Исследование влияния несимметричных корпусов на гидродинамику речного катамарана грузоподъемностью 1000т.

  • Е.Ю. Чебан Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0002-0983-9879
  • М.Н. Москалева Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0009-0006-5811-1821
  • А.И. Кожевников Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0001-9013-8510

Аннотация

В статье представлены результаты численного моделирования гидродинамики катамарана г/п=1000 т. с несимметричными корпусами. При моделировании использовались результаты исследований сопротивления катамаранов М.Я. Алферьева. Параметры численного моделирования, расчетная сетки устанавливались на основании верификации с результатами модельных экспериментов, показавшие хорошее совпадение. Моделировался катамаран в натурную величину для устранения масштабных эффектов в диапазоне чисел Фруда от 0,145 до 0,255. По результатам моделирования построены графики изменения коэффициентов сопротивления в зависимости от чисел Фруда и относительных клиренсов. Результаты исследования позволяют утверждать, что несимметрия корпуса в соотношении 0,35 к 0,65 с более узкой частью внутрь не оказывает существенного влияния на коэффициенты сопротивления в указанном диапазоне чисел Фруда по сравнению с симметричным корпусом. В то же время высоты волн в корме катамарана от несимметрии зависят существенно и оказываются ниже для несимметричного корпуса относительно симметричного.

Ключевые слова: внутренние водные пути, речной катамаран, трансформация корабельных волн, волновое сопротивление, несимметричные корпуса, численное моделирование.

Ключевые слова: внутренние водные пути, речной катамаран, трансформация корабельных волн, волновое сопротивление, несимметричные корпуса, численное моделирование

Литература

Костров В.Н., Телегин А.И., Митрошин С.Г. Моделирование и продвижение новых технологий в паромно-транспортной логистической системе. Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2008. № 24. С. 132-136.

Лукина Е.А., Митрошин С.Г., Битков Д.А. «Обоснование применения накатного судна для паромно-транспортных грузовых перевозок в Волжско-Камском бассейне». / Вестник ВГАВТ. Вып.28.- Н.Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2009. – С.56-62.

Исследование волнообразования большегрузного катамарана для внутренних водных путей численными методами / Е. Ю. Чебан, Е. А. Лукина, С. Г. Митрошин [и др.] // Морские интеллектуальные технологии. – 2023. – № 3-1(61). – С. 210-219. – DOI 10.37220/MIT.2023.61.3.021. – EDN PERDQG.

Оценка волнообразования большегрузного катамарана с различными формами внутреннего борта / Е. Ю. Чебан, О. В. Мартемьянова, С. Г. Митрошин [и др.] // Научные проблемы водного транспорта. – 2020. – № 63. – С. 109-120. – DOI 10.37890/jwt.vi63.82. – EDN AXBAQK.

Результаты сравнения параметров корабельных волн от судов различных типов с помощью модельных испытаний / В. Л. Этин, Е. А. Лукина, С. Г. Митрошин, Е. М. Сироткин // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. – 2015. – № 45. – С. 192-196. – EDN VHWADL.

Оценка волнообразования большегрузного катамарана для внутренних водных путей / И.К. Кузьмичев, Е.А. Лукина, С.Г. Митрошин, Е.Ю. Чебан // Морские интеллектуальные технологии. – 2017. – № 4-3(38). – С. 99-105. – EDN YPLAKC.

Горьковский институт инженеров водного транспорта, Кафедра теории корабля №ТБ-25. Отчет по теме №17 «Изыскание новых типов судов для скоростных перевозок»», г. Горький, 1958 г.

Yusuke Tahara, Daniele Peri, Emilio Fortunato Campana, Frederick Stern. Single- and multiobjective design optimization of a fast multihull ship: numerical and experimental results. December 2011 Journal of Marine Science and Technology 16(4):412-433 DOI:10.1007/s00773-011-0137-y

Численные методы в механике жидкости: учебное пособие / Д.В. Никущенко. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМТУ, 2025. – 144 с. ISBN 978-5-88303-720-6

Корякова, М. Н. Оценка изменения посадки большегрузного катамарана численными методами / М. Н. Корякова, С. В. Бушков, Е. Ю. Чебан // Транспорт. Горизонты развития : Труды 4-го Международного научно-промышленного форума, Нижний Новгород-Новосибирск-Владивосток-Самара, 23–26 апреля 2024 года. – Нижний Новгород: Волжский государственный университет водного транспорта, 2024. – С. 117. – EDN ADDWCN.

Алферьев М.Я., Мадорский Г.С. Транспортные катамараны внутреннего плавания. М., изд. «Транспорт», 1975, 336 с.

Многокорпусные суда. Под ред. Дубровского В.А. Л., изд. «Судостроение», 1978, 304 с.

Данные авторов

Егор Юрьевич Чебан , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

доктор технических наук, доцент, профессор кафедры гидродинамики, теории корабля и экологической безопасности судов, ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», 603905, Нижний Новгород, Нестерова 5, e-mail: egor.cheban.2@gmail.com

Мария Николаевна Москалева , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

аспирант кафедры гидродинамики, теории корабля и экологической безопасности судов, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: kshtaltnaja@rambler.ru

Артур Игоревич Кожевников , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

аспирант кафедры гидродинамики, теории корабля и экологической безопасности судов, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: nkolonget@ro.ru

Опубликован
23-09-2025
Как цитировать
Чебан, Е. Ю., Москалева , М. Н., & Кожевников , А. И. (2025). Исследование влияния несимметричных корпусов на гидродинамику речного катамарана грузоподъемностью 1000т. Научные проблемы водного транспорта, (84), 56-68. https://doi.org/10.37890/jwt.vi84.617
Раздел
Судостроение, судоремонт и экологическая безопасность судна

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)