Исследование качества каркасной поверхности при моделировании корпуса судна в зависимости от типа линий каркаса в САПР Компас 3D

  • А.Ю. Рыченкова Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, Россия https://orcid.org/0000-0002-6477-6305

Аннотация

В статье приведен краткий обзор используемых САПР в области судостроения. Показаны потенциальные возможности применения отечественной системы автоматизированного проектирования КОМПАС 3D в судостроении в задаче трехмерного моделирования теоретической поверхности корпуса судна. Показаны способы моделирования поверхности корпуса судна с помощью САПР Компас 3D в виде каркасной поверхности, в которой формообразующими сечениями являются различные типы обводов судна: шпангоуты, батоксы и ватерлинии. Предложен способ проверки моделируемой каркасной поверхности с помощью контрольных сечений. Проведен сравнительный анализ качества поверхностей, полученных разными способами ее формирования, по ряду предложенных количественных показателей, характеризующих гладкость и точность поверхности. Проанализировано влияние на показатели качества каркасной поверхности введения в каркасное множество промежуточных сечений. Приведены результаты количественного сравнительного анализа качества каркасной поверхности в зависимости от типа линий каркаса. Было показано, что увеличение общего количества формообразующих линий в каркасе не обязательно приводит к повышению качества моделируемой поверхности. Результаты работы могут представлять практический интерес в задачах моделирования и оценке качества каркасных поверхностей различного назначения, задаваемых совокупностью сечений в различных плоскостях, а также помогут при выборе автоматизированной системы проектирования для предприятий судостроения.

Ключевые слова: трехмерное моделирование, теоретическая поверхность судна, шпангоуты, ватерлинии, САПР Компас 3D, каркасная поверхность, качество каркасной поверхности

Литература

Lebedev, O.Y., Fil, A.V., Bondareva, E.V. Simulation of ship handling in reverse // Journal of Physics: Conference Series 2021. Vol. 2061 (1):012079.

Yudin, Y.I., Petrov, S.O. Assessment of the quality of control of the ship "crosshair" under wind load conditions//Journal of Physics: Conference Series. 2021. Vol.2061 (1).

Пец Н. Г. Аналитическая трехмерная модель носовой оконечности судов ледового плавания и ледоколов // Вестник ИШ ДВФУ. 2018. №4 (37).

Карневич В. В. Построение гидродинамических поверхностей каркасами из кривых Ламе на примере корпуса подводной лодки // Вестник РУДН. Серия: Инженерные исследования. 2022. Т. 23, № 1. С. 30-37.

Карневич В. В. Гидродинамические поверхности с мидель-шпангоутом в форме кривых ламе // Вестник РУДН. Серия: Инженерные исследования. 2021. №4. С. 323-328.

Давыдова С. В., Мочалов К. П. Методика автоматизированного формирования судовой поверхности буксирного судна // Научные проблемы водного транспорта. 2022. №75. С. 36-50. DOI:10.37890/jwt.vi75.365

LIN R. et al. Application of the Foran software on the engineer design [J] //Machinery. 2011. Vol.8. рр. 8-14.

Dong-mei C.K.Z., Rui-xi W.U. Elementary introduction of CATIA software's application on ship-building //Journal of Qingdao Ocean Shipping Mariners College. 2008. Vol. 4.

Зяблов О.К., Кочнев Ю.А. Обзор современных CAD/CAM/CAE систем и перспективы их применения на отечественных судоремонтных предприятиях// Научные проблемы водного транспорта. 2015. № 44 , С. 168-175.

Давыдова С.В., Мочалов К.П. Сравнительный анализ создания теоретического чертежа в программах "ТКОРПУС" и "FREESHIP" //Научные проблемы водного транспорта. 2022. №72. С. 30-40. DOI:10.37890/jwt.vi72.276.

Клименко Е.С., Бородина Л.Н., Рыченкова А.Ю. Прикладное использование систем автоматизированного проектирования при моделировании механизмов и машин на морском транспорте // Научные проблемы водного транспорта. 2018. № 57. С. 38-44.

Горавнева Т.С., Семенова-Тян-Шанская В.А. Моделирование корпуса судна в САПР КОМПАС 3D // САПР и графика. 2019. №4. С.57-61.

Дмитриев С.А., Раков В.Л., Чехович С.В. Создание теоретического чертежа корпуса судна с использованием САПР КОМПАС. СПб.: СПБГМТУ, 2015. 176 с.

Попов Е.В., Шоркина И.Н. Автоматизация моделирования поверхности судового корпуса // Омский научный вестник. 2023 №4 (188). С. 13-21.

Рыченкова А. Ю., Клименко Е. С., Бородина Л. Н. Геометрическое моделирование и оценка качества каркасной поверхности корпуса судна в САПР Компас-3D // Научные проблемы водного транспорта. 2020. № 62. С. 81-90. DOI:10.37890/jwt.vi62.49.

Rychenkova A.Y., Klimenko E.C. Borodina L.N. Introduction of oblique sections into the curves web in modeling the framing of a vessel hull in KOMPAS-3D // Journal of Physics: Conference Series. 2021. Vol. 2032. 012142. 10.1088/1742-6596/2032/1/012142.

Данные автора

Анна Юрьевна Рыченкова , Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, Россия

к.т.н, доцент кафедры « Механика и инженерная графика», Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф.Ушакова, 353918, г. Новороссийск, пр. Ленина, 93, е-mail: anar4230@mail.ru

Опубликован
19-09-2024
Как цитировать
Рыченкова, А. Ю. (2024). Исследование качества каркасной поверхности при моделировании корпуса судна в зависимости от типа линий каркаса в САПР Компас 3D . Научные проблемы водного транспорта, (80), 56-65. https://doi.org/10.37890/jwt.vi80.510
Раздел
Судостроение, судоремонт и экологическая безопасность судна