Повышение энергоэффективности рыбопромыслового судна за счет оценивания параметров движения буксируемого объекта

  • А.В. Ивановская Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия https://orcid.org/0000-0002-3548-9083
  • В.А. Жуков Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, С.-Петербург, Россия https://orcid.org/0000-0002-4045-4504
  • А.Н. Ивановский Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия https://orcid.org/0000-0002-5012-1439

Аннотация

Оптимальный режим буксировки орудия лова оказывает непосредственное влияние на энергоэффективность рыбопромыслового судна. Для построения совмещенных тяговых характеристик судна и траловых систем необходимы данные о номинальных моментах на барабане лебедки и двигателя, а также тяговое усилие в ваере. Оценивание параметров движения буксируемого объекта позволит производить выборку ваеров без перегрузок траловой лебедки и главного двигателя. В работе предложена структурная схема алгоритма оценивания параметров движения траловой системы. Обработка текущих замеров натяжения ваера в режиме реального времени осуществляется методами цифровой обработки сигналов на основе построенного оптимального линейного фильтра, с помощью которого будет получено натяжение на лебедке без учета шумов, возникающих как в результате работы оборудования, так и под воздействием случайной природы самого процесса натяжения ваера и внешних гидрометеорологических факторов. Оценивание и прогнозирование динамических параметров необходимо для разработки автоматизированной системы управления судовой лебедки, независимо от ее назначения. Поэтому результаты, представленные в данной работе, могут использоваться при решении задач автоматизации грузоподъемного оборудования, работающего в условиях нестационарности.

Ключевые слова: траловая лебедка, переменность нагружения, алгоритм оценивания параметров движения, оптимальный линейный фильтр

Литература

Карпенко В. П. Механизация и автоматизация процессов промышленного рыболовства: учебное пособие / В.П. Карпенко, С.С. Торбан. – М.: Агропромиздат, 1990. – 464 с.

Те А. М. Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств / А. М. Те. — Л., 2014. — 86 с.

Башуров Б. П. Функциональная надежность и контроль технического состояния судовых вспомогательных механизмов: учебное пособие / Б. П. Башуров, А.Н. Скиба, В.С. Чебанов. – Новороссийск: МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2009. – 192 с.

Антипов В. В. Математическое обеспечение и аппаратная реализация задач управления комплексом «рыбопромысловое судно–орудия лова» / В. В. Антипов, В. Ю. Бобрович, В. К. Болховитинов, А. А. Болисов // Морской вестник. — 2011. — № 4 (40). — С. 45–49.

Нино В. П. Диагностика технических средств на рыбопромысловых судах в процессе их эксплуатации / В. П. Нино // Рыбное хозяйство. — 2014. — № 4. — С. 113–115.

Ханычев В. В. Информационно-аналитическое обеспечение процессов импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования / В. В. Ханычев, Д. О. Стоянов, Ш. Г. Петросян // Проблемы развития корабельного вооружения и судового радиоэлектронного оборудования. — 2019. — № 2 (19). — С. 10–15.

Ivanovskaya A. Basic principles of mathematical modeling of operating modes of deck equipment for fish-ing vessels / A. Ivanovskaya, V. Zhukov // Transportation Research Procedia, Volume 54, 2021, Pp 104-110. DOI:10.1016/j.trpro.2021.02.053.

Ивановская, А. В. Принципы моделирования привода судового грузоподъемного оборудования / А. В. Ивановская // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. – 2023. – № 1. – С. 65-72. – DOI 10.26296/2619-0605.2023.1.1.005.

Виноградов В. Н. Корреляционная теория фильтрации и управления многомерными случайными процессами: Линейная корреляционная теория фильтрации и управления / В.Н. Виноградов. – М.: КРАСАНД, 2012. – 320 С.

Черный, С. Г. Применение теории линейной фильтрации для обработки данных (на примере определения осадки морского судна) / С. Г. Черный, А. Н. Ивановский // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. – 2021. – № 11. – С. 23-26. – DOI 10.36535/0548-0027-2021-11-3.

Данные авторов

Александра Витальевна Ивановская Александра Витальевна , Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия

к.т.н., доцент, доцент кафедры судовых энергетических установок «Керченский государственный морской технологический университет» (ФГБОУ ВО «КГМТУ»), 298309, Российская Федерация, Керчь, ул. Орджоникидзе, 82, invkerch@yandex.ru

Владимир Анатольевич Жуков , Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, С.-Петербург, Россия

д.т.н, доцент, заведующий кафедрой судостроения и энергетических установок Института водного транспорта ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», zhukov_vla@mail.ru

Алексей Николаевич Ивановский , Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия

ассистент кафедры судовождения и промышленного рыболовства «Керченский государственный морской технологический университет» (ФГБОУ ВО «КГМТУ»), 298309, Российская Федерация, Керчь, ул. Орджоникидзе, 82,  aleksei.ivanovskii@yandex.ru

Опубликован
20-12-2023
Как цитировать
Ивановская Александра Витальевна, А. В., Жуков, В. А., & Ивановский, А. Н. (2023). Повышение энергоэффективности рыбопромыслового судна за счет оценивания параметров движения буксируемого объекта. Научные проблемы водного транспорта, (77), 91-98. https://doi.org/10.37890/jwt.vi77.417
Раздел
Судовое энергетическое оборудование