РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИЗДЕЛИЙ СУДОСТРОЕНИЯ КАК ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ "БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА"

  • Е.Г. Лебедева Северный Арктический Федеральный Университет, Институт Судостроения и Морской Арктической Техники, г. Северодвинск, Архангельская область, Россия
  • Ю.Ю. Шванева Северный Арктический Федеральный Университет, Институт Судостроения и Морской Арктической Техники, г. Северодвинск, Архангельская область, Россия
  • А.А. Волоцкой Северный Арктический Федеральный Университет, Высшая школа экономики и управления, г. Архангельск, Россия
  • А.А. Сомпольцева Северный Арктический Федеральный Университет, Институт Судостроения и Морской Арктической Техники, г. Северодвинск, Архангельская область, Россия

Аннотация

Рассматриваются пути внедрения основных принципов ведения "бережливого производства" на отдельных этапах судостроительного производства и на протяжении всего жизненного цикла изделий судостроения. Описываются основные потери, возникающие на этапе производства, а также пути совершенствования судостроительного производства и направления для решения некоторых задач минимизации потерь применительно к предприятиям судостроительной отрасли. В качестве примера используется применение CALS-технологий в процессе управления производством, проектирования объектов морской техники, связи между отдельными проектными организациями и судостроительным предприятием при создании комплексных проектов, а также пути реализации этой задачи как наиболее перспективной в мировой практике. Основой целью применения CALS в судостроении на всех этапах жизненного цикла изделия судостроения является создание единой информационной модели, стандартизация основных методов получения, хранения и интерпретации информации, защита, сертификация и лицензирование применяемой информации на всех этапах жизненного цикла изделий судостроения при помощи систем автоматизированного проектирования. В статье указаны основные цели и направления внедрения CALS-технологий как одного из этапов совершенствования процессов в рамках концепции бережливого производства. Рассмотрены пути минимизации потерь производства при разработке плазово-технологической документации и конструкторско-технологической подготовке производства, выпуска рабочей конструкторской документации. Показана цель создания 3D-макета корабля с использованием технологии объемного сканирования как средства обеспечения поддержки жизненного цикла изделий морской техники на этапах технического обслуживания, ремонта и модернизации. Перечислены основные способы реализации поставленных задач на судостроительном предприятии, рассматриваемые с позиций внедрения "бережливого производства", существенным условием для эффективного функционирования которого является совместное использование CALS-технологий на предприятиях судостроительной отрасли, предприятиях-контрагентах и в проектных организациях. Обозначена задача подготовки и переподготовки специалистов для судостроительной отрасли, обладающих соответствующими профессиональными компетенциями.

Ключевые слова: судостроение, судостроительное производство, бережливое производство, минимизация потерь, CALS-технологии в судостроении, электронная модель изделия, реинжиниринговые технологии, системы автоматизированного проектирования, эффективность судостроительного производства, 3D-моделирование, 3D-сканирование, подготовка специалистов.

Литература

Развитие судостроения: перспективы отрасли. Источник: https://delonovosti.ru/business/3976-razvitie-sudostroeniya.html

Dombrowski, U., Mielke, T.: Lean Leadership–Fundamental Principles and their Application. Procedia CIRP 7, 569–574 (2013). DOI: 10.1016/j.procir.2013.06.034. https://doi.org/10.1016/j.procir.2013.06.034

Вумек П Джеймс., Джонс Дэниэл Т. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании/пер. с англ.-2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс., 2005. – 473 с.

Dombrowski, U., Zahn, T.: Design of a lean development framework. In: 2011 IEEE International Conference on Industrial Engineering and Engineering Management (IEEM), pp. 1917–1921 (2011). DOI: 10.1109/IEEM.2011.6118249. https://doi.org/10.1109/ieem.2011.6118249

Джордж М. Бережливое производство + шесть сигм. / пер. с англ. М.:, Альпина Бизнес Букс, 2005

Михайлова М.Р. Устранение потерь – основа бережливого производства // Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы современного менеджмента». – Новосибирск: СибАК, 2010. – С. 11–15. 402 с.

Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии / Добротворский И.Л. – М.: Приор, 2002. – 462 с.

Losonci D., Demeter K., Jenei I.: Factors influencing employee perceptions in lean transformations. International Journal of Production Economics 131(1), 30–43 (2011). DOI: 10.1016/j.ijpe. 2010.12.022. https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2010.12.022

Клочков Ю.П., «Бережливое производство": понятия, принципы, механизмы // Инженерный вестник дона, 2012 №2 – С. 429-437.

Михайлова М.Р. Проблемы производительности труда и вовлечения персонала / Михайлова М.Р., Полынская М.М., Олинович Н.А // Методы менеджмента качества. – 2008. – №1. – С. 4–8.

Доросинский Л.Г. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделия/ Доросинский Л.Г., Зверева О.М. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 243 с.

Лелюхин В.Е. Структурно-параметрическое пространство судовых конструкций и технологий в PLM-системах/ Лелюхин В.Е., Колесникова О.В. /Вестник Инженерной школы ДВФУ, 2019. – №1. – С. 1–9.

Рогулин А.Г. Использование компьютерных технологий в управлении и организации производства в судоремонте/Рогулин А.Г., Токликишвили А.Г.// Инновационная наука, 2015. – №7, – С. 58–61.

Шалумов А.С. Введение в CALS-технологии / Шалумов А.С., Никишкин С.И., Носков В.Н. – Ковров: КГТА, 2002. – 137 с.

Богданов В.И. Внедрение безбумажных технологий в АО «ПО «СЕВМАШ» / Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства. – 2018. – №50/51. – С. 103–107.

Грачева М.А. Приоритетные направления работ по стандартизации в области CALS/. Грачева М.А., Боброва А.А., Жирнова Е.А./ Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2013. №. 9. – С. 292–293.

Будниченко М.А. Модернизация конструкторско-технологической подготовки производства и процессов строительства кораблей/ Будниченко М.А, Спиридонов А.Ю. / Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова – 2015. – №90. – С. 187–194.

Будниченко М.А. Формирование ИТ-инфраструктуры судостроительного предприятия в ходе модернизации / Будниченко М.А. Кунгуров В.Ю. / Морские интеллектуальные технологии, 2018. №4-4. – С. 175–185.

Данные авторов

Елена Геннадьевна Лебедева , Северный Арктический Федеральный Университет, Институт Судостроения и Морской Арктической Техники, г. Северодвинск, Архангельская область, Россия

кандидат технических наук, доцент кафедры кораблестроения, Институт Судостроения и Морской арктической Техники, филиал САФУ в г. Северодвинске, Россия, 164500, г. Северодвинск, ул. Капитана Воронина, 6а, e-mail: eg.lebedeva@narfu.ru

Юлия Юрьевна Шванева , Северный Арктический Федеральный Университет, Институт Судостроения и Морской Арктической Техники, г. Северодвинск, Архангельская область, Россия

кандидат технических наук, инженер-конструктор, АО "ПО "Севмаш", Россия, 164500, г. Северодвинск, Архангельская обл., Архангельское шоссе, 58, email: yu.shvaneva@narfu.ru

Александр Анатольевич Волоцкой , Северный Арктический Федеральный Университет, Высшая школа экономики и управления, г. Архангельск, Россия

аспирант, начальник отдела гарантии и сервиса подводных лодок, АО "ПО "Севмаш", Россия, 164500, г. Северодвинск, Архангельская обл., Архангельское шоссе, 58, email: sanvol29@yandex.ru

Анна Александровна Сомпольцева , Северный Арктический Федеральный Университет, Институт Судостроения и Морской Арктической Техники, г. Северодвинск, Архангельская область, Россия

аспирант САФУ, старший преподаватель, филиал САФУ в г. Северодвинске, Институт Судостроения и Морской арктической Техники, Россия, 164500, г. Северодвинск, ул. Капитана Воронина, 6а, email: a.sompoltseva@narfu.ru

Опубликован
01-06-2020
Как цитировать
Лебедева , Е. Г., Шванева , Ю. Ю., Волоцкой , А. А., & Сомпольцева , А. А. (2020). РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИЗДЕЛИЙ СУДОСТРОЕНИЯ КАК ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ "БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА". Научные проблемы водного транспорта, (63), 68-76. https://doi.org/10.37890/jwt.vi63.78
Раздел
Судостроение, судоремонт и экологическая безопасность судна