Мероприятия по снижению негативного воздействия на гидрологические и судоходные условия реки при разработке руслового карьера выправительными сооружениями

  • В.В. Агеева Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород, Россия http://orcid.org/0000-0002-1124-2203
  • Е.А. Люкина Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород, Россия http://orcid.org/0000-0002-7116-0824
  • М.А. Матюгин Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия http://orcid.org/0000-0002-9446-0352

Аннотация

Устройство карьеров на реках (в особенности на судоходных) требует ряд дополнительных обоснований, поскольку разработка участка недр влияет на гидрологический режим и условия судоходства. В работе проведена подробная оценка влияния разработки предполагаемого участка недр на гидрологические и судоходные условия реки Белая при различных вариантах отработки полезного ископаемого, которая показала недопустимость работ без введения ряда ограничений и проведения дополнительных природоохранных мероприятий. В качестве таких мероприятий в процессе выполнения работ по добыче предлагается строительство выправительных сооружений (полузапруд). В рамках исследований проведен анализ влияния предполагаемой добычи на структуру потока русла при строительстве предлагаемых полузапруд и без них, который показал значительное уменьшение негативного влияния разработки карьера на рассматриваемый участок реки Белой.

Ключевые слова: русловой карьер, гидрологический режим реки, судоходный режим реки, посадка уровня воды, деформация русла, интегральная кривая расходов, планы течений, полузапруды, выправительные сооружения, граничные условия, моделирование речного потока.

Литература

Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента Федеральному Собранию» от 21.04.2021.

Распоряжение Правительства РФ «О транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» от 27.11.2021 № 3363-р // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2021 г. – с изм. и допол. в ред. от 03.12.2021.

Атлас Единой глубоководной системы Европейской части РФ. том 10. От реки Уфа до устья, ФБУ «Администрация «Волго–Балт», 2017 г.

СТО 52.08.31–2012 «Добыча нерудных строительных материалов в водных объектах. Учет руслового процесса и рекомендации по проектированию и эксплуатации русловых карьеров». – СПб.: Глобус, 2012. – 140 с.

Рекомендации по прогнозу деформаций речных русел на участках размещения карьеров и в нижних бьефах гидроузлов // Гос. гидрол. ин–т, Гл. упр. гидрологии и метеорологии Болг. акад. наук, Ин–т гидрологии и метеорологии; [и др.]. – Л.: Гидрометеоиздат, 1988. – 127 с.

Методика расчета понижения уровней воды при добыче нерудных строительных материалов // М–во реч. флота РСФСР, Гл. упр. портов; [и др.]. – М.: Транспорт, 1984. – 21 с.

Руководство по проектированию русловых карьеров. Мероприятия по предотвращению понижения уровней воды. – М.: Транспорт, 1987. – 50 с.

Жданов В.В. Руководство по проектированию, строительству и эксплуатации выправительных сооружений из грунта / В. В. Жданов. – М.: Транспорт, 1971. – 191 с.

Агеева В.В. Оценка воздействия разработки карьера по добыче песка из русла реки на изменение гидрологического режима и руслоформирование / В.В. Агеева, Ю.А. Градинар // Сборник докладов II Международной научно-практической конференции «Экологическая безопасность и устойчивое развитие урбанизированных территорий». – Н. Новгород: ННГАСУ, 2019. – С. 4–8.

Техногенная трансформация русла р. Обь в нижнем бьефе Новосибирского гидроузла и её влияние на состояние водного пути / Р.С. Чалов, С.В. Павлушкин, К.М. Беркович, С.Н. Рулева // РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ (XXI ВЕК). – 2021. – № 4. – С. 30-35. – ISSN 1729–4258

Влияние добычи НСМ на русловой режим и судоходные условия на нижней Каме // Совершенствование проектирования, реконструкции содержания воднотранспортных гидротехнических сооружений, организации производства путевых работ (Сб. Трудов ЛИВТа). – 1992. – С. 126–145.

Ситнов А.Н. Особенности разработки пойменных карьеров НСМ в меандрирующих руслах рек (на примере р. Белая) / А.Н. Ситнов, М.В. Шестова, Ю.Е. Воронина // Труды 22–го международного научно–промышленного форума «Великие реки – 2020». – Н. Новгород: ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2020. – С. 42. – ISBN 978-5-901722-67-1

Барышников, Н. Б. Русловые карьеры и их влияние на судоходство / Н.Б. Барышников, Д.И. Исаев // Внутренние водные пути России. История. Современность. Перспективы...: Региональная научно–техническая конференция, посвященная 200–летию государственного управления водными коммуникациями России. Материалы конференции и тезисы докладов, Санкт–Петербург, 13 марта 1998 года. – СПб: Санкт–Петербургский государственный университет водных коммуникаций, 1998. – С. 84–90.

Беркович К. М. Природно-ориентированные подходы к добыче аллювиальных строительных материалов из речных русел и пойм / К. М. Беркович, Л. В. Злотина, Л. А. Турыкин // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о земле. – 2012. – № 3. – С. 3–13. – ISSN 2412-9518

Yalin M.S. Theory of hydraulic models. Macmillan, London, 1971 – s. 266.

Babarutsi S., Nassiri M., and Chu V.H. Computation of shallow recirculating flow dominated by friction // Journal of Hydraulic Engineering. 1996 V. 122 No. 7 P. 367−372.

Lagasse P. F., Winkey B. R., Simmons D. B. Impacts of gravel mining on river system stability // J. of Waterway, Port, Coastal and Ocean Engineering Division, American Society of Civil Engineers. 1980. Vol. 106. P. 398-404.

Kondolf G.M. Geomorphic and environmental effects of instream gravel mining // Landscape and Urban Planning. 1994. Vol. 28. Р. 225-243.

Данные авторов

Вера Валерьевна Агеева , Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород, Россия

к.т.н., доцент кафедры гидравлики, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ФГБОУ ВО «ННГАСУ»), 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, e-mail: sbag.nn@yandex.ru

Екатерина Андреевна Люкина , Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород, Россия

студент специальности 08.05.01 «Строительство уникальных зданий и сооружений», Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ФГБОУ ВО «ННГАСУ»), 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, e-mail: luykinakatya@yandex.ru

Михаил Александрович Матюгин , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

доцент к.т.н., доцент кафедры водных путей и гидросооружений, Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: mihailmatyugin@mail.ru

Опубликован
07-06-2022
Как цитировать
Агеева, В. В., Люкина, Е. А., & Матюгин, М. А. (2022). Мероприятия по снижению негативного воздействия на гидрологические и судоходные условия реки при разработке руслового карьера выправительными сооружениями. Научные проблемы водного транспорта, (71), 199-212. https://doi.org/10.37890/jwt.vi71.257
Раздел
Водные пути, порты и гидротехнические сооружения