Исследование влияния несимметричных корпусов на гидродинамику речного катамарана грузоподъемностью 1000т.
Аннотация
В статье представлены результаты численного моделирования гидродинамики катамарана г/п=1000 т. с несимметричными корпусами. При моделировании использовались результаты исследований сопротивления катамаранов М.Я. Алферьева. Параметры численного моделирования, расчетная сетки устанавливались на основании верификации с результатами модельных экспериментов, показавшие хорошее совпадение. Моделировался катамаран в натурную величину для устранения масштабных эффектов в диапазоне чисел Фруда от 0,145 до 0,255. По результатам моделирования построены графики изменения коэффициентов сопротивления в зависимости от чисел Фруда и относительных клиренсов. Результаты исследования позволяют утверждать, что несимметрия корпуса в соотношении 0,35 к 0,65 с более узкой частью внутрь не оказывает существенного влияния на коэффициенты сопротивления в указанном диапазоне чисел Фруда по сравнению с симметричным корпусом. В то же время высоты волн в корме катамарана от несимметрии зависят существенно и оказываются ниже для несимметричного корпуса относительно симметричного.
Ключевые слова: внутренние водные пути, речной катамаран, трансформация корабельных волн, волновое сопротивление, несимметричные корпуса, численное моделирование.
Литература
Костров В.Н., Телегин А.И., Митрошин С.Г. Моделирование и продвижение новых технологий в паромно-транспортной логистической системе. Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2008. № 24. С. 132-136.
Лукина Е.А., Митрошин С.Г., Битков Д.А. «Обоснование применения накатного судна для паромно-транспортных грузовых перевозок в Волжско-Камском бассейне». / Вестник ВГАВТ. Вып.28.- Н.Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2009. – С.56-62.
Исследование волнообразования большегрузного катамарана для внутренних водных путей численными методами / Е. Ю. Чебан, Е. А. Лукина, С. Г. Митрошин [и др.] // Морские интеллектуальные технологии. – 2023. – № 3-1(61). – С. 210-219. – DOI 10.37220/MIT.2023.61.3.021. – EDN PERDQG.
Оценка волнообразования большегрузного катамарана с различными формами внутреннего борта / Е. Ю. Чебан, О. В. Мартемьянова, С. Г. Митрошин [и др.] // Научные проблемы водного транспорта. – 2020. – № 63. – С. 109-120. – DOI 10.37890/jwt.vi63.82. – EDN AXBAQK.
Результаты сравнения параметров корабельных волн от судов различных типов с помощью модельных испытаний / В. Л. Этин, Е. А. Лукина, С. Г. Митрошин, Е. М. Сироткин // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. – 2015. – № 45. – С. 192-196. – EDN VHWADL.
Оценка волнообразования большегрузного катамарана для внутренних водных путей / И.К. Кузьмичев, Е.А. Лукина, С.Г. Митрошин, Е.Ю. Чебан // Морские интеллектуальные технологии. – 2017. – № 4-3(38). – С. 99-105. – EDN YPLAKC.
Горьковский институт инженеров водного транспорта, Кафедра теории корабля №ТБ-25. Отчет по теме №17 «Изыскание новых типов судов для скоростных перевозок»», г. Горький, 1958 г.
Yusuke Tahara, Daniele Peri, Emilio Fortunato Campana, Frederick Stern. Single- and multiobjective design optimization of a fast multihull ship: numerical and experimental results. December 2011 Journal of Marine Science and Technology 16(4):412-433 DOI:10.1007/s00773-011-0137-y
Численные методы в механике жидкости: учебное пособие / Д.В. Никущенко. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМТУ, 2025. – 144 с. ISBN 978-5-88303-720-6
Корякова, М. Н. Оценка изменения посадки большегрузного катамарана численными методами / М. Н. Корякова, С. В. Бушков, Е. Ю. Чебан // Транспорт. Горизонты развития : Труды 4-го Международного научно-промышленного форума, Нижний Новгород-Новосибирск-Владивосток-Самара, 23–26 апреля 2024 года. – Нижний Новгород: Волжский государственный университет водного транспорта, 2024. – С. 117. – EDN ADDWCN.
Алферьев М.Я., Мадорский Г.С. Транспортные катамараны внутреннего плавания. М., изд. «Транспорт», 1975, 336 с.
Многокорпусные суда. Под ред. Дубровского В.А. Л., изд. «Судостроение», 1978, 304 с.