Разработка математической модели буксировки подводных объектов, на основе однозвенных и двухзвенных стержневых моделей буксирных линий

  • М.С. Тищенко Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия https://orcid.org/0009-0006-2920-2898
  • Н.В. Ивановский Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия https://orcid.org/0009-0005-3823-4413

Аннотация

В данной работе математическая модель буксировки подводных объектов разрабатывается на примере сложного промыслового комплекса «судно – ваер – трал» путем расчета его тягово-скоростных характеристик.

Параметры буксирной линии являются важным фактором при буксировке подводного объекта, поскольку она может повлиять на остойчивость и маневренность буксирующего судна. Если ваер слишком длинный, он может создать сильное сопротивление и затруднить движение судна. С другой стороны, если ваер слишком короткий, это может привести к слишком глубокому погружению буксируемого объекта и потенциальному повреждению объекта или буксирного оборудования. Следовательно, крайне важно выбрать подходящие параметры системы буксировки, исходя из размеров и массы буксируемого объекта, глубины хода и условий окружающей среды.

Исследованы существующие методы написания моделей систем буксир – объект буксировки, а именно методы базирующиеся на стационарном и нестационарном характере представления процесса выборки ваера.

В работе приведен сравнительный анализ однозвенных и двухзвенных стержневых моделей буксирных линий. Выявлены основные погрешности при построении траекторий движения буксируемых объектов, с использованием данных типов буксирных линий.

В частности, одним из результатов исследования является, построение модели системы «судно – ваер – буксируемый объект», которая имеет схожий показатель точности с более сложными двух и трехзвенными линиями.

Ключевые слова: математическая модель, буксируемый объект, стержневая модель, судно, ваер, трал, буксирная линия, ваерная лебедка

Литература

Ивановская, А. В. Принципы моделирования привода судового грузоподъемного оборудования / А. В. Ивановская // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. – 2023. – № 1. – С. 65-72. – DOI 10.26296/2619-0605.2023.1.1.005. – EDN NPMORQ.

Ивановская, А. В. Особенности динамического анализа тяговой системы с конечным натяжением / А. В. Ивановская // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. – 2022. – № 1. – С. 37-46. – DOI 10.47404/2619-0605_2022_1_37. – EDN XYFIEM.

Математическое обеспечение и аппаратная реализация задач управления комплексом "рыбопромысловое судно-орудия лова" / В В Антипов, В Ю Бобрович, В К Болховитинов, А А Болисов // Морской вестник. – 2011. – № 4(40). – С. 45-49. – EDN OJCZPJ.

Определение параметров ваерных лебедок: Метод. указания / М-во рыб. хоз-ва СССР, ВНИИ мор. раб. хоз-ва и океанографии; [Сост. Ш.А. Расулевым и др.]. - М: ВНИРО, 1981. - 39 с.: граф.; 20 см.

Методика выбора основных параметров ваерных лебедок и режимы эксплуатации траловой системы / Г. А. Траубенберг, С. С. Торбан, Ш. А. Расулев. - Л., 1978. - (Доклад; № 2.17)

Карпенко В. П. Механизация и автоматизация процессов промышленного рыболовства: учебное пособие / В.П. Карпенко, С.С. Торбан. – М.: Агропромиздат, 1990. – 464 с.

Динамика траловой системы / Б. А. Альтшуль, А. Л. Фридман. - Москва : Агропромиздат, 1990. - 237,[3] с. : ил.; 22 см.; ISBN 5-10-001207-2 (В пер.) : 3 р. 50 к.

Савотин, Д. В. Пространственное моделирование траловой системы при стационарном движении / Д. В. Савотин // Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Петропавловск-Камчатский, 24–26 марта 2015 года. Том Часть II. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный технический университет, 2015. – С. 63-69. – EDN UDHVGR.

Наумов, В. А. Моделирование гибких связей в системах буксировки подводных объектов / В. А. Наумов // Имитационное и комплексное моделирование морской техники и морских транспортных систем (ИКМ МТМТС-2019) : Пятая международная научно-практическая конференция. Труды конференции, Санкт-Петербург, 10 июля 2019 года. – Санкт-Петербург: Издательство "Перо", 2019. – С. 119-123. – EDN VVFAHY.

Математические моделирование элементов тралового комплекса / С. П. Голиков, Н. В. Ивановский, С. Г. Черный [и др.] // Водный транспорт. – 2013. – № 2(17). – С. 181-190. – EDN SCKWJX.

Данные авторов

Максим Сергеевич Тищенко , Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия

ассистент кафедры судовождения и промышленного рыболовства «Керченский государственный морской технологический университет» (ФГБОУ ВО «КГМТУ»), 298309, Российская Федерация, Керчь, ул. Орджоникидзе, 82, masa.33@mail.ru

Николай Владимирович Ивановский , Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия

Ивановский Николай Владимирович – к.т.н., доцент, доцент кафедры судовождения и промышленного рыболовства «Керченский государственный морской технологический университет» (ФГБОУ ВО «КГМТУ»), 298309, Российская Федерация, Керчь, ул. Орджоникидзе, 82 inv8@mail.ru

Опубликован
18-12-2023
Как цитировать
Тищенко, М. С., & Ивановский, Н. В. (2023). Разработка математической модели буксировки подводных объектов, на основе однозвенных и двухзвенных стержневых моделей буксирных линий. Научные проблемы водного транспорта, (77), 264-272. https://doi.org/10.37890/jwt.vi77.441
Раздел
Эксплуатация водного транспорта, судовождение и безопасность судоходства