Исследование влияния заострения оконечностей на погрешность определения водоизмещения методом драфт-сюрвея при общих продольных деформациях корпуса судна
Аннотация
В работе исследуется на 3D-моделях объектов с упрощенными обводами на базе параллелепипеда влияния заострения батоксов и ватерлиний на погрешность определения величины водоизмещения методом драфт-сюрвея при получении корпусом судна общих продольных деформаций относительно миделя в виде прогиба, перегиба и кручения, при исходной посадке прямо и на ровный киль и отсутствии строительного дифферента. В качестве объекта исследования был выбран понтон с размерениями: длина наибольшая / длина между перпендикулярами / ширина / высота борта / осадка (в полном грузу) в метрах составляют LН/LꞱꞱ/B/H/T=85/83/16,5/3,3/2,5. Обводы оконечностей изменялись подъемом батокса и/или остроты ватерлинии с изменением коэффициентом общей полноты оконечностей (длиной по 0,15LН≈0,154LꞱꞱ) . Стрелки изгиба корпусов судов выбирались в пределах существующего реального относительного диапазона от 0 до 0,005 в долях от длины корпусов по конструктивной ватерлинии. Подбиралась посадка судов таким образом, чтобы среднее значения шкал осадок у деформированных корпусов совпадало со значениями при отсутствии общих продольных деформаций. В результате получены графические зависимости связи коэффициентов полноты корпуса и относительной погрешности определения водоизмещения методом драфт-сюрвея при общих продольных деформациях корпуса. В частности, получена зависимость влияния остроты ватерлинии и батоксов в оконечностях по отдельности и их совместного влияния. Получено, что при общей продольной деформации корпуса погрешность водоизмещения от изменения заострения батокса зависит существенно меньше, чем от заострения ватерлиний при использовании метода драфт-сюрвея.
Литература
ФАУ «Российское Классификационное Общество». Правила классификации и постройки судов. URL: https://rfclass.ru/izdaniya-rko/pravila-klassifikatsii-postroyki-i-osvidetelstvovaniya-sudov-vvp-sudov-smeshannogo-reka-more-plavaniya-plavuchikh-obektov/pravila-klassifikatsii-i-postroyki-sudov/ (дата обращения 18.05.25).
Гунин, И. А. Влияние остаточных и температурных прогибов корпуса судна на изгибающий момент от внешних сил / И. А. Гунин // Труды ЛИВТа. Л.: Речной транспорт, 1960, выпуск VI. – С. 24-32.
Гунин, И. А. Обобщение данных по натурным замерам остаточного прогиба корпуса и установление его влияния на общую прочность судов / И. А. Гунин // Труды ЛИВТа. Л.: Транспорт, 1972, выпуск 135. – С. 45-49.
Карклина, Т. О. Технологический подход к проблеме стабилизации метрологических характеристик танкеров / Т. О. Карклина // Ремонт речных судов: сборник научных трудов ЛИВТа, Л.: ЛИВТ, 1990. – С. 32-37.
Бимбереков, П.А. Исследование повреждаемости, методики освидетельствования и дефектации корпусных конструкций судов внутреннего и смешанного плавания / П.А. Бимбереков. – Новосибирск: НГАВТ, 2007. – 420 с.
Барышников, С.О. Измерение остаточных отклонений оси корпуса судно от исходного положения / С.О. Барышников // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, 2024, Т. 16, № 5. – С. 749-761.
Пат. №2298162 Способ определения общих остаточных деформаций корпусов транспортных и/или 350 стояночных средств: Российская Федерация, МПК G01 M 5/00 / Бимбереков П.А.; заявитель и патентообладатель Бимбереков П.А. – №2006107268/28; заяв. 09.03.2006; опубл. 27.04.2007, бюл. №12.
Пат. №2293957 Способ контроля общих остаточных деформаций корпусов транспортных и/или стояночных средств: Российская Федерация, МПК G01 M 5/00, G01 L 1/06 / Бимбереков П.А.; заявитель и патентообладатель Бимбереков П.А. – №2006105924/28; заяв. 26.02.2006; опубл. 20.02.2007, бюл. №5.
Пат. №2435149 Способ определения остаточного продольного изгиба корпуса судна: Российская Федерация, МПК G 63 M 5/00 / Барышников С.О., Карклина Т.О., Чистов В.Б.; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций – №22010106960/28; заяв. 24.02.2010; опубл. 27.04.2011, бюл. №33.
Барышников, С. О. Устранение остаточного перегиба корпусов судов: монография / С. О. Барышников. – СПб.: СПГУВК, 2011. – 200 с.
Бимбереков, П.А. Использование теоретических и эмпирических методов при построении моделей в задачах водного транспорта: учебное пособие для вузов водного транспорта / П.А. Бимбереков. – Новосибирск: СГУВТ, 2023. – 55 с.
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Федеральный закон №24-ФЗ от 7 марта 2001 г. (ред. от 08.06.2020) / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru 18.05.2025.
Правила перевозок груза (речного транспорта), ч. I, Н. Новгород: ТОО "Фора", 1994. – 285 с.
Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.