Оптимизация комбинированного судна типа танкер/площадка на основе имитационного моделирования
Аннотация
Для повышения эффективности нефтеналивных перевозок водным транспортом могут использоваться комбинированные суда различных архитектурно-конструктивных типов. На внутренних водных маршрутах наиболее перспективными являются суда типа танкер/площадка, перевозящие основной (наливной) груз в корпусе и обратный (сухой) на площадке, оборудованной на открытой палубе. В статье приведена общая математическая модель и алгоритм выбора элементов и характеристик указанного типа судов, позволяющие их оптимизировать в различных условиях эксплуатации при конкретизированных исходных данных. Проведённые обширные тестовые расчёты, систематизированные и представленные в виде графических зависимостей, показывают влияние скорости хода на коэффициент общей полноты корпуса при различных объёмах обратной загрузки, эффективность в виде относительной прибыли комбинированного судна по сравнению с «чистым» танкером от доли обратной загрузки и соотношении фрахтовых ставок по сухому и жидкому грузам. Также показана низкая зависимость относительной прибыли от протяженности линий эксплуатации.
Литература
И.А. Гуляев. Классификация и архитектурно-конструктивные особенности комбинированных судов / Гуляев И.А., Роннов Е.П. // Научные проблемы водного транспорта, 62, 2020 – с. 40-50. DOI: 10.37890/jwt.vi62.38
Burneett A. To own a combination ship. "Marine design international", march 26, 1971, p. 19.
Dorman W. Combination bulk carriers. "Marine technology", 1966, N4, p. 409-453.
Marie Douet. Combined ships: an empirical investigation about versatility, Maritime Policy & Management, 1999, VOL. 26, NO. 3, p. 231-248.
Report of the Commission on American Shipbuilding, Volume III, Annexes IA-IE. United States Commission on American Shipbuilding, 1973, p. 684
Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (с изменениями на 6 августа 2020 года). Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623
ФАУ «Российский Речной Регистр». Правила классификации и постройки судов. [Режим доступа]: https://www.rivreg.ru/assets/Uploads/izveshenia/Rossiyskiy-Rechnoy-Registr.-PRAVILA-2019.-May-2021.pdf
Егоров Г.В. «Сверхполные» комбинированные суда проекта RST54 для перевозки нефтепродуктов и сухих грузов, а также контейнеров, накатной техники и проектных грузов / Егоров Г. В., Тонюк В. И., Дурнев Е.Ю // Судостроение, № 4, 2017 г.
Егоров Г.В., Егоров А.Е. Основные решения нового поколения «сверхполных» грузовых судов смешанного (река-море) и внутреннего плавания // Судостроение. №4, 2018 – с.9-15
Гайкович А.И. Моделирование процессов создания морской техники. С-Пб.: Электронное издание, СПбГМТУ. – 2015 – 149с.
Гуляев И.А. Математическая модель расчёта массы металлического корпуса комбинированного судна / И.А. Гуляев, Е.П. Роннов, Ю.А. Кочнев // Научные проблемы водного транспорта, Выпуск 63, 2020 – с. 48-54. DOI: 10.37890/jwt.vi63.75
Гуляев И.А. Прогнозирование сопротивления движению грузовых комбинированных судов в задаче их оптимизации / И.А. Гуляев, Ю.А. Кочнев // Труды 22-го международного научно-промышленного форума "Великие реки-2020" (27-29 мая 2020 г.). Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек, Нижний Новгород, 2020 г.
Гуляев И.А. Анализ остойчивости комбинированных судов на стадии исследовательского проектирования / Е.П. Роннов, И.А. Гуляев // Научные проблемы водного транспорта. 2021. № 66. – с. 29-35. DOI: 10.37890/jwt.vi66.158
Гуляев И.А. Расчет грузовместимости комбинированных судов в задаче оптимизации главных элементов / И.А. Гуляев, Е.П. Роннов // Научные проблемы водного транспорта. 2021. № 68. С. 59-67. DOI: 10.37890/jwt.vi68.184
Бартеньев, О.В. Современный фортран - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2000. - 449 с.
Ашик В. В. Проектирование судов: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Судостроение, 1985.-320 с.
Дормидонтов Н. К., Анфимов В. Н., Малый П. А., Пахомов Б. А., Шмуйлов Н. Л. Проектирование судов внутреннего плавания. Л.: Судостроение, 1974, 335c.
Лесюков В.А. Теория и устройство судов внутреннего плавания. Учебник для вузов водного транспорта - М.: Транспорт, 1982. – 303 с.
Роннов, Е. П. Статистическая модель прогнозирования остаточного сопротивления грузовых судов внутреннего и смешанного плавания / Е. П. Роннов, П. С. Цыбин // Труды ГИИВТ. - Горький, 1988. – Вып. 235. - С. 35-48.
Prateek Gupta, Bhushan Taskar, Sverre Steen, Adil Rasheed, Statistical modeling of Ship’s hydrodynamic performance indicator // Applied Ocean Research, Volume 111, June 2021, DOI: https://doi.org/10.1016/j.apor.2021.102623
Егоров Г.В. О возможности создания судна смешанного река-мореплавания с предельно высоким коэффициентом общей полноты // Труды Центрального научно-исследовательского института им. академика А.Н. Крылова. 2013. № 75 (359). С. 6-14.
Copyright (c) 2022 Научные проблемы водного транспорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.