Особенности разработки системы адаптивного управления специальными судовыми устройствами на примере траловой лебедки рыбопромыслового судна

  • В.В. Попов Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия
  • А.В. Ивановская Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия https://orcid.org/0000-0002-3548-9083
  • А.Н. Ивановский Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия https://orcid.org/0000-0002-5012-1439

Аннотация

Траловая лебедка, являясь частью вспомогательной энергетической установки рыбопромыслового судна, во время своей работы в значительной мере влияет на безопасность, надежность, энергоэффективность судна в целом. Это обусловлено особенностью работы траловой лебедки. Кроме действующих внешних гидрометеорологических факторов, на динамические показатели машины большое влияние оказывает переменность нагружения со стороны буксируемого и поднимаемого орудия лова с уловом. Такие нестационарные воздействия оказывают негативное влияние на работоспособность и надежность работы оборудования. Данный вид грузоподъемных устройств на рыбопромысловом судне не имеет резерва. Поэтому при его выходе из строя останавливается и технологический процесс промысла, что влечет большие экономические потери. Для плавного регулирования работы лебедки в нестационарных условиях в работе предлагается система адаптивного управления с повышенным уровнем надежности, позволяющая плавно реагировать на перепады нагрузки. Разработана схема системы управления, а также представлена схема самого привода траловой лебедки, чувствительного к изменению нагружения, суть которого заключается в подключении резервного гидромотора при превышении нагружения со стороны буксируемого или поднимаемого объекта.

Ключевые слова: траловая лебедка, адаптивный привод, переменность нагружения, схема

Литература

Карпенко В. П. Механизация и автоматизация процессов промышленного рыболовства: учебное пособие / В.П. Карпенко, С.С. Торбан. – М.: Агропромиздат, 1990. – 464 с.

Те А. М. Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств / А. М. Те. — Л., 2014. — 86 с.

Башуров Б. П. Функциональная надежность и контроль технического состояния судовых вспомогательных механизмов: учебное пособие / Б. П. Башуров, А.Н. Скиба, В.С. Чебанов. – Новороссийск: МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2009. – 192 с.

Бурлакова Н. Н. Проектирование палубного оборудования рыбопромысловых судов с использованием виртуальных тренажеров / Н. Н. Бурлакова, Д. Б. Бурлаков, Ю. В. Еремин // Вестник Дальневосточного государственного технического университета. — 2011. — № 1 (6). — С. 153–160.

Антипов В. В. Математическое обеспечение и аппаратная реализация задач управления комплексом «рыбопромысловое судно–орудия лова» / В. В. Антипов, В. Ю. Бобрович, В. К. Болховитинов, А. А. Болисов // Морской вестник. — 2011. — № 4 (40). — С. 45–49.

Нино В. П. Диагностика технических средств на рыбопромысловых судах в процессе их эксплуатации / В. П. Нино // Рыбное хозяйство. — 2014. — № 4. — С. 113–115.

Ивановская А. В., Богатырева Е. В., Попов В. В. Обоснование применения гидравлического привода, чувствительного к изменению нагружения // Вестник Керченского государственного морского технологического университетата. 2018. № 1. С. 62-68.

Ivanovskaya A. Development of complex mathematical model of hydraulic drive, sensitive to the loading variations / A. Ivanovskaya, V. Popov, E. Bogatyreva, S. Bidenko // Vibroengineering Procedia, Vol. 25, 2019, pp. 171-176. DOI:10.21595/vp.2019.20797.

Ивановская А. В., Жуков В. А., Попов В. В. Исследование динамики приводов грузоподъемных устройств рыбопромыслового судна // Вестник Государственного университета морского и речного флота им. адм. С. О. Макарова. 2021. Т. 13. № 6. С. 875–886. DOI: 10.21821/2309-5180-2021-13-6-875-886.

Данные авторов

Владимир Владимирович Попов , Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия

старший преподаватель кафедры судовых энергетических установок «Керченский государственный морской технологический университет» (ФГБОУ ВО «КГМТУ»), 298309, Российская Федерация, Керчь, ул. Орджоникидзе, 82, kamushburun@gmail.com

Александра Витальевна Ивановская , Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия

к.т.н., доцент, доцент кафедры судовых энергетических установок «Керченский государственный морской технологический университет» (ФГБОУ ВО «КГМТУ»), 298309, Российская Федерация, Керчь, ул. Орджоникидзе, 82, invkerch@yandex.ru

Алексей Николаевич Ивановский , Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия

ассистент кафедры судовождения и промышленного рыболовства «Керченский государственный морской технологический университет» (ФГБОУ ВО «КГМТУ»), 298309, Российская Федерация, Керчь, ул. Орджоникидзе, 82,  aleksei.ivanovskii@yandex.ru

Опубликован
18-09-2023
Как цитировать
Попов, В. В., Ивановская, А. В., & Ивановский, А. Н. (2023). Особенности разработки системы адаптивного управления специальными судовыми устройствами на примере траловой лебедки рыбопромыслового судна. Научные проблемы водного транспорта, (76), 111-119. https://doi.org/10.37890/jwt.vi76.399
Раздел
Судовое энергетическое оборудование