Особенности разработки системы адаптивного управления специальными судовыми устройствами на примере траловой лебедки рыбопромыслового судна
Аннотация
Траловая лебедка, являясь частью вспомогательной энергетической установки рыбопромыслового судна, во время своей работы в значительной мере влияет на безопасность, надежность, энергоэффективность судна в целом. Это обусловлено особенностью работы траловой лебедки. Кроме действующих внешних гидрометеорологических факторов, на динамические показатели машины большое влияние оказывает переменность нагружения со стороны буксируемого и поднимаемого орудия лова с уловом. Такие нестационарные воздействия оказывают негативное влияние на работоспособность и надежность работы оборудования. Данный вид грузоподъемных устройств на рыбопромысловом судне не имеет резерва. Поэтому при его выходе из строя останавливается и технологический процесс промысла, что влечет большие экономические потери. Для плавного регулирования работы лебедки в нестационарных условиях в работе предлагается система адаптивного управления с повышенным уровнем надежности, позволяющая плавно реагировать на перепады нагрузки. Разработана схема системы управления, а также представлена схема самого привода траловой лебедки, чувствительного к изменению нагружения, суть которого заключается в подключении резервного гидромотора при превышении нагружения со стороны буксируемого или поднимаемого объекта.
Литература
Карпенко В. П. Механизация и автоматизация процессов промышленного рыболовства: учебное пособие / В.П. Карпенко, С.С. Торбан. – М.: Агропромиздат, 1990. – 464 с.
Те А. М. Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств / А. М. Те. — Л., 2014. — 86 с.
Башуров Б. П. Функциональная надежность и контроль технического состояния судовых вспомогательных механизмов: учебное пособие / Б. П. Башуров, А.Н. Скиба, В.С. Чебанов. – Новороссийск: МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2009. – 192 с.
Бурлакова Н. Н. Проектирование палубного оборудования рыбопромысловых судов с использованием виртуальных тренажеров / Н. Н. Бурлакова, Д. Б. Бурлаков, Ю. В. Еремин // Вестник Дальневосточного государственного технического университета. — 2011. — № 1 (6). — С. 153–160.
Антипов В. В. Математическое обеспечение и аппаратная реализация задач управления комплексом «рыбопромысловое судно–орудия лова» / В. В. Антипов, В. Ю. Бобрович, В. К. Болховитинов, А. А. Болисов // Морской вестник. — 2011. — № 4 (40). — С. 45–49.
Нино В. П. Диагностика технических средств на рыбопромысловых судах в процессе их эксплуатации / В. П. Нино // Рыбное хозяйство. — 2014. — № 4. — С. 113–115.
Ивановская А. В., Богатырева Е. В., Попов В. В. Обоснование применения гидравлического привода, чувствительного к изменению нагружения // Вестник Керченского государственного морского технологического университетата. 2018. № 1. С. 62-68.
Ivanovskaya A. Development of complex mathematical model of hydraulic drive, sensitive to the loading variations / A. Ivanovskaya, V. Popov, E. Bogatyreva, S. Bidenko // Vibroengineering Procedia, Vol. 25, 2019, pp. 171-176. DOI:10.21595/vp.2019.20797.
Ивановская А. В., Жуков В. А., Попов В. В. Исследование динамики приводов грузоподъемных устройств рыбопромыслового судна // Вестник Государственного университета морского и речного флота им. адм. С. О. Макарова. 2021. Т. 13. № 6. С. 875–886. DOI: 10.21821/2309-5180-2021-13-6-875-886.
Copyright (c) 2023 Научные проблемы водного транспорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.