Оценка влияния строительства мостового перехода (г. Нижний Новгород) на русловые процессы и устойчивость судового хода в нижнем течении р. Ока

  • А.Н. Ситнов Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0003-4720-8194
  • Ю.Е. Воронина Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия
  • М.В. Шестова Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

Аннотация

Для проектируемого мостового перехода через р. Ока в г. Нижний Новгород произведена оценка влияния его строительства на устойчивость русла и судового хода. Выполненное математическое моделирование гидродинамики речного потока на исследуемом участке нижнего течения Оки позволило выявить особенности русловых деформаций реки при возведении сооружений моста и создании судоходных прорезей, выполнить их анализ и разработать рекомендации по снижению негативных последствий строительства. Они касаются выбора предпочтительных вариантов очередности этапов строительства и лучшей из рассматриваемых в проекте технологических схем возведения сооружения, рекомендаций по временным периодам производства работ с учетом уровенного режима реки и оценке их влияния на нижерасположенные гидротехнические сооружения. Результаты работы предназначены для использования при проектировании и строительстве объекта.

Ключевые слова: русловые деформации, математическое моделирование, судоходные условия, гарантированные габариты пути, дноуглубительные работы

Литература

Гришанин, К.В. Водные пути / К.В. Гришанин, В.В. Дегтярев, В.М.Селезнев. – М.: Транспорт, 1986. – 400 с.

Руководство по изысканиям и анализу руслового процесса на затруднительных участках свободных рек / Главное управление водных путей и гидротехнических сооружений Минречфлота РСФСР. – М.: Транспорт, 1981. – 36 с.

Чернышов Ф.М. Пути повышения эффективности дноуглубительных и выправительных работ на судоходных реках.// Труды гидротехники, вып. ХХVIII./ Ф.М. Чернышов – Новосибирск, 1968. – С. 122–142.

Руководство по улучшению судоходных условий на свободных реках.// С. Петербург, 1992. – 312 с.

Отчет о научно-исследовательской работе. Переработать руководство по проектированию коренного улучшения судоходных условий на затруднительных участках свободных рек (заключительный).// Л.: ЛИВТ, 1990. - 418 с.

Руководство по методам расчета планирования и оценки эффективности путевых работ на свободных реках.// М.: Транспорт, 1978. – 104 с.

Липатов И.В. Гидродинамика речных потоков и ее влияние на эксплуатационные параметры судоходных гидротехнических сооружений (Монография) - Н.Новгород, изд. ВГУВТ, 2006. - 106 с.

Патанкар С. Численные методы решения задач теплообмена и динамики жидкости / Пер. с англ. – М.: Энергоатомиздат, 1984. – 152 с.

Launder, B.E., and Spalding, D.B. 1974. ‘The numerical computation of turbulent flows’, Comp. Meth. in Appl. Mech. and Eng., 3, pp. 269-289.

Rodi, W. 1979. ‘Influence of buoyancy and rotation on equations for turbulent length scale’, Proc. 2nd Symp. on Turbulent Shear Flows.

El Tahry, S.H. 1983. ‘k-ε equation for compressible reciprocating engine flows’, AIAA J. Energy, 7, No. 4, pp. 345–353.

Gutachten über die seitliche Einleitung von Überschusswasser in den Einfahrtsbereich der Schleuse Nürnberg. Кастен Торенц, Липатов И.В. - Карлсруэ - Bundesanstalt für Wasserbau (BAW) -Nr. 3.03.10043.00 – Dezember 2003.

Schlichting, H. “Boundary Layer Theory”. 6th Edition, McGraw-Hill, New York. 1968.

H. Jin and R. I. Tanner, "Generation of Unstructured Tetrahedral Meshes by Advancing Front Technique", Int. J. Numer. Methods Eng., 36, 1805-1823 (1993).

R. Lohner and P. Parikh, "Generation of Three Dimensional Unstructured Grids by the Advancing-Front Method", Int. J. Numer. Methods Fluids, 8, 1135-1149 (1988).

J. Peraire, J. Peiro, L. Formaggia, K. Morgan and O. C. Zienkiewicz, "Finite Element Euler Computations in Three Dimensions", Int J. Numer. Methods Eng., 26, 2135-2159 (1988).

Воронина, Ю.Е. Методические подходы оценки заносимости перекатов нижнего бьефа Нижегородской ГЭС и их влияние на обеспечение судоходных глубин участка // Научные проблемы водного транспорта №72(3) – 2022 / Ю.Е.Воронина. – 2022, с.198

Данные авторов

Александр Николаевич Ситнов , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

профессор, д.т.н., зав. кафедрой водных путей и гидротехнических сооружений Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: stnv1952@rambler.ru

Юлия Евгеньевна Воронина , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

доцент к.т.н., доцент кафедры водных путей и гидросооружений, Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: yulez@yandex.ru

Марина Вадимовна Шестова , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

доцент к.т.н., доцент кафедры водных путей и гидросооружений, Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: shestowam@yandex.ru

Опубликован
18-12-2023
Как цитировать
Ситнов, А. Н., Воронина, Ю. Е., & Шестова, М. В. (2023). Оценка влияния строительства мостового перехода (г. Нижний Новгород) на русловые процессы и устойчивость судового хода в нижнем течении р. Ока. Научные проблемы водного транспорта, (77), 273-284. https://doi.org/10.37890/jwt.vi77.445
Раздел
Водные пути, порты и гидротехнические сооружения

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)