История советской инновации по приобретению иностранного тоннажа и перспектива использования бербоут-чартера как инструмента пополнения флота в современных условиях

  • Е.В. Зарецкая Академии Водного транспорта Российский университет транспорта, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-1116-5500

Аннотация

Юбилейная дата, 50 лет с начала грандиозного проекта по фрахтованию иностранных судов с правом их выкупа, ставшего историей образования судоходной компании «Совкомфлот», даёт дополнительный повод рассмотреть его подробности. Приводится анализ реализованного в советский период успешного опыта внебюджетного пополнения торгового флота. Он позволяет прийти к заключению о том, что разработанные и применяемые тогда финансовые схемы привлечения иностранного капитала через специально создаваемые в иностранной же юрисдикции судоходные компании, приобретающие флот с использованием предусмотренных национальными законодательствами налоговых и других льгот для последующей передачи в бербоут – чартер и компенсирующих все расходы на перевозке российских внешнеторговых грузов, в полной мере актуальны и сегодня для пополнения флота отечественных судоходных компаний. Также рассмотренные в статье преимущества приобретения торгового флота с использованием лизинга в сочетании с бербоут-чартером уже в современных условиях, показали, что это оптимальный механизм и для льготного лизинга, и для коммерческих схем финансирования. Недостаток бербоут-чартера, ограничивающий его использование в современных условиях, связан с его узкой специализацией, как правового, так и коммерческого характера. Максимально соответствующий традициям и особенностям мирового торгового судоходства, он отвечает интересам судоходных компаний, но мало понятен финансовым институтам. В этой связи особую важность приобретает разработка или адаптация имеющегося методического обеспечения для оценки ключевых показателей финансовой схемы фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера) на условиях финансовой аренды (лизинга).

Ключевые слова: источники воспроизводства и модернизации коммерческого флота, бербоут-чартер, инструменты финансирования коммерческого флота

Литература

Исследование INFOLine «Судостроительная промышленность России. Итоги 2022 года. Тенденции 2023 года» [Электронный ресурс] — Режим доступа www.infoline.spb.ru(дата обращения: 28.09.2023)

Потаева К. Российские судовладельцы в 2022 году перестали обновлять флот Без новых заказов импортозамещение в отрасли теряет смысл// Ведомости [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/09/20/941585-rossiiskie-sudovladeltsi-perestali(дата обращения: 28.09.2023)

Н.Малышева, «Совкомфлот»: новаторство и преемственность [Электронный ресурс] — Режим доступа:portnews.ru/comments/3334/?ysclid=lg505v3wc5766271522(дата обращения: 28.09.2023)

Забелин В.Г. Зарецкая Е.В. «Совкомфлот»: становление и развитие- М.: «Морской флот» №3, 2005г. С.4-9

Гуженко Т.Б., Корнилов В.Д. Совкомфлот: Историко-документальный рассказ о зарождении без госинвестиций в условиях плановой системы и выживании в постсоветский период. – М.: Внешторгиздат, 1999- 119с.

Положение о порядке подготовки решения о фрахтовании судов в бербоут -чартер от 21.06.73. Материалы Росс. Гос. Архива экономики (РГАЭ)-8с.

Коротаев И. В рабство по собственной воле, или Кому выгоден бербоут-чартер? // «Владивосток» №1096, 26.12.2001[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://vladnews.ru/ev/vl/1096/49338/rabstvo_sobstvennoy (дата обращения: 07.09.2023)

Бербоут-чартер и стратегия судостроения[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://helion-ltd.ru/shipbuilding-strategy/?ysclid=ln4pxxpfs8163445145

Гуцуляк В.Н. Виды чартеров в международном торговом судоходстве // Труды Ин-

ститута государства и права РАН 2019 Том 14 № 4 С. 108–130

Транспорт России информационно-статистический бюллетень 2020[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://results2020.projects.mintrans.ru/assets/pdf/bulleten-transport-rosii-20210423.pdf (дата обращения: 28.09.2023)

Платов Ю.И. Оценка эффективности комбинированных судов //Научные проблемы водного транспорта / Russian Journal of Water Transport №75(2), 2023

Уртминцев Ю.Н., Минеев В.И. Современное состояние и перспективы речных пассажирских перевозок в Волжском бассейне //Научные проблемы водного транспорта / Russian Journal of Water Transport №75(2), 2023

Судник Н. В. Формирование стабилизационного фонда при покупке судов на условиях бербоут-чартера // Бизнесинформ, №3 2015

Судник Н.В., Онищенко С.П., Рылов С. И. Оптимизация использования фрахтового ресурса для формирования национального флота // Scientific Journal «ScienceRise» №4/3(9)2015

Данные автора

Екатерина Владимировна Зарецкая , Академии Водного транспорта Российский университет транспорта, г. Москва, Россия

к.э.н, доцент кафедры эксплуатации водного транспорта  Академии водного транспорта  Российского университета транспорта (АВТ ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ)), 117105, г. Москва, ул. Новоданиловская набережная, 2 к.1. e-mail: zarekaterina@yandex.ru

Опубликован
20-03-2024
Как цитировать
Зарецкая, Е. В. (2024). История советской инновации по приобретению иностранного тоннажа и перспектива использования бербоут-чартера как инструмента пополнения флота в современных условиях. Научные проблемы водного транспорта, (78), 29-45. https://doi.org/10.37890/jwt.vi78.437
Раздел
Судостроение, судоремонт и экологическая безопасность судна