Способ оценки поперечных усилий, развиваемых движительно-рулевым комплексом, по результатам циркуляционных испытаний судна
Аннотация
В данной статье рассмотрены наиболее распространенные движительно-рулевые комплексы, используемые на судах. Приведено общее выражение для определения поперечной составляющей силы, развиваемой движительно-рулевым комплексом любого типа. Рассмотрены значения коэффициентов, описывающих трансформацию потока корпусом судна, полученные в результате исследований А.Д. Гофмана. Описаны недостатки общего метода определения поперечных усилий, развиваемых ДРК. В данной статье предложен способ оценки поперечных усилий, развиваемых ДРК, который заключается в вычислении суммарных сил, действующих на систему корпус – винт – рулевой орган, по результатам натурных испытаний судов. По результатам натурных циркуляционных испытаний судна с использованием метода наименьших квадратов вычислены значения коэффициентов, которые характеризуют поперечную составляющую силы, развиваемой ДРК этого судна. По полученной методике были вычислены такие коэффициенты для двух проектов грузовых судов. Была выполнена проверка корректности выполненных вычислений и сделан вывод об удовлетворительной сходимости полученных результатов.
Литература
Бугаев В.Г., Тунг Д.В., Домашевская Я.Р., Хиеп Ф.Ч. Численное моделирование гидро-динамических характеристик винто-рулевого комплекса и поворотливости рыболовного судна //Научные проблемы водного транспорта. 2020. № 62. С. 29-39. DOI: https://doi.org/10.37890/jwt.vi62.13.
Грошева Л.С., Мерзляков В.И., Плющаев В.И. Маневровые качества судов с колесным движительно-рулевым комплексом //Морские интеллектуальные технологии. 2021. № 2-1 (52). С. 154-159. DOI: https://doi.org/10.37220/MIT.2021.52.2.022.
Бычков В.Я., Грошева Л.С., Плющаев В.И. Динамика судна с колесным движительно-рулевым комплексом в условиях внешних воздействий //Морские интеллектуальные тех-нологии. 2019. № 4-2 (46). С. 139-146.
Ищейкин Г.Ю. Расчет усилий на движительно-рулевом комплексе при моделировании морской буксировки на примере танкера "Архангельск" //Эксплуатация морского транс-порта. 2022. № 4 (105). С. 73-78. DOI: 10.34046/aumsuomt105/17.
Горда В.В., Ванифатьев А.В., Дегтярева С.Г., Тарасеев В.А. Движительно-рулевой комплекс с электроприводом для подводного аппарата //Морской вестник. 2020. № S1 (14). С. 102-103.
Шаринкова О.С., Аносов А.П., Новосельцев И.А. Сравнительная оценка гидродинами-ческих характеристик руля изменяемого профиля в составе винторулевого комплекса судна ледового класса //Научно-технический сборник Российского морского регистра су-доходства. 2022. № 66-67. С. 49-57.
Долгов Д.С. Проектирование конструкции рулевого устройства морского судна как задача математического программирования //Неделя науки Санкт-Петербургского госу-дарственного морского технического университета. 2019. Т. 1. № 1. С. 4.
Бычков В.Я., Грошева Л.С., Плющаев В.И. Область применимости алгоритма удержа-ния судна с колесным движительно-рулевым комплексом на курсе //Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2019. № 60. С. 26-33.
Павленко, В.Г. Маневренные качества речных судов (Управляемость судов и составов) / В.Г. Павленко. – М.: Транспорт, 1979. – 184 с.
Тихонов, В.И. Основы теории динамической системы судно–жидкость : монография / В.И. Тихонов. – Н. Новгород : ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2007. – 262с. (монография).
Щиголев, Б.М. Математическая обработка наблюдений / Б.М. Щиголев. – М.: Гос. изд-во физ.-мат. лит., 1962. – 344 с.
Справочник маневренных характеристик судов / сост. В.И. Тихонов; под ред. Д.Ф. Бирюкова. – М.: ЦБНТИ МРФ РСФСР, 1989.– 319 с.
Copyright (c) 2023 Научные проблемы водного транспорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.