Проблемы и методы обновления речных судов
Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам обновления флота в условиях существующей модели экономики. Констатируется явная тенденция убыли речных транспортных судов. Одними из главных и очевидных причин являются диспаритет стоимости новых судов, заемных средств, уровня фрахтовых ставок, эксплуатационных расходов и отсутствие даже у крупных судоходных предприятий собственных средств для воспроизводства основных фондов в требуемом для этого объёма. Приводятся показатели экономической эффективности новых и возрастных судов при различных условиях эксплуатации. Показывается, что проблема обновления флота в целом, и особенно – на внутренних грузовых перевозках, не может быть решена только действующим льготированием покупки новых судов и модернизацией возрастного флота и является проблемой, требующей кардинального решения на государственном уровне с привлечением специалистов проектных и научно-исследовательских центров и институтов. В связи с этим предлагаются направления, предусматривающие поэтапные подходы к решению проблемы обновления флота.
Литература
Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/8/8910 (дата обращения 03.01.2022). https://doi.org/10.22184/1993-8578.2020.13.5s.8.10
Егоров Г.В., Егоров А.Г. Прогноз состава флота судов смешанного «река-море» плавания до 2025 года с определением наиболее востребованных типов судов // Труды Крыловского государственного научного центра. 2018. Специальный вы¬пуск 2. https://doi.org/10.24937/2542-2324-2018-2-s-i-169-178. С. 169–178. DOI: 10.24937/2542-2324-2018-2-S-I-169-1. URL: https://elib.spbstu.ru/dl/ksrc/2018/sv2-22.pdf/download/sv2-22.pdf (дата обращения 03.01.2022).
Уртминцев Ю.Н., Замараева К.В. Обновление транспортного флота на внутреннем водном транспорте: состояние, проблемы, перспективы // Вестник ВГАВТ. 2015. № 43. С. 268-273. URL: http://journal.vsuwt.ru/public/v_arc/v43.pdf (дата обращения 05.01.2022).
Самсонов Р.И. Разработка стратегии обновления и использования речного грузового флота: дис. канд. тех. наук. 05.22.19. Н. Новгород, 2004. 104 с.
Stock RJ, Lambert MD. Strategic Logistics Management, 4th Edition. McGraw-Hill, New York, 2001. PP. 872.
Постановление Правительства РФ от 22 мая 2008 г. N 383 "Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям на возмещение части затрат на упла-ту процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в госу-дарственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в 2009 - 2023 годах, а также на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2009 - 2023 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов" (с изменениями и дополнениями) URL: https://base.garant.ru/12160492/ (дата обращения 03.01.2022).
Radmilović Z. River-sea shipping – competitiveness of various transport technologies / Z. Radmilović, R. Zobenica, V. Maraš // Journal of Transport Geography. 2011. Vol. 19. – Is. 6. – Pp. 1509-1516. DOI:10.1016/ j. jtrangeo.2011.03.002 URL: https://www.researchgate.net/publication/241104641_River-sea_shipping_-_competitiveness_of_various_transport_technologies (дата обращения 05.01.2022). https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2011.03.002
Марченко С.С. Возможности повышения конкурентоспособности сухогрузных судов смешанного плавания за счет модернизации флота // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2013. № 3 (22). С. 136–143. https://doi.org/10.18698/2308-6033-2018-4-1739
Ефремов Н.А. О продлении эксплуатационного ресурса судов внутреннего и смешанного («река – море») плавания. М.: Российский Речной Регистр. 2002. 64 с. https://doi.org/10.46960/62045_2016_3_16
Обновление судов внутреннего и смешанного (река – море) плавания. Руководство Р.002-2010. С изменением 1. Москва. Утверждено приказами Российского Речного Регистра от 17.06.2010 № 31-п, от 26.10.2018 № 80-п (Извещение № 1). URL: https://www.rivreg.ru/assets/Uploads/r-002-2010-1.pdf (дата обращения 04.01.2022).
Кузьмичев И.К., Веселов Г.В., Новиков А.В. Модернизация флота и реконструкция водных путей: зарубежный и отечественный опыт //Великие реки 2019: Материалы международной научно-методической конференции. ФГБОУ ВО «ВГУВТ». 2019. URL: http://вф-река-море.рф/2019/PDF/11_14.pdf (дата обращения 04.01.2022).
Viera Bartošová, Peter Majerþák, Dagmar Hrašková. Taking Risk into Account in the Evaluation of Economic
Efficiency of Investment Projects: Traditional Methods: Article (International Conference on Applied Economics, ICOAE 2015, 2-4 July 2015, Kazan, Russia). Procedia Economics and Finance 24 (2015) by Elsevier B.V. p. 68-75. URL:https://www.researchgate.net/publication/283954077_Taking_Risk_into_Account_in_the_-Evaluation_of_Economic_Efficiency_of_Investment_Projects_Traditional_Methods (дата обращения: 09.01.2022). https://doi.org/10.1016/s2212-5671(15)00614-0
Christopher M. Logistics and Supply Chain Management: Strategies for Reducing Costs and Improving Service, 2nd Edition. Financial Times/Prentice Hall, 1999. PP. 288.
Платов Ю.И., Никулина М.В. Основные подходы к обоснованию стратегических планов обновления транспортного флота // Тр.ВГАВТ. 1999. № 287.
Арсеньев С.П. Выбор типов судов транспортного флота // Труды ЦНИЭВТ. М.: Транспорт. 1968. №.50.
Бронников А. В. Выбор критериев для определения элементов транспортных судов в процессе проектирования. В кн.: Общие вопросы проектирования судов (НТО Судпрома). Л.: Судостроение. 1973. № 199. С. 63- 72.
Фомкинский Л.И. Методика тяговых расчётов при обосновании судов речного флота // Труды ЦНИИЭВТ. М., 1972. № 86. 185 с.
Сырмай А. Г. Методика обоснования скорости хода и грузоподъемности морских судов. М.: Изд-во АН СССР. 1961.
Papanikolaou A. Ship design - Methodologies of Preliminary Design / A. Papanikolaou. - Heidelberg: Springer, 2014. P. 635. Reference: p. 620-621. ISBN 978-94-017-8750-5. DOI:10.1007/978-94-017-8751-2. URL: https://www.researchgate.net/publication/265710516_Ship_Design_-_Methodologies_of_Preliminary_Design (дата обращения: 09.01.2022). https://doi.org/10.1007/978-94-017-8751-2_1
Schneekluth, H. Ship design for efficiency and economy. 2nd ed./H. Schneekluth, V. Bertram. Oxford: Butterworth-Heinemann, 1998. P.226. Reference: p. 204-205. ISBN 0 7506 4133 9. https://doi.org/10.1016/b978-075064133-3/50006-2
Burger, R. Improving the Predictions of Ship Speed and Fuel Consumption for Heavy Lift Vessels // Master thesis in Marine Technology. Delft: Technische Universiteit Delft, 2017. URL: http://resolver.tudelft.nl/uuid:dd79c53c-9e9f-44f9-8d71-f981eba12798 (дата обращения: 08.01.2022).
Hekkenberg, R. G. Inland Ships for Efficient Transport Chains / R. G. Hekkenberg // PhD thesis. Delft: Technische Universiteit Delft, 2013. URL: https://www.researchgate.net/publication/277964902_Inland_Ships_for_Efficient_Transport_-Chains (дата обращения: 08.01.2022). https://doi.org/10.3940/rina.cs.2006.12
Janet, Yong What price speed-revisited / Janet Yong, Rod Smith, Linda Hatano, Stuart Hillmansen // Ingenia, 2005. ISSUE 22. pp.46-51 URL: https://www.researchgate.net/publication/291159843_What_price_speed-revisited (дата обращения: 08.01.2022).
Moody, R. Preliminary power prediction during early design stages of a ship / R. Moody. Cape Town: School of Mechanical and Process Engineering at the Cape Technikon, 1996. P.230.
Andersson H., Fagerholt K., Hobbeslanda K. Integrated maritime fleet deployment and speed optimization: Case study from RoRo shipping // Computers & Operations Research, 2014. №55. P. 233-240. DOI:10.1016/j.cor.2014.03.017 URL: https://www.researchgate.net/publication/261327407_Integrated_maritime_fleet_-deployment_and_speed_optimization_Case_study_from_RoRo_shipping (дата обращения: 08.01.2022). https://doi.org/10.1016/j.cor.2014.03.017
Traung J.O. New Possibilities for Improvement in the Design of Fishing Vessels / J.O. Traung, D.J. Doust, J.G. Hayes // Fishing Boats of the World. 1967. P. 139. 27. Molland A.F., Turnock S.R., Hudson D.A.: Ship Resistance and Propulsion Practical Estimation of Ship Propulsive Power. Cambridge University. Press, 2011. DOI: 10.1017/CBO9780511974113. URL: https://www.researchgate.net/publication/264929515_Ship_resistance_and_propulsion_-Practical_estimation_of_ship_propulsive_power (дата обращения: 08.01.2022). https://doi.org/10.1017/cbo9780511974113
Barrass C.B. Ship design and performance for masters and mates / C. B. Barras. – Oxford: Elsevier, 2004. P. 265. Reference: p. 241-242. ISBN 0 7506 6000 7. URL: https://www.researchgate.net/publication/292924723_Ship_Design_and_Performance_for_-Masters_and_Mates (дата обращения: 13.01.2022). https://doi.org/10.1016/b978-075066000-6/50015-5
Платов А.Ю., Васильева О.Ю. Эксплуатационно-экономическое обоснование параметров речных судов на основе ИТ // Великие реки 2018: Материалы международной научно-методической конференции. ФГБОУ ВО «ВГУВТ». 2018. ISBN 978-5-901722-60-2. URL: http://вф-река-море.рф/2018/PDF/108.pdf (дата обращения: 08.01.2022). https://doi.org/10.30826/scpm2018132
Васильева О.Ю. Применение линейных моделей для экономического обоснования новых судов / Под ред. Д.В. Хавина, С.В. Горбунова, Е.Ю. Есина. // Актуальные проблемы гуманитарных, инженерных и социально-экономических наук в свете современных исследований: Материалы Национальной научно-практической конференции. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2018. С. 5-8. https://doi.org/10.52376/978-5-907419-33-9
Платов А.Ю., Васильева О.Ю. Проблема расчёта расхода топлива главными двигателями при эксплуатационно-техническом обосновании грузовых судов внутреннего и смешанного плавания // Великие реки 2019: Материалы международной научно-методической конференции. ФГБОУ ВО «ВГУВТ». 2019, С. 103. ISBN 978-5-901722-63-3. URL: http://вф-река-море.рф/2019/PDF/11_20.pdf (дата обращения: 08.01.2022). https://doi.org/10.37220/mit.2020.50.4.017
Корьев В.Ю., Корьева Д.А. Один из подходов повышения эффективности эксплуатации судов при стратегическом планировании // Великие реки 2019: Материалы международной научно-методической конференции. ФГБОУ ВО «ВГУВТ». 2019. URL: http://вф-река-море.рф/2019/PDF/11_13.pdf (дата обращения 13.01.2022).
Туркина Л.А. Морское судоходство: монография / Л.А. Туркина, Е.Г. Белова. Ростов н/Д.: Феникс. 2010. 274 с.
Ronen D. Effect of oil price on the optimal speed of ships. Journal of the Operational Research Society, 33 (11), 1982, pp. 1035–1040. DOI: https://doi.org/10.1057/jors.1982.215 URL: https://link.springer.com/article/10.1057/jors.1982.215 (дата обращения 13.01.2022).
Jae-Gon Kim, Hwa-Joong Kim, Hong-Bae Jun, Chong-Man Kim. Optimizing Ship Speed to Minimize Total Fuel Consumption with Multiple Time Windows // Mathematical Problems in Engineering. 2016. Рр 1-7. DOI:10.1155/2016/3130291 URL: https://www.researchgate.net/publication/309586425_Optimizing_Ship_Speed_to_Minimize_-Total_Fuel_Consumption_with_Multiple_Time_Windows (дата обращения: 13.01.2022). https://doi.org/10.1155/2016/3130291
Астахов В.И., Кузьмичев И.К., Никулина М.В., Платов Ю.И., Самсонов Р.И. Стратегический менеджмент: Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Разработка стратегии замены флота» для студентов специальности 0611, 0608 / В.И. Астахов, И.К. Кузьмичев, М.В. Никулина, Ю.И. Платов, Р.И. Самсонов. Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО ВГАВТ. 2005. 44 с. https://doi.org/10.18411/2015-12-005
Tempelmeier H. Inventory service-levels in the customer supply chain, in: OR-Spektrum 22(3). 2000. PP.361-380. DOI:10.1007/s002910000044 URL: https://www.researchgate.net/publication/225657390_Inventory_service-levels_in_the_customer_supply_chain (дата обращения 13.01.2022). https://doi.org/10.1007/s002910000044
Majercák J., Majerčák P., Kurbatova A., Kurbatova E. Logistic evaluation of the choice of service provider in transport under different conditions // IOP Conference Series Materials Science and Engineering 918(1). 2020. Р. 012051. DOI:10.1088/1757-899X/918/1/012051 URL: https://www.researchgate.net/publication/346112954_Logistic_evaluation_of_the_choice_of_-service_provider_in_transport_under_different_conditions (дата обращения 13.01.2022). https://doi.org/10.1088/1757-899x/918/1/012051
Copyright (c) 2022 Научные проблемы водного транспорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.