Исследование факторов восстановления грузовых речных перевозок на Единой глубоководной системе России

  • С.В. Железнов Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород, Россия
  • И.В. Липатов Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород, Россия
  • А.А. Лисин Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0001-8607-9263
  • Ю.Н. Уртминцев Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород, Россия

Аннотация

Во второй половине 20-века отечественный речной транспорт активно развивался и к 1990 г. объем перевозок грузов достиг 580 млн.т. В кризисный период отечественной экономики 90-х годов объемы речных перевозок упали почти в пять раз. В последние три десятилетия общие объемы производства в стране полностью восстановились, но роста речных перевозок не происходит. Произошло перераспределение перевозок между видами транспорта: уменьшились доли железнодорожного и речного видов транспорта, увеличились доли автомобильного и трубопроводного. С точки зрения общественных интересов создавшееся распределение перевозок между видами транспорта не является рациональным. В статье рассматриваются причины значительного снижения доли речного транспорта в общем объеме транспортных услуг и предлагаются меры, способствующие восстановлению позиций внутреннего водного транспорта

Ключевые слова: речные перевозки, грузовая база, переключение грузов, ограничения судоходства, конкурентоспособность транспорта

Литература

Транспорт в России. 2005: Статистический сборник/Росстат. – М., 2005. – 198 с.

Народное хозяйство РСФСР в 1989 г. Статистический ежегодник. https://istmat.info/node/29320

Транспорт и связь СССР. Статистический сборник. – М.: Финансы и статистика. 1990. –239 с.

Транспорт в России. 2020: Статистический сборник /Росстат. – М., 2020. – 108 с.

Производство основных видов продукции в натуральном выражении. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/god17.htm.

Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период о 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 327-р. - https://mintrans.gov.ru/documents/8/8910

Доклад о стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания 1 км автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации (2019 год). – https://mintrans.gov.ru/documents/11/11086

Белозерова И. Г. Сравнительный анализ выполнения погрузки грузов по ДВЖД при различных системах планирования перевозок грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении. https://esa-conference.ru/wp-content/uploads/files/pdf/Belozerova-Irina-Georgievna.pdf

Кривошей В. А. Технико-экономические оценки вариантов решения проблемы Городецких шлюзов. https://docplayer.com/51947185-Tehniko-ekonomicheskie-ocenki-variantov-resheniya-problemy-gorodeckih-shlyuzov.html

Новиков П. О. «Разработка технологии временного отставления от движения и подъема грузовых поездов», диссертация кан. техн. наук, МГУПС (МИИТ), 2014г.

Сайбаталов Р.Ф. Методы устранения затруднений в работе полигонов железнодорожной сети, диссертация кан. техн. наук, УрГУПС, 2020г.

Багинова В.В., Ушаков Д.В. Модель региональной организации перевозок скоропортящихся грузов// Экономика железных дорог. 2019. № 11. с.45-51.

Домнина О.Л., Липатов И.В., Ситнов А.Н. Основные проблемы транспортного комплекса России и пути их решения. Речной транспорт (XXI век). 2019. № 3 (91). с. 23-25.

Смирнов М.А., Уртминцев Ю.Н. Особенности внутреннего водного транспорта как потенциального участника международного транспортного коридора «Север-Юг». – Вестник ВГАВТ., вып. 56, 2018 г., с. 169-176.

Стратегия развития автомобильного и городского электрического транспорта

Российской Федерации на период до 2030 года (проект).- https://mintrans.gov.ru/file/402246

Panfilova E.E., Dzenzeliuk N., Domnina O.L., Morgunova N., Zatsarinnaya Е. The impact of cost allocation on key decisions of supply chain participants. - International Journal of Supply Chain Management. 2020. Т. 9. № 1. c. 552-558.

Sustainable development of the EU transport policy and planning for TEN-T. European Economic and Social Committee TEN/446, Brussels, 15 June 2011.

Transport 2050: The major challenges, the key measures. Memo, Brussels 28/03//2011.

Inland Navigation Europe [site] access mode: http://www.inlandnavigation.eu

Данные авторов

Сергей Вячеславович Железнов , Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород, Россия

доцент, к.т.н., главный научный сотрудник Центра стратегического развития внутренних водных путей и инфраструктуры, Волжский государственный университет водного транспорта, 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail sergezhelezno@yandex.ru

Игорь Викторович Липатов , Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород, Россия

д.т.н., профессор кафедры водных путей и гидросооружений, Волжский государственный университет водного транспорта , 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5 e-mail: i_lipatov@mail.ru

Александр Александрович Лисин , Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород, Россия

к.т.н., доцент, доцент кафедры управления транспортом, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail:  lisin_aa@mail.ru

Юрий Николаевич Уртминцев , Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород, Россия

д.т.н., профессор, заведующий кафедрой управления транспортом, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: yurtm@yandex.ru

Опубликован
20-12-2021
Как цитировать
Железнов, С. В., Липатов, И. В., Лисин, А. А., & Уртминцев, Ю. Н. (2021). Исследование факторов восстановления грузовых речных перевозок на Единой глубоководной системе России. Научные проблемы водного транспорта, (69), 197-208. https://doi.org/10.37890/jwt.vi69.227
Раздел
Эксплуатация водного транспорта, судовождение и безопасность судоходства