Исследование современного состояния нижнего бьефа Нижегородской ГЭС с учетом русловых деформаций и влияния дноуглубительных работ

  • М.В. Шестова Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия
  • А.В. Добрынина Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

Аннотация

Комплексные гидроузлы на реках оказывают большое влияние на состояние естественных водных путей. С вводом в эксплуатацию гидроузлов и водохранилищ, регулирующих речной сток, создаются новый гидрологический и русловой режимы; меняется интенсивность и характер русловых процессов. Регулирование стока гидроузлами вносит изменения в путевые и судоходные условия рассматриваемой реки, особенно в нижних бьефах. В данной работе дана оценка современному состоянию нижнего бьефа Нижегородской ГЭС, который является одним из лимитирующих судоходство участков на протяжении всей единой глубоководной системы РФ. Также приведены результаты исследований влияния днооуглубительных работ на уровенный режим нижнего бьефа.

Ключевые слова: гидрологический режим, гарантированные габариты, судоходные условия, дноуглубительные работы, нижний бьеф ГЭС, посадка уровня воды

Литература

Векслер А. Б., Доненберг В. М. Переформирования русла в нижних бьефах крупных ГЭС. – М.: Энергоатомиздат, 1983. – 216 с.

Векслер А.Б., Доненберг В.М. Опыт оценки трансформации русла рек в нижних бьефах гидроузлов. Известия ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева, том 230, С-Пб.,1997.

Фролов Р.Д. Русловой режим нижних бьефов ГЭС. Современное состояние водных путей и проблемы русловых процессов. Сборник статей. М., 1999.

Шестова М. В. Гидрологический режим нижнего бьефа ГЭС и его влияние на условия судоходства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук [Текст] / М. В. Шестова – Н. Новгород, 2006. https://doi.org/10.18411/b-2016-001

Гладков, Г.Л. Оценка воздействия на окружающую среду инженерных мероприятий на судоходных реках: Учебное пособие для вузов / Г.Л.Гладков, М.В.Журавлев, Ю.П.Соколов. - СПб, Изд-во А.Кардакова 2005. – 241 с. https://doi.org/10.7256/1811-9018.2015.5.15106

Гришанин К.В. Основы динамики русловых потоков. – М.: Транспорт, 1990. 319 с.

Анализ заносимости перекатов в нижнем бьефе Нижегородской ГЭС по итогам проведения транзитных и капитальных дноуглубительных работ в 2021 г. на участке р. Волга (854,5-895,0 км) и оценка влияния капитального дноуглубления на посадку уровня воды на порогах шлюзов №15 и №16 Городецкого гидроузла: отчет о науч.-исслед. работе / Волжский гос. университет водного транспорта; рук. Ситнов А.Н.; исполн.: Воронина Ю.Е. [и др.]. – Нижний Новгород, 2022. – 176 л.

Lagasse P. F., Winkey B. R., Simmons D. B. Impacts of gravel mining on river system stability // J. of Waterway, Port, Coastal and Ocean Engineering Division, American Society of Civil Engineers. 1980. Vol. 106. P. 398-404. https://doi.org/10.1061/jwpcdx.0000214

Данные авторов

Марина Вадимовна Шестова , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

доцент к.т.н., доцент кафедры водных путей и гидросооружений, Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: shestowam@yandex.ru

Александра Викторовна Добрынина , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

магистрант кафедры водных путей и гидросооружений, Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: dobrinina.sascha@yandex.ru

Опубликован
20-12-2022
Как цитировать
Шестова, М. В., & Добрынина, А. В. (2022). Исследование современного состояния нижнего бьефа Нижегородской ГЭС с учетом русловых деформаций и влияния дноуглубительных работ . Научные проблемы водного транспорта, (73), 255-265. https://doi.org/10.37890/jwt.vi73.323
Раздел
Водные пути, порты и гидротехнические сооружения

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)