Инновационное развитие предприятий водного транспорта как отрасли высокотехнологичной промышленности
Аннотация
Статья посвящена инновационному развитию предприятий высокотехнологичной продукции на примере водного транспорта.
Водный транспорт относится к высокотехнологичной продукции и в этой связи его производство имеет довольно сложную производственную логистику (интеллектуальную, снабженческую, организационную, финансовую, информационную, кадровую, инновационную и др.) [2-3]. В связи с чем приобретает особую актуальность и важность поиск перспективных направлений в развитии высокотехнологичной продукции: реальная возможность реализовать научно-исследовательские как инновационно-инвестиционные проекты, выполнение которых выведет предприятия высокотехнологичной промышленности по производству водного транспорта на ведущие позиции не только в национальной экономике, но и – мировой [4-6]. Именно этим определяется важность мониторинга научно-исследовательских проектов как вектор развития инновационного производства на двух уровнях: продуктовом (высокотехнологичная продукция) и – технологическом (инновационные технологии) [7].
Инновационный вектор развития предприятий высокотехнологичной продукции позволяет фактическую эффективность высокотехнологичного производства приблизить к полной потенциальной эффективности при прочих равных факторах производства в короткое время этапа научно-исследовательского и научно-технического развития жизненного цикла продукции судопромышленной продукции, которому отведено основное внимание в статье [6-7].
Одновременно инновационный подход вводя в промышленный оборот продукцию закономерно обеспечивает условия дальнейшего научно-технического (инновационного) развития как непосредственно самой продукции, так и – технологий (другими словами - досрочное введение продукции обеспечивает и досрочное ее выведение: скорость колеса экономической эффективности производственной деятельности).
При достижении фактической эффективности предела потенциальной эффективности технологичного производства в соответствии с законами синергии происходит скачок, инновационный переход к новому (очередному, последующему) уровню потенциальной эффективности производства высокотехнологичной продукции, что закономерно выдвигает новые требования инновационного характера к производству. В противном случае производство по причине (закона) морального старения промышленной продукции обречено на банкротство вследствие так называемого фактора технологичной гибкости производства (ТГ). Которая (ТГ), если организационно учтена в экономической деятельности предприятий как прогнозирование, планирование и управление (проектно-инновационное руководство), на инновационно-инвестиционном подходе образует (экономически обеспечивает) в современных условиях устойчивое функционирование и развитие предприятий высокотехнологичной продукции (колесо экономической эффективности производственной деятельности – человеческий фактор): в рыночной модели государства преобразование продукта (изделия) в товар и контрактацию.
Литература
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2019 г. № 773. «О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции».
Голубев С.С., Чеботарев С.С., Чибинев А.М., Юсупов Р.М. Методология научно-технологического прогнозирования Российской Федерации в современных условиях. М.: Креативная экономика, 2018. – 282 с.
Кохно П.А., Чеботарев С.С. Тенденции развития высокотехнологичной промышленности // Общество и экономика. 2015. № 4-5. С. 44-63.
Лопатников А.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – М.: Дело, 2003. – 478 с.
Чеботарев С.С. Промышленная политика Российской Федерации в области оборонно-промышленного комплекса // Экономические аспекты технологического развития современной промышленности 11/2018. Материалы Международной научно-практической конференции. Московский политехнический университет (МАМИ). М.: Издательство Научный консультант, 2018. С.220-223.
Чеботарев С.С., Мельников Г.Н. Двойной подход к оценке эффективности управления организациями наукоёмких отраслей экономики в сфере государственного заказа // Вестник воздушно-космической обороны. 2019. № 2 (22). С. 5-14.
Чеботарев, С. С. Векторы управления инновациями высокотехнологичных организаций промышленности: методологические аспекты / С. С. Чеботарев, Б. В. Проскурин, В. А. Ельшин. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. – 148 с.
Чеботарев, С. С. Методология стратегического управления высокотехнологичными промышленными предприятиями на основе теории эффективности и инвестиционного анализа / С. С. Чеботарев, В. А. Ельшин, А. Я. Черныш. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2023. – 184 с.
Ивантер В.В., Порфирьев Б.Н., Широв А.А., Шокин И.Н. Основы структурно-инвестиционной политики в современных российских условиях // Вестник Финансового университета. – № 1. – 2017. – С. 6–16.
Экономика чрезвычайных ситуаций: теория. Том 1: монография/ С.С. Чеботарев, А.И. Овсяник, А.С. Родионов, Р.М. Юсупов; под науч. ред. С.С. Чеботарева. – Москва: РУСАЙН, 2021. – 174 с.
Чеботарев С.С., Мельников Г.Н. Генезис методов оценки эффективности сложной инновационной продукции военного и двойного назначения и оценки эффективности НИОКР по их созданию и модернизации // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2019. № 1. С. 58-67.
Роль оценки качества товаров предприятия. Чеботарев С.С., Чеботарев В.С., Зенова Е.Н., Строков А.А., Шох М.А., Елфимов О.М., Ионов В.А., Хмыз А.Н. Учебное пособие / Москва, 2021.
Чеботарев С.С. Проектно-инвестиционный подход при оценке и управлении эффективностью предприятий и кластеров ОПК. «Цифра» - реальность, меняющая мир: готовность российской экономики к новым правилам игры» 13/2019/ материалы Национальной научно-практической конференции. С.191-195.
http://static.government.ru›media/files/….pdf (дата обращения 22.02.2024).
dzen.ru›a/Zdw34Kkc6ljoCe7X (дата обращения 22.02.2024).
Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 2553-р.
Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ./ Научн. ред. и авт. предисл. Л.И Евенко – М.: Экономика, 1988 г., 519 с.
Симонин, П. В. Стратегии развития индустрии 4.0 и формирование платёжеспособного спроса / П. В. Симонин, В. В. Богачев, Т. В. Богачева, Е. А. Ветрова // Вестник евразийской науки. — 2023. — Т. 15. — № 1. — URL: https://esj.today/PDF/79ECVN123.pdf DOI: 10.15862/79ECVN123
ru.wikipedia.org (дата обращения 22.02.2024).
Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.