КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ РАЗМЕРОВ ДОТИРОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Аннотация
Практика перевозки пассажиров, как в России, так и за рубежом свидетельствует, что данные перевозки малорентабельны или убыточны за исключением туристических перевозок. Учитывая социальную значимость пассажирских перевозок для населения огромной территории Российской Федерации, органы государственной власти реализуют меры государственной поддержки различных видов транспорта для осуществления этих перевозок, включая возмещение расходов транспортным предприятиям из бюджетов различных уровней. Очевидно, что вопрос о том, какие виды транспорта дотировать и в каких объемах, требует отдельного внимания. Вместе с тем, субсидирование пассажирских перевозок внутренним водным транспортом отменено с 2005 года, а принимаемые в субъектах Российской Федерации решения по дотированию из региональных и муниципальных бюджетов довольно часто не компенсируют расходы судоходных компаний. В статье предлагаются возможные варианты, по сути, возрождения социально значимых пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в России и предложен подход к определению предельного размера дотаций на погашение убыточности социально значимых пассажирских перевозок. Авторами статьи показано, за счет каких факторов могут быть получены прямая и косвенная (внетранспортная) составляющие эффекта в результате внедрения их предложений в практику работы предприятий водного пассажирского транспорта.
Литература
Минеев В.И. Определение размеров государственных дотаций и субсидий скоростных пассажирских перевозок на водном транспорте /В.И. Минеев, Е.А. Хохлов//Вестник ВГАВТ. – 2005. – Вып. 14. – С. 137–142.
Минеев, В.И. Недоступный транспорт: обсуждение проблемы доступности транспорта. /В.И. Минеев//Речной транспорт (XXI век). – 2010. – № 6. – С. 68–71.
Börjesson, М. Distributional effects of public transport subsidies / M. Börjesson, J. Eliasson, I. Rubensson //Journal of Transport Geography, Volume 84, April 2020.- Article 102674. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2020.102674
Жмачинский В.И., Иванов М.В. Организация речных городских пассажирских перевозок как фактор повышения транспортной доступности населения / В.И. Жмачинский, М.В. Иванов// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2014. – №11 (71). –С.54
Socorro, М.Р. Air transport subsidies for resident passengers: The unexpected effects on competition / M. P. Socorro, O. Betancor //Research in Transportation Economics In press, corrected proof Available online 25 November 2019/- Article 100772. https://doi.org/10.1016/j.retrec.2019.100772
Valido, J. Air transport subsidies for resident passengers when carriers have market power/ J. Valido, M.P. Socorro, A. Hernández, O. Betancor //Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review, Volume 70. October 2014. – p. 388–399. https://doi.org/10.1016/j.tre.2014.08.001
Материалы заседания президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей. 15.09.2016 года, г. Волгоград. [Электронный ресурс]: http://special.kremlin.ru/events/state-council/ 52713.
Легостаева Н.В., Введенский И.А. Современные тенденции и проблемы развития пассажирских перевозок внутренним водным транспортом России /Н.В. Легостаева, И.А. Введенский//Транспортное дело России. – 2019. – №6. – С. 129–131
Борисова М.А., Жук Л.С., Корешкова О.А. Пассажирский водный транспорт в РФ. Реалии и перспективы/ М.А. Борисова, Л.С. Жук, О.А. Корешкова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017.- № 5-1. – С7 87–91.
Фролова О.Н. Макроэкономический подход к обоснованию транспортных проектов/О.Н. Фролова// Мир транспорта. – 2017 -. № 5, С. 118–129
Ненашева М.В., Олсен Ю.О. Водный транспорт европейского севера России: социальная значимость, проблемы и перспективы развития/М.В. Ненашева, Ю.О. Олсен //Арктика и Север. – 2018. – № 32. – С. 49–62. https://doi.org/10.17238/issn2221-2698.2018.32.49
Развитие транспортной системы России (2010–2030 годы). [Электронный ресурс]: [Федеральная целевая программа: утверждена распоряжением правительства РФ от 05.12.2001 г. №848; в ред. от 27.02.2017 г.].[Электронный ресурс]: http:// www.consultant.ru .
Краев, В.И. Экономическая оценка инвестиций на водном транспорте / В.И. Краев, Т.А. Пантина; под ред. В.И.Краева. – СПб.: СПбГПУ, 2003. – С. 299
Moreno-Monroy A.I. The effect of commuting costs and transport subsidies on informality rates /A.I. Moreno-Monroy, H.M. Posada //Journal of Development Economics Volume 130, January 2018/ – p. 99–112. https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2017.09.004
Tscharaktschiew, S. Should subsidies to urban passenger transport be increased? A spatial CGE analysis for a German metropolitan area / S. Tscharaktschiew, G. Hirte //Transportation Research Part A: Policy and Practice, Volume 46, Issue 2. February 2012/- p. 285–309. https://doi.org/10.1016/j.tra.2011.09.006
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477). [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru.
Rus, G. Pricing and investment in alternative transport infrastructures/ G.de Rus, M. P. Socorro //Transportation Research, Part A: Policy and Practice, Volume 119, January 2019.- p.96-107. https://doi.org/10.1016/j.tra.2018.10.040
Stern, N. The Economics of Climate Change: the Stern review /Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2007. [Электронный ресурс]: http://dx.doi.org/10.1017/CBO9780511817434.
Copyright (c) 2020 Научные проблемы водного транспорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.