Инновационный вектор развития судоходных компаний на основе технологий – автономное судовождение

  • В.С. Чеботарев АО «Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры имени академика В.С. Семенихин», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2913-2360
  • В.А. Ионов Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Павловский филиал, Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0009-0009-7956-5760

Аннотация

Статья посвящена текущему состоянию водного транспорта, проблемам и перспективам его развития. Особое внимание уделяется инновационному вектору развития судоходных компаний на основе технологий – автономное судовождение. Развитие судоходной отрасли на основе автономного судовождения открывает значительные возможности в сфере повышения безопасности, увеличению прибыли за счет сокращения издержек на содержание судовых команд. Приводятся примеры внедрения и использования дистанционного управления судна с применением средств автономной навигации по социально-экономически значимому маршруту.

Исследуется нормативно-правовые акты, вступившие в силу в 2024 году, закрепившие правовые основы создания автономного судоходства, что дает возможность активно развиваться данному перспективному направлению. Позволит водному транспорту быть конкурентоспособным, а значит одной из ключевых отраслей российской экономики стать опорой для достижения ее роста.

На основе изучения материалов СП РФ в сфере развития внутреннего водного транспорта предлагаются факторы, которые будут способствовать повышению эффективности реализации инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Ключевые слова: водный транспорт, автономное судовождение, безопасность, эффективность, рост экономики, технологический прорыв, стратегия, человеческий фактор

Литература

Егорова В. Путин поручил обеспечить вхождение РФ в четверку крупнейших экономик к 2030 году. Российская газета. 2024. 1 апреля.

Евгений Г., Шадрина А. Грузоперевозки по рекам будут расширяться. Российская газета. 2023. 1 февраля.

Чеботарев С., Чеботарев В., Ионов В. Высокотехнологичные малые и средние предприятия – стратегический ресурс оживления российской экономики // Общество и экономика, № 3, 2018. С. 41.

Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года».

Ледяева М. Для речного судоходства на севере нужны новый флот и дноуглубление. Российская газета. 2023. 14 июня.

Министерство транспорта РФ. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11158 (дата обращения 2.05.2024)

URL: https://infoline.spb.ru/news/index.php?news=284501&ysclid=lv4n42ltmf942657874 (дата обращения 2.05.2024)

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года № 2816-р

Михайлов А. Россия первой в мире получит автономные морские суда. Российская газета. 2021. 17 августа.

Голубкова М., Михайлов А. До 2030 года в РФ планируется построить более трехсот транспортных судов. Российская газета. 2021. 28 сентября.

Газета «Транспорт России». URL: https://www.miit.ru/news/184442 (дата обращения 2.05.2024)

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Управление государственного морского и речного надзора «Обзор аварийности с судами на море и внутренних водных путях Российской Федерации за 2023 год. Москва. 2024 г. С. 3.

Овсянкина О. Газета «Транспорт России». Автономное судовождение. 2023. 13 сентября.

Курбатов М. Россия намерена увеличить выпуск СПГ. Российская газета. 2023. 1 сентября.

Годовой отчет публичного акционерного общества «Современный коммерческий флот» за 2019 год. С. 41. Годовой отчет ПАО «Совкомфлот» за 2021 год. С. 29.

Министерство транспорта РФ. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11049 (дата обращения 2.05.2024)

Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти, учреждений и иных организаций по реализации Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года в 2018–2020 годах и истекшем периоде 2021 года». С. 19.

Счетная палата РФ. URL: https://ach.gov.ru/checks/schetnaya-palata-potentsial-rossiyskikh-vnutrennikh-vodnykh-putey-v-polnom-obeme-ne-ispolzuetsya?ysclid=lv0lz7szk0566375942 (дата обращения 2.05.2024)

Чеботарев С.С., Григоренко И.А. Импортозамещение наукоемкой продукции как фактор экономической безопасности России в современных условиях // На страже экономики. Научно-практический журнал. № 3 (3). 2017. С. 69.

Данные авторов

Владислав Стефанович Чеботарев , АО «Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры имени академика В.С. Семенихин», Москва, Россия

д.э.н., профессор, главный научный сотрудник, АО «Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры имени академика В.С. Семенихина», 117393, Москва, ул. Профсоюзная, д. 78

Владимир Алексеевич Ионов , Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Павловский филиал, Нижний Новгород, Россия

к.ю.н., доцент, доцент кафедры экономики и права Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Павловский филиал, г. Павлово, 606100, Нижегородская область, г. Павлово, ул. Шмидта, 7, e-mail: ionovva@mail.ru

Опубликован
19-09-2024
Как цитировать
Чеботарев, В. С., & Ионов, В. А. (2024). Инновационный вектор развития судоходных компаний на основе технологий – автономное судовождение. Научные проблемы водного транспорта, (80), 196-206. https://doi.org/10.37890/jwt.vi80.527
Раздел
Экономика, логистика и менеджмент на транспорте