Анализ и трансформация воднотранспортной составляющей МТК «Север-Юг» в условиях обострения глобального противостояния
Аннотация
Статья посвящена анализу маршрутов евроазиатского международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», изменению статуса, условий функционирования и направлений развития в контексте воднотранспортной составляющей. Основанием для трансформации МТК «Север-Юг» является ряд проблем стратегического характера: первая – это низкий уровень использования внутренних водных путей коридора при большой протяженности речной сети, соединяющей Каспийское и Балтийское моря; вторая – недостаточный вклад в международную грузовую базу на российском участке национальных грузовладельцев, слабое участие в формировании международных грузовых потоков стран Каспийского региона; резкое обострение глобального противостояния России и коллективного Запада с сокращением торговых связей России и стран Евросоюза, включая пропуск через Россию евроазиатского транзита. Предложенные в работе изменения задают новые подходы к формированию перспективной международной логистики данного евроазиатского коридора, исключающего в сложившихся условиях участие стран Евросоюза, и предусматривающих максимальное вовлечение в функционирование МТК «Север-Юг» логистического потенциала воднотранспортной составляющей.
Литература
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р.
Актуализация транспортной стратегии России как необходимое условие обеспечения экономического прорыва и национальной безопасности страны на этапах геополитического противостояния. Т. 1 и 2. Под редакцией Васильева С.Н. Суслова В.И., Кузьмичева И.К., Гончаренко С.С., Кострова В.Н., Курбатовой А.В., Малова В.Ю., Прокофьевой Т.А., Шапкина И.Н.-Москва, Нижний Новгород:. Центральный дом ученых, Институт экономики и организации промышленного производства, Институт востоковедения, Волжский государственный университет водного транспорта, Евроазиатский транспортный инновационный центр, 2023. - С. 335-481.
Гончаренко С.С. Шесть стратегических направлений актуализации транспортной стратегии России в условиях геополитического и геоэкономического противостояния. // Вестник транспорта. 2022.- № 9 – С. 13-14, № 10 – С. 2-14, № 11 – С. 2-10.
Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 327-р.
Глазков М.О. Вызовы и пути решения в технологии и организации перевозочного процесса при росте объёмов перевозок и изменении логистики на железнодорожном транспорте // Доклад на заседании Круглого стола Транспортной секции Дома ученых РАН. М.: 2024.
Транспортно-промышленный потенциал стран Каспийского региона: состояние, проблемы, перспективы интеграции. /Монография под научной редакцией Васильева С.Н., Межевича В.Е., Наумкина В.В., Гончаренко С.С., Персианова В.А. водного транспорта. - М.: Комитет Совета Федерации РФ, Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН, Институт востоковедения РАН, Евроазиатский транспортный инновационный центр, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Московская государственная академия водного транспорта, Волжская государственная академия водного транспорта, 2012. – т.1. – 225 с.
Гончаренко С.С. Экономико-политические предпосылки транспортно-промышленной интеграции каспийских и соседних с ними стран. / Коллективная монография. Транспортно-промышленный потенциал стран каспийского региона: состояние, проблемы, перспективы интеграции. Под научной редакцией С.Н.Васильева, В.Е.Межевича, В.В.Наумкина, С.С.Гончаренко, В.А.Персианова – Москва. Совет Федерации Российской Федерации. 2011. - С. 20-60.
Цверов В.В. Оценка базирования зернового хаба на Каспийском море с учетом участия в перевозках речного транспорта // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. ¬– 2023. – №4. – С. 97-105.
Любимов В.И. Анализ технико-экономических характеристик перспективных типов скоростных судов // Научные проблемы водного транспорта. – 2021. – №67(2). – С. 33-41.
Кузьмичев И.К., Костров В.Н., Любимов В.И. Важные компоненты транспортного образования: опыт и проблемные вопросы. //Повышение роли транспортного образования и управления в развитии экономики и обеспечения безопасности России. Под общей редакцией: Васильева С.Н., Кузьмичева И.К., Гончаренко С.С., Кострова В.Н., Шапкина И.Н. – Москва – Нижний Новгород.: Центральный дом ученых, Волжский государственный университет водного транспорта, Евроазиатский транспортный инновационный центр. - 2021. - 224 с.
Copyright (c) 2024 Научные проблемы водного транспорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.