Обоснование гидравлической возможности установления гарантированных габаритов судового хода на участке р. Кама от с. Бондюг до пгт Керчевский

  • М.В. Шестова Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия
  • М.А. Решетников Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0002-8492-0052

Аннотация

Установление гарантированных габаритов судового хода требует системного подхода. Увеличение глубины водотока вызывает посадку уровня воды, что может отрицательно сказаться на уровенном режиме водного объекта и экологической обстановке региона. Для участка реки Кама от с. Бондюг до пгт. Керчевский проведены исследования возможности установления гарантированной глубины 1,3 м для экспедиционного и навигационного периодов. В рамках исследований выявлена возможность установления гарантированных габаритов на Верхней Каме от с. Бондюг до пгт. Керчевский с учетом проведения дноуглубительных и выправительных работ только на продленный экспедиционный период навигации.

Ключевые слова: гидрологический режим, гарантированные габариты, судоходные условия, дноуглубительные работы, выправительные работы, лимитирующий перекат, посадка уровня воды

Литература

[1] Гладков, Г.Л. Оценка воздействия на окружающую среду инженерных мероприятий на судоходных реках: Учебное пособие для вузов / Г.Л.Гладков, М.В.Журавлев, Ю.П.Соколов. - СПб, Изд-во А.Кардакова 2005. – 241 с.
[2] Гришанин К.В. Основы динамики русловых потоков. – М.: Транспорт, 1990. 319 с.
[3] СТО 52.08.31-2012. Добыча НСМ в водных объектах. Учет руслового процесса и рекомендации по проектированию и эксплуатации русловых карьеров /Министерство природных ресурсов и экологии РФ/. СПб, 2010 г.
[4] Чалов Р.С., Павлушкин С.В., Беркович К.М. Техногенная трансформация русла р. Обь в нижнем бьефе Новосибирского гидроузла и её влияние на состояние водного пути // РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ (XXI ВЕК). – 2021. – № 4. – С. 30-35. – ISSN 1729–4258
[5] Влияние добычи НСМ на русловой режим и судоходные условия на нижней Каме // Совершенствование проектирования, реконструкции содержания воднотранспортных гидротехнических сооружений, организации производства путевых работ (Сб. Трудов ЛИВТа). – 1992. – С. 126–145.
[6] Ситнов А.Н. Особенности разработки пойменных карьеров НСМ в меандрирующих руслах рек (на примере р. Белая) / А.Н. Ситнов, М.В. Шестова, Ю.Е. Воронина // Труды 22–го международного научно–промышленного форума «Великие реки – 2020». – Н. Новгород: ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2020. – С. 42. – ISBN 978-5-901722-67-1
[7] Беркович К. М. Природно-ориентированные подходы к добыче аллювиальных строительных материалов из речных русел и пойм / К. М. Беркович, Л. В. Злотина, Л. А. Турыкин // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о земле. – 2012. – № 3. – С. 3–13. – ISSN 2412-9518
[8] Lagasse P. F., Winkey B. R., Simmons D. B. Impacts of gravel mining on river system stability // J. of Waterway, Port, Coastal and Ocean Engineering Division, American Society of Civil Engineers. 1980. Vol. 106. P. 398-404

Данные авторов

Марина Вадимовна Шестова , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

к.т.н., доцент кафедры водных путей и гидросооружений, Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: shestowam@yandex.ru

Максим Алексеевич Решетников , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

к.т.н., старший преподаватель кафедры водных путей и гидросооружений, Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»)

603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: serfskiwind@gmail.com

Опубликован
20-09-2022
Как цитировать
Шестова, М. В., & Решетников, М. А. (2022). Обоснование гидравлической возможности установления гарантированных габаритов судового хода на участке р. Кама от с. Бондюг до пгт Керчевский . Научные проблемы водного транспорта, (72), 240-248. https://doi.org/10.37890/jwt.vi72.297
Раздел
Водные пути, порты и гидротехнические сооружения