Анализ способов ведения выморозочных работ и исследование закономерностей формирования подводного канала от соотношения гидростатического давления заглубления и давления внутри оболочки под днищем плоскодонного судна

  • П.А. Бимбереков Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия https://orcid.org/0000-0003-4303-8570
  • А.Д. Емельянов Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия https://orcid.org/0009-0003-9356-6176

Аннотация

В статье представлен анализ существующих методов вымораживания судов и методов, послуживших основаниям для разработки оговоренных методов выморозочных работ. Охарактеризован способ «Ведения выморозочных работ» согласно патента Российской Федерации на изобретение №2067141, как наиболее гарантирующий форму создаваемого подводного канала под корпус судна ускоренными темпами. Исследовалась зависимость формы и размеров формируемого подводного ледового канала в зависимости от исходного диаметра используемой оболочки, давления в ней и заглубления под корпусом судна. Геометрические параметры канала должны обеспечить удовлетворительные для ведения судоремонтных работ размеры. Надувные оболочки под давлением прокачиваемого холодного воздуха определяют получаемую форму и размеры подводного канала, предназначенного для ведения судоремонтных работ: по дефектации, ремонту и техническому обслуживанию корпусных конструкций. Исследование формы оболочки под днищем плоскодонного судна производилось путем модельного эксперимента с ящиком из прозрачного материала (аквариумом), под которым была закреплена рамка, собранная из линеек с миллиметровой шкалой, что позволяло фиксировать зону примыкания и форму надувной оболочки под корпусом. Для чего, проводилась фото фиксация размеров оболочки при помощи подводной съёмки и съёмки с помощью эндоскопа изнутри надувной оболочки. Получены закономерности формы и размеров оболочки, находящейся под корпусом модели при разных соотношениях значений давления в оболочке и глубины её погружения при разных осадках модели, фиксируемых по маркам углубления выполненных из линеек с миллиметровой шкалой.

Ключевые слова: выморозочные работы, надувная эластичная оболочка, гидростатическое давление, заглубления оболочки

Литература

Малышев И.В. Отстой флота и выморозочные работы при судоремонте. – Москва : Транспорт, 1967, С.111

Гуревич И. М., Зеличенко А.Я., Кулик Ю. Г. Под ред. И.М. Гуревичв. Технология судостроения и судоремонта. Учебник для вузов водн. трансп. М., «Транспорт», 1976 С.204-205.

Видецкий А.Ф. Книга. Справочник. Ремонт речный судов. ред. Видецкий А.Ф. М. Транспорт, 1988, с.34.

Выморозка кораблей. Полярник рассказал, как устроена самая тяжелая работа в мире, где роют ледяные тоннели. URL:https://trendymen.ru/lifestyle/events/135839?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera/(дата обращения 28.08.2025).

Гуревич С.А., Маркова Ф. П., Усакова Н. Б., Узлова Л. П. Нормы времени на ледокольные и выморозочные работы. - Москва : Транспорт, 1967, С. 11-15.

ФАУ «Российское Классификационное Общество». Правила классификации и постройки судов. URL: https://rfclass.ru/izdaniya-rko/pravila-klassifikatsii-postroyki-i-osvidetelstvovaniya-sudov-vvp-sudov-smeshannogo-reka-more-plavaniya-plavuchikh-obektov/pravila-klassifikatsii-i-postroyki-sudov/(дата обращения 28.08.2025).

Пат. №1124096 Способ возведения ледяных сооружений в водоемах: СССР, МПК Е02В17/00, Е02В7/00 Макаров В.И., Краснов Ю. Н., №3626028; заяв. 1983.07.21; опубл. 1984.11.15.

Пат. №565175 Установка для заготовки использования льда: СССР, М. Кл2 F 25D 31/00, F 25C 1/02 / П.М. Енин, В. И. Облинцев, А. Г. Егиазаров, В.Т. Новоков, В. А. Пойгин, Н. К. Люненко и Б. И. Вакуленко - №2060931/13 заяв. 17.09.74; опубл. 15.07.77. Бюл. №26.

Пат. № 2067141 Способ выполнения выморозочных работ: Российская Федерация, МПК Е02 В 14/00 / Бимбереков П.А.; заявитель и патентообладатель Бимбереков П.А. –№92015926/11; заяв. 30.12.1992; опубл. 27.09.1996, бюл. №24.

Пат. №2254525 Способ выморозки судна: Российская Федерация, МПК F25 C 1/12, E 02 B 17/00 / Бутаков А.Н.; заявитель и патентообладатель Бутаков А.Н. -№2001133500/12; заяв. 07.12.2001; опубл. 27.03.2004 Бюл. №17.

Бимбереков П.А., Звонков В.Д. Исследование точности определения значений по шкале осадок с применением фото и видеосъёмки. Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока, 2014, № 1-2,с. 169-173.

Данные авторов

Павел Александрович Бимбереков , Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия

доктор технических наук, доцент, профессор кафедры Теории корабля, судостроения и технологии материалов, Сибирский государственный университет водного транспорта, 630099, Новосибирск, ул. Щетинкина, 33, e-mail: bimberekov@yandex.ru

Андрей Дмитриевич Емельянов , Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия

аспирант, Сибирский государственный университет водного транспорта, 630099, Новосибирск, ул. Щетинкина, 33, e-mail: vip.andrey.emelyanov@mail.ru

Опубликован
23-09-2025
Как цитировать
Бимбереков, П. А., & Емельянов, А. Д. (2025). Анализ способов ведения выморозочных работ и исследование закономерностей формирования подводного канала от соотношения гидростатического давления заглубления и давления внутри оболочки под днищем плоскодонного судна. Научные проблемы водного транспорта, (84), 13-29. https://doi.org/10.37890/jwt.vi84.640
Раздел
Судостроение, судоремонт и экологическая безопасность судна