Обзор исследований поперечных усилий, развиваемых движительно-рулевым комплексом судна

  • В.И. Тихонов Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0002-3147-0668
  • Ю.В. Бажанкин Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0001-8720-218X
  • И.М. Осокин Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0002-5988-6745

Аннотация

В данной статье были исследованы поперечная составляющая усилий, развиваемых движительно-рулевым комплексом судна, и её безразмерные гидродинамические коэффициенты, а также рассмотрены различные методы их оценки. Для этого исследования были выбраны два наиболее распространённых типа движительно-рулевых комплексов, которые устанавливаются на судах речного флота, – открытый гребной винт с расположенным за ним рулём и гребной винт в поворотной насадке. Выражения для оценки поперечных усилий для разных типов движительно-рулевых комплексов приведены к единому виду. Выполнены расчёты коэффициентов, характеризующих поперечную силу, по существующим методикам. Проведено сравнение результатов расчётов с результатами, полученными при идентификации этих коэффициентов по данным натурных испытаний судов. Существенное расхождение между указанными величинами позволило сделать вывод о том, что современные методики расчёта поперечных составляющих усилий, развиваемых ДРК, не позволяют адекватно моделировать управляемое криволинейное движение судов на внутренних водных путях и нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Ключевые слова: поперечные усилия ДРК, средство управления, подъёмная сила руля, угол перекладки, угол дрейфа, натурные испытания, расчетный метод, судовые рули, поворотная насадка

Литература

Соболев Г.В. Управляемость корабля и автоматизация судовождения. Л.: Судостроение, 1976. 478 с.

Гофман А.Д. Теория и расчет поворотливости судов внутреннего плавания. Л.: Судострое-ние, 1971. 256 с.

Павленко В.Г., Бавин В.Ф., Зайков В.И., Сандлер Л.Б. Ходкость и управляемость судов. М.: Транспорт, 1991. 397 с.

Павленко, В.Г. Маневренные качества речных судов (Управляемость судов и составов). М.: Транспорт, 1979. 184 с.

Першиц, Р.Я. Управляемость и управление судном. Л.: Судостроение, 1983. 272 с.

Гофман А.Д. Основы теории управляемости судна: Курс лекций. СПб: СПГУВК, 1999. 100 с.

Басин А.М. Ходкость и управляемость судов: Учебное пособие. М.: Транспорт, 1977. 456 с.

Тихонов В.И., Бажанкин Ю.В., Осокин И.М., Мухин А.В. Способ оценки поперечных уси-лий, развиваемых движительно-рулевым комплексом, по результатам циркуляционных испы-таний судна //Научные проблемы водного транспорта. 2023. №77(4). С. 252-263. DOI: 10.37890/jwt.vi77.440.

Васильев А.В. Управляемость судов: Учебное пособие. Л.: Судостроение, 1989. 328 с.

Гофман, А.Д. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна: Справочник. Л.: Судостроение, 1988. 360 с.

Гасникова А.С., Макарова В.В., Потехин Ю.П. Расчетное исследование гидродинамиче-ских характеристик судового руля, расположенного за дейдвудом //Морские интеллектуаль-ные технологии. 2022. №3 часть 1. С. 50—57. DOI: https://doi.org/10.37220/MIT.2022.57.3.006.

Костылев А.И., Сазонов К.Е. Метод расчета движения судов по криволинейной траекто-рии в сплошных льдах //Труды Крыловского государственного центра. 2017. №1(379). С. 50-55.

Бугаев В.Г., Тунг Д.В., Домашевская Я.Р., Хиеп Ф.Ч. Численное моделирование гидроди-намических характеристик винто-рулевого комплекса и поворотливости рыболовного судна //Научные проблемы водного транспорта. 2020. №62. С. 30-40. DOI: https://doi.org/10.37890/jwt.vi62.13.

Данные авторов

Вадим Иванович Тихонов , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

д.т.н., профессор кафедры судовождения и безопасности судоходства, Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, email: vitnn12@mail.ru

Юрий Владимирович Бажанкин , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

к.т.н., доцент кафедры судовождения и безопасности судоходства, Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, email: seaman77@mail.ru

Игорь Михайлович Осокин , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

 аспирант кафедры судовождения и безопасности судоходства, Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, email: osokin.igor98@mail.ru

Опубликован
19-12-2024
Как цитировать
Тихонов, В. И., Бажанкин, Ю. В., & Осокин, И. М. (2024). Обзор исследований поперечных усилий, развиваемых движительно-рулевым комплексом судна . Научные проблемы водного транспорта, (81), 214-222. https://doi.org/10.37890/jwt.vi81.549
Раздел
Эксплуатация водного транспорта, водные пути, сообщения и гидрография