Инновации и трудовые отношения на водном транспорте: на примере зарубежного и отечественного опыта

  • Р.И. Каравашкина Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0002-7263-9001
  • Ю.Р. Гуро-Фролова Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0002-6048-8576
  • О.О. Бодров Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0009-0004-5019-1594

Аннотация

Рыночные условия ставят перед любыми экономическими системами в качестве первоочередной задачи обеспечение конкурентоспособности. В связи с этим такая экономическая система как отрасль водного транспорта - не является исключением. Специфика транспорта в целом такова, что без обеспечения его эффективной работы невозможна эффективная деятельность всей национальной экономики. В экономической системе любого уровня развития важнейшую роль играют кадры, от результативной работы которых в свою очередь зависит эффективность производственно-хозяйственной деятельности в целом. В связи с этим условия, способные повысить результативность работы кадров, должны быть реализованы в деятельности экономических субъектов в самые кратчайшие сроки. Кроме того, вопросы регулирования трудовой деятельности представляют собой краеугольный вопрос в международном экономическом сообществе. К наиболее актуальным в настоящее время относят условия, способные обеспечить оптимальную реструктуризацию трудовых отношений в отрасли, а также условия, стимулирующие поиск технологических, организационных и регуляторных инновационных решений. По мере инновационного развития транспортной отрасли за рубежом и в России структура трудовых отношений и организация труда подвергается изменениям. В работе сделан акцент на взаимосвязь инновационных инициатив и решений с трудовыми отношениями и организацией труда на водном транспорте на примере международного опыта и сравнении его с отечественными реалиями и перспективами. В рамках анализа зарубежного опыта авторы делают акцент на эффективности поэтапного внедрения инновационных инициатив. Подчеркиваются преимущества систем, основанных на принципах сотрудничества в рамках трудовых отношений.

Ключевые слова: трудовые отношения, организация труда, инновации, инновационные решения, водный транспорт

Литература

[1] El-Sahli, Z., & Upward, R. (2017). Off the waterfront: The long-run impact of technological change on dockworkers. British Journal of Industrial Relations, 55(2), 225–273. https://doi.org/10.1111/bjir.12224
[2] Vanelslander, T., Sys, C., Lam, J. S. L., Ferrari, C., Roumboutsos, A., Acciaro, M., Macario, R., & Giuliano, G. (2019). A serving innovation typology: Mapping port-related innovations. Transport Reviews, 39(5), 611–629. https://doi.org/10.1080/0144647.2019.1587794
[3] Notteboom, T., & Vitellaro, F. (2019). The impact of innovation on dock labour: Evidence from European ports. Electronic Journal of Management, 3, 1–22.
[4] Arduino, G., Aronietis, R., Crozet, Y., Frouws, K., Ferrari, C.,Guihйry, L., Kapros, S., Kourounioti, I., Laroche, F., Lambrou, M., Lloyd, M., Polydoropoulou, A., Roumboutsos, A., Van de Voorde, E., & Vanelslander, T. (2013). How to turn an innovative concept into a success? An application to seaport-related innovation. Journal of Research in Transport Economics, 42(1), 97–107. https://doi.org/10.1016/j.retrec.2012.11.002
[5] Бабинцева Елена Ивановна, Шишкина Екатерина Сергеевна. Нововведения в области управления трудовыми отношениями. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий». https://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13171
[6] Ambrosino, D., Caballini, C., & Siri, S. (2013). A mathematical model to evaluate different train loading and stacking policies in a container terminal. Maritime Economics and Logistics, 15(3). https://doi.org/10.1057/mel.2013.7
[7] Gharehgozli, A., Roy, D., & De Koster, R. (2016). Sea container terminals: New technologies and OR models. Maritime Economics & Logistics, 18(2), 103–140.
[8] Zhang, S., Ruan, X., Xia, Y., & Feng, X. (2018). Foldable container in empty container repositioning in intermodal transportation network of Belt and Road Initiative: strengths and limitations. Maritime Policy & Management, 45, 351–369.
[9] Aydogdu, Y. V., & Aksoy, S. (2015). A study on quantitative benefits of port community systems. Maritime Policy & Management, 45, 1–10.
[10] Min, H., Ahn, S.-B., Lee, H.-S., & Park, H. (2017). An integrated terminal operating system for enhancing the efficiency of seaport terminal operators. Maritime Economics & Logistics, 19(3), 428–450.
[11] Bottalico, A. (2020). Towards a common trajectory of port labour systems in Europe? The case of the port of Antwerp. Case Studies on Transport Policy, 8(2), 311–321.
[12] Andrea Bottalico, Thierry Vanelslander, Patrick Verhoeven Innovation and labor in the port industry: A comparison between Genoa and Antwerp. March 2022. Journal of Business Logistics 43(2) DOI:10.1111/jbl.12303
[13] Verspagen, B. (2005). Innovation and economic growth. In J. Fagerberg, D. C. Mowery, & R. R. Nelson (Eds.), The Oxford handbook of innovation (pp. 487–513). Oxford University Press.
[14] Jenssen, J. (2003). Innovation, capabilities and competitive advantage in Norwegian shipping. Maritime Policy & Management, 30, 93–106. https://doi.org/10.1080/03088 83032 00008 4841
[15] От устойчивости до экологичности. Цифровой двойник помогает порту быть устойчивым, эффективным, экологичным. / ж-л Морские вести России. Морские порты №1 (2022). https://morvesti.ru/analitika/1688/94960/
[16] Michaels, G., Natraj, A., & Van Reenen, J. (2014). Has ICT polarized skill demand? Evidence from eleven countries over twenty-five years. Review of Economics and Statistics, 96(1), 60–77.
[17] ТРАНСПОРТ РОССИИ. Информационно-статистический бюллетень. 2023 год. https://mintrans.gov.ru/documents/7/13259

Данные авторов

Рената Ивановна Каравашкина , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: ren3004@mail.ru

Юлия Романовна Гуро-Фролова , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

к.психол.н., доцент, заведующий кафедрой иностранных языков и конвенционной подготовки, Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: business_box_2@mail.ru

Олег Олегович Бодров , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

аспирант кафедры экономики и менеджмента, Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: bodrov.knn@ya.ru

Опубликован
19-12-2025
Как цитировать
Каравашкина, Р. И., Гуро-Фролова, Ю. Р., & Бодров, О. О. (2025). Инновации и трудовые отношения на водном транспорте: на примере зарубежного и отечественного опыта . Научные проблемы водного транспорта, (85), 85-93. https://doi.org/10.37890/jwt.vi85.655
Раздел
Экономика, логистика и менеджмент на транспорте

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)