История советской инновации по приобретению иностранного тоннажа и перспектива использования бербоут-чартера как инструмента пополнения флота в современных условиях
Аннотация
Юбилейная дата, 50 лет с начала грандиозного проекта по фрахтованию иностранных судов с правом их выкупа, ставшего историей образования судоходной компании «Совкомфлот», даёт дополнительный повод рассмотреть его подробности. Приводится анализ реализованного в советский период успешного опыта внебюджетного пополнения торгового флота. Он позволяет прийти к заключению о том, что разработанные и применяемые тогда финансовые схемы привлечения иностранного капитала через специально создаваемые в иностранной же юрисдикции судоходные компании, приобретающие флот с использованием предусмотренных национальными законодательствами налоговых и других льгот для последующей передачи в бербоут – чартер и компенсирующих все расходы на перевозке российских внешнеторговых грузов, в полной мере актуальны и сегодня для пополнения флота отечественных судоходных компаний. Также рассмотренные в статье преимущества приобретения торгового флота с использованием лизинга в сочетании с бербоут-чартером уже в современных условиях, показали, что это оптимальный механизм и для льготного лизинга, и для коммерческих схем финансирования. Недостаток бербоут-чартера, ограничивающий его использование в современных условиях, связан с его узкой специализацией, как правового, так и коммерческого характера. Максимально соответствующий традициям и особенностям мирового торгового судоходства, он отвечает интересам судоходных компаний, но мало понятен финансовым институтам. В этой связи особую важность приобретает разработка или адаптация имеющегося методического обеспечения для оценки ключевых показателей финансовой схемы фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера) на условиях финансовой аренды (лизинга).
Литература
Исследование INFOLine «Судостроительная промышленность России. Итоги 2022 года. Тенденции 2023 года» [Электронный ресурс] — Режим доступа www.infoline.spb.ru(дата обращения: 28.09.2023)
Потаева К. Российские судовладельцы в 2022 году перестали обновлять флот Без новых заказов импортозамещение в отрасли теряет смысл// Ведомости [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/09/20/941585-rossiiskie-sudovladeltsi-perestali(дата обращения: 28.09.2023)
Н.Малышева, «Совкомфлот»: новаторство и преемственность [Электронный ресурс] — Режим доступа:portnews.ru/comments/3334/?ysclid=lg505v3wc5766271522(дата обращения: 28.09.2023)
Забелин В.Г. Зарецкая Е.В. «Совкомфлот»: становление и развитие- М.: «Морской флот» №3, 2005г. С.4-9
Гуженко Т.Б., Корнилов В.Д. Совкомфлот: Историко-документальный рассказ о зарождении без госинвестиций в условиях плановой системы и выживании в постсоветский период. – М.: Внешторгиздат, 1999- 119с.
Положение о порядке подготовки решения о фрахтовании судов в бербоут -чартер от 21.06.73. Материалы Росс. Гос. Архива экономики (РГАЭ)-8с.
Коротаев И. В рабство по собственной воле, или Кому выгоден бербоут-чартер? // «Владивосток» №1096, 26.12.2001[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://vladnews.ru/ev/vl/1096/49338/rabstvo_sobstvennoy (дата обращения: 07.09.2023)
Бербоут-чартер и стратегия судостроения[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://helion-ltd.ru/shipbuilding-strategy/?ysclid=ln4pxxpfs8163445145
Гуцуляк В.Н. Виды чартеров в международном торговом судоходстве // Труды Ин-
ститута государства и права РАН 2019 Том 14 № 4 С. 108–130
Транспорт России информационно-статистический бюллетень 2020[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://results2020.projects.mintrans.ru/assets/pdf/bulleten-transport-rosii-20210423.pdf (дата обращения: 28.09.2023)
Платов Ю.И. Оценка эффективности комбинированных судов //Научные проблемы водного транспорта / Russian Journal of Water Transport №75(2), 2023
Уртминцев Ю.Н., Минеев В.И. Современное состояние и перспективы речных пассажирских перевозок в Волжском бассейне //Научные проблемы водного транспорта / Russian Journal of Water Transport №75(2), 2023
Судник Н. В. Формирование стабилизационного фонда при покупке судов на условиях бербоут-чартера // Бизнесинформ, №3 2015
Судник Н.В., Онищенко С.П., Рылов С. И. Оптимизация использования фрахтового ресурса для формирования национального флота // Scientific Journal «ScienceRise» №4/3(9)2015
Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.