного транспорта, судовождение и безопасность судоходства