Математическая модель наливного судна на начальных этапах проектирования

  • Д.А. Малов Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0009-0007-4876-8229
  • Ю.А. Кочнев Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0002-6864-4473
  • И.Б. Кочнева Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0002-5612-3742

Аннотация

Для обоснования главных неизвестных на начальных этапах проектирования и прежде всего при исследовательском проектировании необходима разработка математической модели максимально чувствительной к изменению варьируемых параметров, которыми могут быть любые элементы судна или его подсистем. Необходимость обеспечения мореходных качеств, таких как прочность, плавучесть, ходкость, остойчивость, непотопляемость и вместимость требует включения перечисленных модулей в моделирование или в виде расчётных функций, как, например, определение осадки из уравнения масс и плавучести, или в виде ограничений, требующих, при невыполнении, пересчёта первых. В работе приведено описание подобной математической модели применительно к нефтеналивному танкеру смешанного (река-море) плавания класса «М-СП» Российского Классификационного общества. Её особенностью является использование автоматизированного проектирования формы корпуса и включение в математическую модель фактического расчёт элементов плавучести, начальной остойчивости и вместимости, а не использования для них статистических зависимостей, что существенно повышает адекватность конечного результата.

Ключевые слова: математическая модель, танкер, измерители масс, мореходные качества, эффективность

Литература

Гайкович А.И. Теория проектирования водоизмещающих кораблей и судов. В 2 т. Т1. Описание системы «Корабль». Санкт-Петербург: НИЦ МОРИНТЕХ, 2014. 819 с.

Кочнев, Ю. А. Математическая модель расчета массы танкера смешанного (река-море) плавания / Ю. А. Кочнев // Вестник Астраханского государственного техни-ческого университета. Серия: Морская техника и технология. – 2010. – № 1. – С. 7-12.

Россисйкое классификационное общество. Правила по предотвращению загрязне-ния с судов, эксплуатирующихся в морских районах и на внутренних водных путях российской федерации. URL: https://rfclass.ru/assets/Uploads/ppzs_ms.pdf?t=1710953576(Дата обращения: 20.03.2024).

Роннов, Е. П. Методика расчёта массы металлического корпуса танкера смешанно-го (река-море) плавания / Е. П. Роннов, Ю. А. Кочнев // Научные проблемы транс-порта Сибири и Дальнего Востока. – 2010. – № 1. – С. 114-118.

Басин, А.М. Ходкость и управляемость судов. Учебное пособие для ВУЗов водно-го транспорта / А.М. Басин. – М.: Транспорт, 1977. – 456с.

Фомкинский Л.И. Методика тяговых расчётов при обосновании судов речного флота//Труды ЦНИИЭВТа. –1972. –вып. 86. – с.1–184.

Платов А.Ю., Васильева О.Ю. Анализ применимости методов расчета коэффици-ента остаточного сопротивления для судов внутреннего плавания при эксплуата-ционно-экономическом обосновании новых судов // Вестник Волжской государ-ственной академии водного транспорта. Выпуск 60. – Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2019 – с. 193-202.

Holtrop J, Mennen G.G.J. A statistical power prediction method / International ship-building progress, vol. 25, October 1978.

Кочнев, Ю. А. Прогнозирование сопротивления движению грузовых комбиниро-ванных судов в задаче их оптимизации / Ю. А. Кочнев, И. А. Гуляев // Великие ре-ки - 2020: Труды 22-го международного научно-промышленного форума, Нижний Новгород, 27–29 мая 2020 года. – Нижний Новгород: Волжский государственный университет водного транспорта, 2020. – С. 27.

Егоров, А. Г. Определение весовой нагрузки судов смешанного "река-море" плавания нового поколения в начальной стадии проектирования / А. Г. Егоров // Морской вестник. – 2013. – № 4(48). – С. 019-022.

Гуляев, И. А., Кочнев, Ю. А., Роннов, Е. П. Математическая модель расчета массы металлического корпуса комбинированного судна/ И. А. Гуляев, Ю. А. Коч-нев, Е. П. Роннов. // Научные проблемы водного транспорта. – 2020. – №63. – С. 48-54. – DOI 10.37890/jwt.vi63.75.

Давыдова, С. В. Анализ расчетов при создании теоретического чертежа бук-сира интерполяционным методом / С. В. Давыдова, И. В. Андриянов // Научные проблемы водного транспорта. – 2021. – № 67. – С. 24-32. – DOI 10.37890/jwt.vi67.191.

Платов А.Ю., Платов Ю.И. Необходимые условия адекватности экономико-математических моделей на речном транспорте // Научные проблемы водного транспорта. 2020. № 64. С. 171-179. DOI 10.37890/jwt.vi64.108.

Данные авторов

Дмитрий Александрович Малов , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

аспирант, Волжский государственный университет водного транспорта (г.Нижний Новгород, Россия), d.a.malov@inbox.ru, https://orcid.org/0009-0007-4876-8229

Юрий Александрович Кочнев , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

д.т.н., доцент, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: tmnnkoch@mail.ru

Ирина Борисовна Кочнева , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

к.т.н., доцент, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: iringre@mail.ru

Опубликован
19-09-2024
Как цитировать
Малов, Д. А., Кочнев, Ю. А., & Кочнева, И. Б. (2024). Математическая модель наливного судна на начальных этапах проектирования. Научные проблемы водного транспорта, (80), 23-34. https://doi.org/10.37890/jwt.vi80.507
Раздел
Судостроение, судоремонт и экологическая безопасность судна

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)