Проблемы и перспективы развития внутреннего водного транспорта в Европе
Аннотация
В мире насчитывается около 623 000 километров судоходных водных путей. Судоходные водные пути в Европе составляют 8% от мировой длины. Спрос на перевозки водным транспортом с каждым годом продолжает расти. Европа поставила цель к 2050 году перевести весь транспорт на экологическое топлива с нулевым показателем выбросов СО2.
Внутренний водный транспорт является наиболее эффективным потребляя всего 17 % энергии, в сравнении с грузовиками. Развитие перевозок водным транспортом требует вложение капитала на создание соответствующей инфраструктуры. Внутренний водный транспорт, несмотря на его многочисленные экологические преимущества, не может обеспечить достаточный спрос в условиях конкуренции с другими видами внутреннего транспорта и требует большего политического внимания и государственной поддержки для своего будущего развития. Поддержание тесной связи между морскими портами и внутренними портами через все три основных вида транспорта имеет большое значение для бесперебойной работы портов. При управлении рисками в портах следует учитывать неопределённость, связанную с изменением климата. Необходимо создание интеллектуальной сети водных перевозок. Необходимо модернизировать речной флот с учетом освоения новых технологий.
Литература
Cyril Alias, Edwin van Hassel, Dieter Gründer, Jonas zum Felde, Lixon Samuel. Изучение проблем европейских внутренних портов: многогранный подход. // Процедура Транспортного исследования, 2023, Том 72, стр. 704-711. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2023.11.458.
Adolf K.Y. NG, Mark C.P. POO, Tianni WANG, Austin BECKER, Yui-yip LAU, Tina Ziting XU, Zaili YANG. Анализ стратегий адаптации к изменению климата и планирования портов с различных теоретических точек зрения. // Экономика и управление транспортом, 2025, Том 3, стр. 46-56. https://doi.org/10.1016/j.team.2025.01.001.
Seyed Parsa Parvasi, Harilaos N. Psaraftis, Sotirios Michailidis, Kristoffer Kloch, Stefan Krause, Espen Tangstad, Odd Erik Mørkrid. Анализ конкурентоспособности внутренних водных путей с использованием автономных электрических судов RoRo: пример маршрута из Роттердама в Гент. // Тематические исследования по транспортной политике, 2025, Том 20. https://doi.org/10.1016/j.cstp.2025.101406.
Takman, J. Gonzalez-Aregall, M. A review of public policy instruments to promote freight modal shift in Europe: Evidence from evaluations. // VTI Working Paper 2021:6. Swedish National Road and Transport Research Institute. 52 стр.
Lingyu Zhang, Oliver Schacht, Qing Liu, Adolf K.Y. Ng. Прогнозирование спроса на перевозки по внутренним водным путям с помощью динамической пространственно-временной сети с несколькими уровнями внимания. // Транспортные исследования. Часть E: Обзор логистики и транспорта, 2025, Том 199. https://doi.org/10.1016/j.tre.2025.104139.
Мирс, Д., Махарис, К. Приоритизация при смене вида транспорта: определение наиболее подходящих для региона грузопотоков. // Eur. Transp. Res. Rev. 7, 23, 2015. https://doi.org/10.1007/s12544-015-0172-6.
Felipe Bedoya-Maya, Peter Shobayo, Adrien Nicolet, Eva Christopoulou, Ivo Majoor, Edwin van Hassel, Thierry Vanelslander. Консолидация грузов при контейнерных перевозках из порта во внутренние районы: пространственная экономическая оценка для внутренних водных путей. // Исследования в области транспортного бизнеса и менеджмента, 2025, Том 59. https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2024.101254.
Бейер, А. Внутренние водные пути, транспортные коридоры и городские набережные. // Доклад Международного транспортного форума, № 2018/21, Издательство ОЭСР, Париж. https://doi.org/10.1787/c78b9c58-en.
Chengqian Zhang, Jonas W. Ringsberg, Fabian Thies. Разработка модели характеристик судна для оценки мощности судов внутреннего плавания. // Океанотехника, 2023, Том 287, часть 1. https://doi.org/10.1016/j.oceaneng.2023.115731.
Enezy, O. A. Van Hassel, E. Sys, C. Vanelslander, T. Разработка модели расчёта затрат на внутреннее судоходство. // Исследования в области транспортного бизнеса и менеджмента 23. 2017, стр. 64–74. DOI:10.1016/j.rtbm.2017.02.006.
Juan Manuel Pulido, Ivan Cardenas, Valentin Carlan, Tom Bergmans, Thierry Vanelslander. Содействие синхронному переводу посредством создания единого информационного пространства для внутреннего водного транспорта. // Транспортное Машиностроение, 2025, Том 21. https://doi.org/10.1016/j.treng.2025.100351.
Natalia Calderón-Rivera, Inga Bartusevičienė, Fabio Ballini. Препятствия и решения для устойчивого развития внутреннего водного транспорта: обзор литературы. // Экономика и управление транспортом, 2024, Том 2, стр. 31-44.
https://doi.org/10.1016/j.team.2024.01.001.
Joao L.D. Dantas, Gerasimos Theotokatos, Методика оценки экономической и экологической целесообразности использования автономных судов для каботажных перевозок // Океанотехника, 2023, Том 279, https://doi.org/10.1016/j.oceaneng.2023.114420.
Bergqvist, Rickard & Monios, Jason, Зелёные порты: стратегии устойчивого развития внутреннего и морского транспорта // Elsevier, 2019. https://www.researchgate.net/publication/330620952_Green_Ports_Inland_and_Seaside_Sustainable_Transportation_Strategies.
Copyright (c) 2025 Научные проблемы водного транспорта

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.