Применение модели Эрланга для моделирования процесса пограничного контроля судов, следующих через Керчь-Еникальский канал

  • В.В. Святский Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия https://orcid.org/0009-0009-9094-5385

Аннотация

Данная статья исследует особенности прохода Керчь-Еникальского канала (КЕК). Керченский пролив является одним из наиболее интенсивно используемых морских путей в Российской Федерации, что приводит к постоянному потоку судов и требует организованного движения.

Пропускная способность Керченского пролива рассчитывалась из статистических данных по количества судов, которые ежедневно проходят через него. Количество судов, проходящих через Керченский пролив, заметно увеличивается с каждым годом.

Увеличение количества судов, проходящих через пролив, создает дополнительные проблемы, связанные с безопасностью плавания и экологической устойчивостью региона. Например, увеличение количества судов может привести к повышению вероятности столкновений и аварий, а также к ухудшению экологической ситуации в районе пролива.

В работе разработан алгоритм, проведен анализ факторов, влияющих на процесс прохода КЕК. В качестве модели используется модель Эрланга. Данная модель позволяет проводить имитационное моделирование процесса таможенного контроля с количественной оценкой данных. Для построения модели была произведена статистическая обработка данных по прохождения таможенного контроля. В результате имитационного моделирования получены следующие результаты:

1.Определена максимальная пропускная способность данного участка контроля;

2.Рассчитан оптимальный состав судов таможенного контроля.

Ключевые слова: Керчь-Еникальский канал, системы массового обслуживания, поток Эрланга

Литература

Ивановский, А. Н. Оценка безопасной ширины полосы движения судна при прохождении через Керчь-Еникальский канал / А. Н. Ивановский, Н. В. Ивановский // Молодой ученый. – 2019. – № 28(266). – С. 39-41.

Бабурин В. А. Организационно-правовые аспекты совершенствования обслуживания судов в портах // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. 2009. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-aspekty-sovershenstvovaniya-obsluzhivaniya-sudov-v-portah (дата обращения: 14.05.2023).

Кириченко, С. В. Интроспективный анализ энергетического потенциала ветровых условий Керченского полуострова / С. В. Кириченко // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. – 2019. – № 1. – С. 31-37.

Горячев, И. С. Расчет вероятности посадки судна на мель при проходе стесненных акваторий на примере Керченского пролива / И. С. Горячев, В. В. Святский, Н. В. Ивановский // Теория и практика обеспечения навигационной безопасности на морских путях и в районах промысла : Материалы I Национальной научно-практической конференции, Керчь, 11–12 июня 2021 года / Под общей редакцией Е.П. Масюткина. – Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2021. – С. 87-94.

Приказ Минтранса России от 21.10.2015 N 313 (ред. от 10.03.2016) // "Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Керчь" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2015 N 39490)

Никонорова, М. А. Особенности правового регулирования лоцманской проводки судов по Керченскому проливу (порт Керчь) / М. А. Никонорова // Океанский менеджмент. – 2019. – № 1(4). – С. 34-40.

Мухин О.И. Моделирование систем. [Электронный ресурс]: http://stratum.ac.ru/education/textbooks/modelir/lection28.html (дата обращения:14.05.2023).

Савин В. И. Математические методы оптимального планирования работы флота и портов. -М. 1969. - 168 с.

Куракин В.С., Пьяных С.М. Определение характеристик входящих судовых потоков при различных вариантах организации движения, труды ГИИВТ, выпуск 119, ч. 1, ГИИВТ, Горький, 1972.

Земсков, А. В. Аналитический метод исследования немарковских процессов с потоками Эрланга / А. В. Земсков, А. А. Сулима // Артиллерийский журнал. – 2023. – № 1. – С. 53-59.

Данные автора

Виталий Владимирович Святский , Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия

преподаватель кафедры судовождения и промышленного рыболовства «Керченский государственный морской технологический университет» (ФГБОУ ВО «КГМТУ»), 298309, Российская Федерация, Керчь, ул. Орджоникидзе, 82, vetal-s25-009@mail.ru

Опубликован
18-12-2023
Как цитировать
Святский, В. В. (2023). Применение модели Эрланга для моделирования процесса пограничного контроля судов, следующих через Керчь-Еникальский канал. Научные проблемы водного транспорта, (77), 229-238. https://doi.org/10.37890/jwt.vi77.435
Раздел
Эксплуатация водного транспорта, судовождение и безопасность судоходства