Инновационное развитие предприятий водного транспорта как отрасли высокотехнологичной промышленности

  • В.С. Чеботарев АО «Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры имени академика В.С. Семенихин», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2913-2360
  • И.К. Кузьмичев Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0001-8186-0544

Аннотация

Статья посвящена инновационному развитию предприятий высокотехнологичной продукции на примере водного транспорта.

        Водный транспорт относится к высокотехнологичной продукции и в этой связи его производство имеет довольно сложную производственную логистику (интеллектуальную, снабженческую, организационную, финансовую, информационную, кадровую, инновационную и др.) [2-3]. В связи с чем приобретает особую актуальность и важность поиск перспективных направлений в развитии высокотехнологичной продукции: реальная возможность реализовать научно-исследовательские как инновационно-инвестиционные проекты, выполнение которых выведет предприятия высокотехнологичной промышленности по производству водного транспорта на ведущие позиции не только в национальной экономике, но и – мировой [4-6]. Именно этим определяется важность мониторинга научно-исследовательских проектов как вектор развития инновационного производства на двух уровнях: продуктовом (высокотехнологичная продукция) и – технологическом (инновационные технологии) [7].

        Инновационный вектор развития предприятий высокотехнологичной продукции позволяет фактическую эффективность высокотехнологичного производства приблизить к полной потенциальной эффективности при прочих равных факторах производства в короткое время этапа научно-исследовательского и научно-технического развития жизненного цикла продукции судопромышленной продукции, которому отведено основное внимание в статье [6-7].

        Одновременно инновационный подход вводя в промышленный оборот продукцию закономерно обеспечивает условия дальнейшего научно-технического (инновационного) развития как непосредственно самой продукции, так и – технологий (другими словами - досрочное введение продукции обеспечивает и досрочное ее выведение: скорость колеса экономической эффективности производственной деятельности).

       При достижении фактической эффективности предела потенциальной эффективности технологичного производства в соответствии с законами синергии происходит скачок, инновационный переход к новому (очередному, последующему) уровню потенциальной эффективности производства высокотехнологичной продукции, что закономерно выдвигает новые требования инновационного характера к производству.  В противном случае производство по причине (закона) морального старения промышленной продукции обречено на банкротство вследствие так называемого фактора технологичной гибкости производства (ТГ). Которая (ТГ), если организационно учтена в экономической деятельности предприятий как прогнозирование, планирование и управление (проектно-инновационное руководство), на инновационно-инвестиционном подходе образует (экономически обеспечивает) в современных условиях устойчивое функционирование и развитие предприятий высокотехнологичной продукции (колесо  экономической эффективности производственной деятельности – человеческий фактор): в рыночной модели государства преобразование продукта (изделия) в товар и контрактацию.

 

Ключевые слова: высокотехнологическая продукция, вектор развития инновационного производства, инновации, инновационно-инвестиционный проект, подход, предприятие, стратегия, технологическая гибкость, цифровизация

Литература

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2019 г. № 773. «О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции».

Голубев С.С., Чеботарев С.С., Чибинев А.М., Юсупов Р.М. Методология научно-технологического прогнозирования Российской Федерации в современных условиях. М.: Креативная экономика, 2018. – 282 с.

Кохно П.А., Чеботарев С.С. Тенденции развития высокотехнологичной промышленности // Общество и экономика. 2015. № 4-5. С. 44-63.

Лопатников А.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – М.: Дело, 2003. – 478 с.

Чеботарев С.С. Промышленная политика Российской Федерации в области оборонно-промышленного комплекса // Экономические аспекты технологического развития современной промышленности 11/2018. Материалы Международной научно-практической конференции. Московский политехнический университет (МАМИ). М.: Издательство Научный консультант, 2018. С.220-223.

Чеботарев С.С., Мельников Г.Н. Двойной подход к оценке эффективности управления организациями наукоёмких отраслей экономики в сфере государственного заказа // Вестник воздушно-космической обороны. 2019. № 2 (22). С. 5-14.

Чеботарев, С. С. Векторы управления инновациями высокотехнологичных организаций промышленности: методологические аспекты / С. С. Чеботарев, Б. В. Проскурин, В. А. Ельшин. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. – 148 с.

Чеботарев, С. С. Методология стратегического управления высокотехнологичными промышленными предприятиями на основе теории эффективности и инвестиционного анализа / С. С. Чеботарев, В. А. Ельшин, А. Я. Черныш. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2023. – 184 с.

Ивантер В.В., Порфирьев Б.Н., Широв А.А., Шокин И.Н. Основы структурно-инвестиционной политики в современных российских условиях // Вестник Финансового университета. – № 1. – 2017. – С. 6–16.

Экономика чрезвычайных ситуаций: теория. Том 1: монография/ С.С. Чеботарев, А.И. Овсяник, А.С. Родионов, Р.М. Юсупов; под науч. ред. С.С. Чеботарева. – Москва: РУСАЙН, 2021. – 174 с.

Чеботарев С.С., Мельников Г.Н. Генезис методов оценки эффективности сложной инновационной продукции военного и двойного назначения и оценки эффективности НИОКР по их созданию и модернизации // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2019. № 1. С. 58-67.

Роль оценки качества товаров предприятия. Чеботарев С.С., Чеботарев В.С., Зенова Е.Н., Строков А.А., Шох М.А., Елфимов О.М., Ионов В.А., Хмыз А.Н. Учебное пособие / Москва, 2021.

Чеботарев С.С. Проектно-инвестиционный подход при оценке и управлении эффективностью предприятий и кластеров ОПК. «Цифра» - реальность, меняющая мир: готовность российской экономики к новым правилам игры» 13/2019/ материалы Национальной научно-практической конференции. С.191-195.

http://static.government.ru›media/files/….pdf (дата обращения 22.02.2024).

dzen.ru›a/Zdw34Kkc6ljoCe7X (дата обращения 22.02.2024).

Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 2553-р.

Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ./ Научн. ред. и авт. предисл. Л.И Евенко – М.: Экономика, 1988 г., 519 с.

Симонин, П. В. Стратегии развития индустрии 4.0 и формирование платёжеспособного спроса / П. В. Симонин, В. В. Богачев, Т. В. Богачева, Е. А. Ветрова // Вестник евразийской науки. — 2023. — Т. 15. — № 1. — URL: https://esj.today/PDF/79ECVN123.pdf DOI: 10.15862/79ECVN123

ru.wikipedia.org (дата обращения 22.02.2024).

Данные авторов

Владислав Стефанович Чеботарев , АО «Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры имени академика В.С. Семенихин», Москва, Россия

 д.э.н., профессор, главный научный сотрудник, АО «Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры имени академика В.С. Семенихина», 117393, Москва, ул. Профсоюзная, д. 78, e-mail: vschebotarev@rambler.ru

Игорь Константинович Кузьмичев , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

доктор технических наук, профессор, ректор, Волжский государственный университет водного транспорта, 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: rector@vsuwt.ru 

Опубликован
20-06-2024
Как цитировать
Чеботарев, В. С., & Кузьмичев, И. К. (2024). Инновационное развитие предприятий водного транспорта как отрасли высокотехнологичной промышленности. Научные проблемы водного транспорта, (79), 190-200. https://doi.org/10.37890/jwt.vi79.488
Раздел
Экономика, логистика и менеджмент на транспорте