Проблемы и перспективы развития внутреннего водного транспорта в Европе

  • М.Л. Лучкова Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0009-0002-2120-9340
  • И.Н. Лучков Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0009-0005-2468-7235
  • Е.А. Седова Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0009-0006-6092-7651

Аннотация

В мире насчитывается около 623 000 километров судоходных водных путей. Судоходные водные пути в Европе составляют 8% от мировой длины. Спрос на перевозки водным транспортом с каждым годом продолжает расти. Европа поставила цель к 2050 году перевести весь транспорт на экологическое топлива с нулевым показателем выбросов СО2.

Внутренний водный транспорт является наиболее эффективным потребляя всего 17 % энергии, в сравнении с грузовиками. Развитие перевозок водным транспортом требует вложение капитала на создание соответствующей инфраструктуры. Внутренний водный транспорт, несмотря на его многочисленные экологические преимущества, не может обеспечить достаточный спрос в условиях конкуренции с другими видами внутреннего транспорта и требует большего политического внимания и государственной поддержки для своего будущего развития. Поддержание тесной связи между морскими портами и внутренними портами через все три основных вида транспорта имеет большое значение для бесперебойной работы портов. При управлении рисками в портах следует учитывать неопределённость, связанную с изменением климата. Необходимо создание интеллектуальной сети водных перевозок. Необходимо модернизировать речной флот с учетом освоения новых технологий.

Ключевые слова: экологическое топливо, речное судоходство, интермодальные перевозки, мультимодальность, модернизация, пространство данных, интеллектуальная сеть водных перевозок, автономные суда, интермодальные хабы

Литература

Cyril Alias, Edwin van Hassel, Dieter Gründer, Jonas zum Felde, Lixon Samuel. Изучение проблем европейских внутренних портов: многогранный подход. // Процедура Транспортного исследования, 2023, Том 72, стр. 704-711. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2023.11.458.

Adolf K.Y. NG, Mark C.P. POO, Tianni WANG, Austin BECKER, Yui-yip LAU, Tina Ziting XU, Zaili YANG. Анализ стратегий адаптации к изменению климата и планирования портов с различных теоретических точек зрения. // Экономика и управление транспортом, 2025, Том 3, стр. 46-56. https://doi.org/10.1016/j.team.2025.01.001.

Seyed Parsa Parvasi, Harilaos N. Psaraftis, Sotirios Michailidis, Kristoffer Kloch, Stefan Krause, Espen Tangstad, Odd Erik Mørkrid. Анализ конкурентоспособности внутренних водных путей с использованием автономных электрических судов RoRo: пример маршрута из Роттердама в Гент. // Тематические исследования по транспортной политике, 2025, Том 20. https://doi.org/10.1016/j.cstp.2025.101406.

Takman, J. Gonzalez-Aregall, M. A review of public policy instruments to promote freight modal shift in Europe: Evidence from evaluations. // VTI Working Paper 2021:6. Swedish National Road and Transport Research Institute. 52 стр.

Lingyu Zhang, Oliver Schacht, Qing Liu, Adolf K.Y. Ng. Прогнозирование спроса на перевозки по внутренним водным путям с помощью динамической пространственно-временной сети с несколькими уровнями внимания. // Транспортные исследования. Часть E: Обзор логистики и транспорта, 2025, Том 199. https://doi.org/10.1016/j.tre.2025.104139.

Мирс, Д., Махарис, К. Приоритизация при смене вида транспорта: определение наиболее подходящих для региона грузопотоков. // Eur. Transp. Res. Rev. 7, 23, 2015. https://doi.org/10.1007/s12544-015-0172-6.

Felipe Bedoya-Maya, Peter Shobayo, Adrien Nicolet, Eva Christopoulou, Ivo Majoor, Edwin van Hassel, Thierry Vanelslander. Консолидация грузов при контейнерных перевозках из порта во внутренние районы: пространственная экономическая оценка для внутренних водных путей. // Исследования в области транспортного бизнеса и менеджмента, 2025, Том 59. https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2024.101254.

Бейер, А. Внутренние водные пути, транспортные коридоры и городские набережные. // Доклад Международного транспортного форума, № 2018/21, Издательство ОЭСР, Париж. https://doi.org/10.1787/c78b9c58-en.

Chengqian Zhang, Jonas W. Ringsberg, Fabian Thies. Разработка модели характеристик судна для оценки мощности судов внутреннего плавания. // Океанотехника, 2023, Том 287, часть 1. https://doi.org/10.1016/j.oceaneng.2023.115731.

Enezy, O. A. Van Hassel, E. Sys, C. Vanelslander, T. Разработка модели расчёта затрат на внутреннее судоходство. // Исследования в области транспортного бизнеса и менеджмента 23. 2017, стр. 64–74. DOI:10.1016/j.rtbm.2017.02.006.

Juan Manuel Pulido, Ivan Cardenas, Valentin Carlan, Tom Bergmans, Thierry Vanelslander. Содействие синхронному переводу посредством создания единого информационного пространства для внутреннего водного транспорта. // Транспортное Машиностроение, 2025, Том 21. https://doi.org/10.1016/j.treng.2025.100351.

Natalia Calderón-Rivera, Inga Bartusevičienė, Fabio Ballini. Препятствия и решения для устойчивого развития внутреннего водного транспорта: обзор литературы. // Экономика и управление транспортом, 2024, Том 2, стр. 31-44.

https://doi.org/10.1016/j.team.2024.01.001.

Joao L.D. Dantas, Gerasimos Theotokatos, Методика оценки экономической и экологической целесообразности использования автономных судов для каботажных перевозок // Океанотехника, 2023, Том 279, https://doi.org/10.1016/j.oceaneng.2023.114420.

Bergqvist, Rickard & Monios, Jason, Зелёные порты: стратегии устойчивого развития внутреннего и морского транспорта // Elsevier, 2019. https://www.researchgate.net/publication/330620952_Green_Ports_Inland_and_Seaside_Sustainable_Transportation_Strategies.

Данные авторов

Мария Леонидовна Лучкова , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

кафедра экономики и менеджмента, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail:  mariya.harlanova@mail.ru

Иван Николаевич Лучков , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

канд.техн.наук, доцент кафедры проектирования и технологии постройки судов, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail:  luchnikc@ya.ru

Екатерина Анатольевна Седова , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

канд.психол.наук, доцент кафедры иностранных языков и конвенционной подготовки, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

Опубликован
23-09-2025
Как цитировать
Лучкова, М. Л., Лучков, И. Н., & Седова, Е. А. (2025). Проблемы и перспективы развития внутреннего водного транспорта в Европе. Научные проблемы водного транспорта, (84), 153-162. https://doi.org/10.37890/jwt.vi84.642
Раздел
Экономика, логистика и менеджмент на транспорте