Особенности применения требований Международной конвенции безопасности высокоскоростных судов к судам малых размерений

Аннотация

В статье рассмотрены особенности нормирования характеристик высокоскоростных судов малого размера, главным образом пассажирского назначения, с учетом перспектив их развития в РФ. Проанализированы определения высокоскоростных и легких судов из разных нормативных документов. Установлено, что большинство пассажирских и прогулочных судов малого размера являются высокоскоростными, и относятся ко второму уровню ускорений при столкновении, что определяет ограничения по их компоновке. Отмечены особенности обеспечения непотопляемости, затронуты результаты расследования аварий, повлиявшие на современные нормативы. Выявлены критерии непотопляемости, которые требуют корректировки применительно к судам малого размера. Уделено внимание постам управления судном, показана противоречивость требований в т.ч. к обзору и компоновке постов.  Приводятся примеры проектов на основе опыта работы с зарубежными правилами. Для российских классификационных обществ сформулированы предложения по совершенствованию требований.

Ключевые слова: малые суда, высокоскоростные суда, легкие суда, непотопляемость, пост управления

Литература

International Code of Safety for High Speed Craft (2000 HSC Code) – IMO, 2008 Edition

Правила классификации и постройки высокоскоростных судов. Российский Морской Регистр Судоходства, НД № 2-020101-111, Санкт-Петербург, 2018.

Rules and Regulations for the Construction and Classification of High Speed and Light Craft. Indian Register of Shipping, 2021.

Rules for Classification of High Speed and Light Craft. DNV, 2023.

Rules and Guidance for the Classification of High Speed and Light Crafts. Korean Register, 2022.

Rules and Regulations for the Classification of Special Service Craft. Lloyd’s Register, 2023.

Rules for Construction and Classification of Sea-Going High-Speed Craft. China Classification Society. Beijing, 2022.

National Standard for Commercial Vessels (NSCV). Part C, General Requirements. Australian Transport Council, 2016.

Code of Safety for Small Commercial Vessels Operating in the Caribbean. International Maritime Organization, SCV CODE, 2017.

Guidelines for Commercial Craft. Version 2016.2. VTT Expert Services Ltd., Finland, 2016.

Российский Речной Регистр. Правила (в 5-и томах). Правила классификации и постройки судов (ПКПС). – М.: Российский Речной Регистр, 2019, 1506 с.

Proposed amendments to IMO HSC CODE. REPORT SMC 560/01 ISSUE 02, SeaSpeed Design, February 2020.

ГОСТ ISO 12217-1-2016 Суда малые. Оценка остойчивости, запаса плавучести и определение проектной категории. Часть 1. Непарусные суда c длиной корпуса 6 м и более, Москва.

Назаров А.Г. Особенности обеспечения непотопляемости малых судов//НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК РОССИЙСКОГО МОРСКОГО РЕГИСТРА СУДОХОДСТВА № 58/59, 2020.

Report on the investigation of the collision between high-speed passenger catamaran Typhoon Clipper and the workboat Alison adjacent to Tower Millenium Pier, River Thames, London on 5 December 2016. MAIB.

ГОСТ-Р ИСО 11591-2011 «Суда малые моторные. Поле обзора с места рулевого», Москва.

Schramm C. The world of high-speed ferries. Windfang-Medien, Bremen, 2023.

Данные автора

Альберт Георгиевич Назаров , ООО АН Марин Консалтинг, г. Москва, Россия

кандидат технических наук, FRINA, CEng, MSNAME, директор «АН Марин Консалтинг», 107113, Москва, ул. Шумкина, д.20, с.1, офис 501/502, e-mail: anmarineconsulting@ya.ru

Опубликован
20-03-2024
Как цитировать
Назаров, А. Г. (2024). Особенности применения требований Международной конвенции безопасности высокоскоростных судов к судам малых размерений. Научные проблемы водного транспорта, (78), 201-211. https://doi.org/10.37890/jwt.vi78.466
Раздел
Эксплуатация водного транспорта, водные пути, сообщения и гидрография