Исследование влияния скорости судна на русловой процесс в районе оголенного трубопровода по результатам математического моделирования гидравлики потока

  • С.С. Герасимов Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0009-0008-6699-4243
  • А.Н. Ситнов Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

Аннотация

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует единая глубоководная система (ЕГС), включающая в себя большие судоходные реки и каналы. Часть из них пересекают магистральные трубопроводы, которые, как показывает практика, зачастую имеют небольшую глубину заложения, что впоследствии приводит к возникновению отклонений планово-высотного положения. Помимо естественных русловых переформирований, дополнительно на русловую эрозию оказывает влияние движущееся судно за счет стеснения площади живого сечения русла и работы гребных винтов. Оценить влияние на изменение интенсивности русловой эрозии вблизи оголенного МТ можно с помощью выполнения математического моделирования. В данной статье представлены результаты математического моделирования движения судна проекта 507Г-020-012 по участку реки, на котором располагается оголенный магистральный трубопровод, при разных скоростях собственного движения судна и течения реки

Ключевые слова: безопасность судоходства, математическое моделирование, вычислительная гидродинамика, магистральный трубопровод

Литература

Герасимов, С. С., & Ситнов, А. Н. (2024). Обзор и анализ способов оценки влияния условий эксплуатации подводных переходов магистральных трубопроводов на безопасность судоходства. Научные проблемы водного транспорта, (79), 209-218. https://doi.org/10.37890/jwt.vi79.495

Герасимов С.С., Ситнов А.Н. Обзор методов и разработка подходов к исследованию системы «судно-трубопровод» в условиях ненормативного состояния магистрального трубопровода.//Транспорт. Горизонты развития. 2024: Материалы международного научно-практического форума. ФГБОУ ВО «ВГУВТ». – 2024. – URL: http://вф-река-море.рф/2024/6_4.pdf

Сухогрузный теплоход, проект 507Г-020-012

Динамика русловых потоков [Текст] / К. В. Гришанин. - 2-е изд., перераб. и доп. -

Л. : Гидрометеоиздат, 1979. - 311с. - Б. ц.

Организация и математическое планирование эксперимента: учебное пособие / Ю.В. Юдин, М.В. Майсурадзе, Ф.В. Водолазский. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018.— 124 с.

[моя статья про турбулентность]

ВСН 163-83. Учет деформаций речных русел и берегов водоемов в зоне подводных переходов магистральных трубопроводов (нефтегазопроводов)" (утв. Миннефтегазстроем 09.06.1982; Мингазпромом 10.11.1983; Миннефтепромом 16.09.1983; Госкомнефтепродуктом РСФСР 12.08.1982; Госкомгидрометом 19.12.1983).

. R. Courant, K. Friedrichs, H. Lewy. Über die partiellen Differenzengleichungen der mathematischen Physik // Mathematische Annalen. — 1928. — Т. 100, № 1. — С. 32—74.

Patankar S. Numerical methods for solving problems of heat transfer and fluid dynamics / Per. from English. – M.: Energoatomizdat, 1984. – 152 p.

An Introduction to Computational Fluid Dynamics: The Finite Volume Method (2nd Edition)', H. Versteeg, W. Malalasekera; Pearson Education Limited; 2007; ISBN 0131274988.

Данные авторов

Сергей Сергеевич Герасимов , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

аспирант кафедры водных путей и гидротехнических сооружений, «Волжский государственный университет водного транспорта, 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: Gerasimov.s.sergeevich@mail.ru

Александр Николаевич Ситнов , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

профессор, д.т.н., зав. кафедрой водных путей и гидротехнических сооружений «Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: stnv1952@rambler.ru

Опубликован
23-09-2025
Как цитировать
Герасимов, С. С., & Ситнов, А. Н. (2025). Исследование влияния скорости судна на русловой процесс в районе оголенного трубопровода по результатам математического моделирования гидравлики потока. Научные проблемы водного транспорта, (84), 185-195. https://doi.org/10.37890/jwt.vi84.626
Раздел
Эксплуатация водного транспорта, водные пути, сообщения и гидрография

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)