Анализ методик определения значения критической скорости судна при заходе в камеру шлюза предельно малой ширины

  • Е.В. Зубкова Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород,Ю Россия https://orcid.org/0000-0001-7212-0165
  • А.Н. Клементьев Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород,Ю Россия

Аннотация

Целью работы является оценка точности определения значения критической скорости судна при заходе в камеру шлюза. Приведен анализ аналитических зависимостей по определению значения критической скорости судна при заходе в камеру шлюза, полученных различными авторами ранее в ходе проведения модельных и натурных испытаний. Отмечены основные факторы, влияющие на безопасность процесса захода. Установлено, что величины критической скорости, рассчитанные по различным методикам, дают разброс значений. При этом некоторые из них не позволяют определять значение критической скорости при заходе крупногабаритного судна в шлюз при больших значениях коэффициента стеснения. Указано, что безопасная и эффективная скорость захода в шлюз зависит от скорости потока, обтекающего корпус судна, которая, в свою очередь, определяется высотой поперечной волны перед форштевнем судна (т. е. уклоном свободной поверхности воды). Указанные факторы приводят к выводу о необходимости дальнейшего исследования

Ключевые слова: судно, шлюз, заход судна в камеру шлюза, критическая

Литература

Басин, А.М. Гидродинамика судов на мелководье / А.М. Басин и [др.]. – Ленинград: Судостроение, 1976 –319 с. – Текст : непосредственный.

Helm K. Einflusz der verchiedenen Flachwasserprofile auf Wieldstand und Vorfrieb von Binnenshifienmit Rechnungsbeispiele fur die Bindwasser strasze der klasse IV «Hansa» Zentralorgan fur Schiffahrt. schiffhafen. Hamburg. Nr. 11. 1965.

Похабов, В.И. Анализ результатов экспериментальных исследований движения судов в судоходных сооружениях / В.И. Похабов, Е.И. Адерихина, Ю.В. Бочаров. – Текст : непосредственный // ЦБНИИ ДРТ «Наука и техника на речном транспорте». .–1996.–№9. –С.1-9.

Кирьяков, С.С. Анализ результатов исследования ввода и вывода судов в шлюзах / С.С. Кирьяков, В.И. Похабов, Е.И. Адерихина. – Текст : непосредственный // ЦБНИИ ДРТ «Наука и техника на речном транспорте». .–1996. – №4. –С.12-18.

Kирьяков, С.С. Анализ натурных исследований ввода и вывода судов в шлюзах / С.С. Кирьяков, В.И. Похабов, Е.И. Адерихина, Ю.В. Бочаров – Текст : непосредственный // ЦБНИИ ДРТ «Наука и техника на речном транспорте». –1996. – №10. –С.11-20.

Результаты лабораторных исследований движения судна в сверхограниченных фарватерах / В.И. Похабов. – Текст : непосредственный //Сборник научных трудов МИИВТа. Серия: «Повышение надежности механического оборудования судоходных гидротехнических сооружений». –1996. – №10. –С.139-159.

Экспериментальные лабораторные исследования ввода и вывода судов в камерах судопропускных сооружений / С.С. Кирьяков, В.И. Похабов, С.Ю. Третьяк. – Текст : непосредственный //Сборник научных трудов МИИВТа. Серия: «Эксплуатация водных путей и гидротехнических сооружений. –1992. – №11. –С.42-69.

Tothill I. T.Ships in rectricted channels. A correlation of more tests, field measurements and theory, Ottava, 1966.

Schale E. Stromungsmessungen in einem Stillwassercanal trap formigen Querschnitts. «Schiff und Hafen». H 5,1968,20

Windsor I. Hydraulic assistance on the Welland schip. Waterways and Harbjrs Div. Proc. Givil Engrs. No.1, 1968, p. 94

Сухомел, Г.И. Исследование движения судов по ограниченным фарватерам / Г.И. Сухомел, В.М. Засс, Л.И. Янковский. – Киев, АН УССР, 1956. – 163 с. – Текст : непосредственный.

Кирьяков С.С. Исследование дополнительных осадок и скоростей при входе и выходе судов в шлюзах. //Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. ЛИВТ, – 1971. – 245 с. – Текст : непосредственный. https://doi.org/10.18411/b-2016-001

Временные строительные нормы. Указания по проектированию судоходных каналов. Приказ Минречфлота РСФСР ВСН 3-70. [Утверждены 01.01.1972г.]. – Текст : непосредственный.

Клементьев, А.Н. Рекомендации по маневрированию судов в зоне судоходных гидротехнических сооружений Волжского бассейна. / А.Н. Клементьев, П.Н. Токарев. – Горький, 1992. – 78 с. – Текст : непосредственный.

Fuehrer M. Der Einflusz der ortlichen Stromungsverhaltnisse Umgedung von Schifften auf die wechselbeziehungen zwischen Schiffon Kanal. «Schriftenzelne Wasserund Grundbau». H., 11 Berlin. 1964.

Данные авторов

Евгения Владимировна Зубкова , Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород,Ю Россия

аспирант кафедры судовождения и безопасности судоходства, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: kaf_sbs@vsuwt.ru

Александр Николаевич Клементьев , Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород,Ю Россия

д.т.н., профессор, профессор кафедры судовождения и безопасности судоходства, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: kaf_sbs@vsuwt.ru

Опубликован
23-03-2021
Как цитировать
Зубкова, Е. В., & Клементьев, А. Н. (2021). Анализ методик определения значения критической скорости судна при заходе в камеру шлюза предельно малой ширины. Научные проблемы водного транспорта, (66), 145-164. https://doi.org/10.37890/jwt.vi66.149
Раздел
Эксплуатация водного транспорта, судовождение и безопасность судоходства