О конкурентоспособности внутреннего водного транспорта

  • В.И. Минеев Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород https://orcid.org/0000-0002-5079-7922
  • М.В. Иванов Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород,Ю Россия https://orcid.org/0000-0002-9119-9232
  • О.В. Почекаева Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород,Ю Россия https://orcid.org/0000-0003-0400-0756
  • А.В. Новиков Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород,Ю Россия https://orcid.org/0000-0003-0194-4655
  • А.М. Озина Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород,Ю Россия https://orcid.org/0000-0003-1546-5997

Аннотация

Важнейшим направлением развития транспортной системы страны является обеспечение баланса между видами транспорта. Об этом говорится в стратегических документах развития как транспортного комплекса Российской Федерации в целом, так и отдельных программных документах по видам транспорта. В первую очередь речь идет о существующих диспропорциях в темпах и масштабах развития различных видов транспорта. Особенно заметны последствия дисбаланса транспортной системы страны на внутреннем водном транспорте. На актуальность решения именно этой проблемы указано в «Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года». Анализ развития транспортного комплекса России за последние годы свидетельствует о том, что динамику перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом, начиная с 2014 года, можно охарактеризовать как стагнацию. Такому состоянию внутреннего водного транспорта во многом способствовали наличие лимитирующих участков на единой глубоководной системе, низкий уровень обновляемости флота, устаревшая инфраструктура и целый ряд других факторов. Выход из создавшегося положения для внутреннего водного транспорта видится в поиске путей повышения его конкурентоспособности на основе развития мультимодальных перевозок и включения его в логистические цепочки с железнодорожным и автомобильным транспортом, о чем свидетельствует опыт европейский стран.

Ключевые слова: внутренний водный транспорт, перевозки грузов, структура перевозок, обновление флота, инфраструктура, мультимодальные перевозки, зарубежный опыт

Литература

Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р.https://doi.org/10.37882/2223-2974.2020.07.08

Зайцев, А.А. Транспортная инфраструктура для мультимодальных перевозок в Северо-Западном федеральном округе // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, 2012 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transportnaya-infrastruktura-dlya-multimodalnyh-perevozok-v-severo-zapadnom-federalnom-okruge (дата обращения 10.04.2021).

Vilarinho, A. Challenges and opportunities for the development of river logistics as a sustainable alternative: a systematic review/ A.Vilarinho, L. Bartocci Liboni, J.Siegler// Transportation Research Procedia, Volume 39, 2019, p. 576-586. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2019.06.059

Montwi? A. Inland ports in the urban logistics system. Case studies// Transportation Research Procedia, Volume 39, 2019, p.333-340. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2019.06.035

Wiegmans, B. Inland port performance: a statistical analysis of Dutch inland ports/ B.Wiegmans, P.Witte, T.Spit // Transportation Research Procedia, Volume 8, 2015, p.145-154. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2015.06.050

Go??biowski C. Inland Water Transport in Poland // Transportation Research Procedia, Volume 14, 2016, p. 223-232. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2016.05.058

Wi?nicki, B. Determinants of River Ports Development Into Logistics Trimodal Nodes, Illustrated by the Ports of the Lower Vistula River/ B.Wi?nicki//Transportation Research Procedia. Volume 16. -2016.-p. 576-586. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2016.11.054

Nyrkov, A. Some Methods of Increasing the Efficiency of River Transport System/ A.Nyrkov, A.Shnurenko, S.Sokolov, S.Chernyi, V.Korotkov // Procedia Engineering. Volume 178.-2017.-p.543-550. https://doi.org/10.1016/j.proeng.2017.01.106

Рынок грузоперевозок внутреннем водным транспортом. Текущая ситуация и прогноз. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/research/35362/(дата обращения 10.04.2021).

Федоров, Л. Транспортная логистика / Л.Федоров, В.Персианов, И.Мухаметдинов– М: Издательство: КноРус, 2016 г. – 310 с.

Kiel, J. The Impact of Transport Investments on Competitiveness/ J.Kiel, R.Smith, B. Ubbels // Transportation Research Procedia2014Volume 1, Issue 1 p.77-88. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2014.07.009

H-j, Y. Competitiveness of Asian Container Terminals // The Asian Journal of Shipping and Logistics, Volume 26, Number 2, 2010. pp. 225-246. https://doi.org/10.1016/s2092-5212(10)80003-3

Kurosaki, F. Comparison of Three Models for Introducing Competition in Rail Freight Transport/ F.Kurosaki, M.Singh // Transportation Research Procedia 2016 Volume 14 p.2820-2829. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2016.05.348

Purwanto, J. Impact of Transport Infrastructure on International Competitiveness of Europe /World Conference on Transport Research - WCTR 2016 Shanghai. 10-15 July 2016 Impact of Transport Infrastructure on International Competitiveness of Europe/ J.Purwanto, C.Heyndrickx, J.Kiel et al. //Transportation Research Procedia 8 June 2017 Volume 25 (Cover date: 2017) p. 2877-2888. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2017.05.273

European Commission (2011). White Paper on transport - Roadmap to a single European transport area - Towards a competitive and resource-efficient transport system. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2011 - 28 p. ISBN 978-92-79-18270-9.DOI: 10.2832 / 30955.

Овсяникова Ю.А. К вопросу повышения эффективности мультимодальных перевозок на примере FMCG-отрасли // Вестник МАДИ, 2013 (3-94), с.96-101

He, Z. Robustness assessment of multimodal freight transport networks/Z.He, K.Navneet, W.van Dam, P.V.Mieghem//Reliability Engineering & System Safety Volume 207, 2021, 107315. https://doi.org/10.1016/j.ress.2020.107315

Wi?nicki, B. Determinants of River Ports Development Into Logistics Trimodal Nodes, Illustrated by the Ports of the Lower Vistula River//Transportation Research Procedia. Volume 16. -2016.-p. 576-586. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2016.11.054

Giusti, R. Synchromodal logistics: An overview of critical success factors, enabling technologies, and open research issues/ R.Giusti, D.Manerba, G.Bruno, R.Tadei//Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review.Volume 129.-September 2019.-p.92-110. https://doi.org/10.1016/j.tre.2019.07.009

Wiegmans, B. Intermodal Inland Waterway Transport: Modelling Conditions Influencing Its Cost Competitiveness/ B.Wiegmans, R.Konings // The Asian Journal of Shipping and Logistics June 2015 Volume 31, Issue 2 p.273-294. https://doi.org/10.1016/j.ajsl.2015.06.006

COM (2017) 648 final – SWD (2017) 363 final; Impact Assessment: Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council amending Directive 92/106/EEC on the establishment of common rules for certain types of combined transport of goods between Members States. Brussels, 8.11.2017. – 25 р.

О реализации проектов по повышению пропускной способности внутренних водных путей на среднесрочную перспективу. .М. Мудрова, канд. техн. наук, заведующий отделом АО «ЦНИИМФ». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cniimf.ru/press-tsentr/publikatsii/626/ (дата обращения 14.04.2021).

Данные авторов

Валерий Иванович Минеев , Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород

советник при ректорате, профессор, д.э.н., Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 630951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

Михаил Валерьевич Иванов , Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород,Ю Россия

к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: ivanov@vsawt.com

Ольга Вадимовна Почекаева , Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород,Ю Россия

к.э.н,, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и финансов, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: pochekaeva@vsawt.com

Алексей Васильевич Новиков , Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород,Ю Россия

к.т.н., доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: alex1959.nn@gmail.com

Альбина Михайловна Озина , Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород,Ю Россия

д.э.н., профессор, научный сотрудник, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: al.ozina@mail.ru

Опубликован
15-06-2021
Как цитировать
Минеев, В. И., Иванов, М. В., Почекаева, О. В., Новиков, А. В., & Озина, А. М. (2021). О конкурентоспособности внутреннего водного транспорта. Научные проблемы водного транспорта, (67), 102-114. https://doi.org/10.37890/jwt.vi67.195
Раздел
Экономика, логистика и менеджмент на транспорте