Анализ и направления развития транспортно-логистических схем доставки зерновых грузов с участием внутреннего водного транспорта России

  • Т.С. Усов Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0009-0007-4827-1212
  • В.Н. Костров Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0003-1139-102X
  • В.В. Цверов Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0003-0835-4615

Аннотация

В данной статье авторами выполнен анализ транспортно- логистических схем транспортировки зерновых грузов с возможным участием водного транспорта в условиях новой геополитической обстановки. После введения санкций стран Запада против Российской Федерации существующие схемы доставки зерна потеряли свою актуальность, поэтому авторами предложена схема перевозок зерновых грузов из зернопроизводящих регионов центральной части России к южным портам на Каспии.

На основании представленной схемы, авторами предложены варианты доставки зерновых грузов от зернопроизводящих регионов Российской Федерации, тяготеющих к внутренним водным путям, до Иранских портов, в рамках развивающегося международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг».

Предложенные варианты доставки в обязательном порядке подразумевают работу речного флота и судов типа «река-море» для доставки зернового сырья странам Ближнего Востока и Африки в период навигации, а так же в межнавигационный период с участием смежных видов транспорта.

Ключевые слова: зерновые грузы, транспортно-логистические схемы перевозок, внутренний водный транспорт, суда типа «река море», МТК «Север-Юг»

Литература

Сайт «Интерфакс-Россия». 25.12.2023. Сбор зерна в РФ в чистом весе в 2023 г. может составить не менее 142 млн т. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.interfax.ru/russia/937805 (дата обращения: 10.01.2024).

Павлова Е.И., Емельянова И.И., Глазов И.А. Перспективы развития портовой инфраструктуры для перевозок зерна на экспорт. В сборнике: Современные экономические проблемы развития и эксплуатации транспортной инфраструктуры. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под редакцией Е.А. Ступниковой, А.Д. Разуваева. Москва, 2022. С. 104-109.

Сустретов С. В., Ничипорук А.О. Современное состояние и перспективы развития грузовых перевозок в судах инновационного типа // Научные проблемы водного транспорта. 2022. №72. C. 144-155. DOI:10.37890/jwt.vi72

Распоряжение Правительства РФ от 10.08.2019 № 1796-р (ред. от 13.10.2022) «Об утверждении Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года». [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/y1IpA0ZfzdMCfATNBKGff1cXEQ142yAx.pdf (дата обращения: 16.03.2023).

Телегин А.И., Ничипорук А.О. Развитие перевозок грузов внутренним водным транспортом в свете Транспортной стратегии России на период до 2030 года и зарубежного опыта // Вестник транспорта Поволжья. – 2011 г. - №5 (29). – с.14-21.

Ничипорук А.О. Методика формирования временных показателей типового технологического процесса транспортирования минеральных удобрений // Вестник «ВГАВТ». Выпуск 11. – Н. Новгород: изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2004 г. – с. 150-162.

Коршунов Д.А. Формирование инфраструктуры комплекса внутреннего водного транспорта // Научные проблемы водного транспорта. 2022. No72(3). С. 111–120. DOI:10.37890/jwt.vi72.289

Кузнецов А.Л., Кириченко А.В., Кузнецов Р.В. Математическое описание задачи анализа пропускной способности морских портов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. – 2022. – Т. 14, № 3. – С. 327-335. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2022-14-3-327-335

Шаповалова М.А., Семенов А.Д. Имитационное моделирование системы взаимоотношений участников транспортно-логистического процесса на морском грузовом терминале // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. – 2022. – Т. 14, № 3. – С. 336-345. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2022-14-3-336-345

Домнина О.Л. Влияние санкций на перевозку грузов // Актуализация транспортной стратегии России как необходимое условие обеспечения экономического прорыва и национальной безопасности страны на этапах геополитического противостояния. Коллективная монография. Часть II. М. - Н. Новгород: ВГУВТ, 2023. С. 105-113.

Федорова Е. М., Королева Е.А. Организация экспорта зерна из пунктов Волжского бассейна // Логистика - евразийский мост : Материалы XVIII Международной научно-практической конференции, Красноярск, 27–30 апреля 2023 года. Часть 2. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2023. – С. 289-293. – EDN OFHXFX.

Цверов В. В. (2023). Анализ условий расширения участия речного транспорта в перевозках зерновых культур по МТК «Север – Юг». Научные проблемы водного транспорта, (76), 192-209. https://doi.org/10.37890/jwt.vi76.389

Цверов В.В. Оценка базирования зернового хаба на Каспийском море с учетом участия в перевозках речного транспорта. Том 4 № 46 (2023): Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономка. – с. 97-105. - DOI: 10.37890/jwt.v

Ничипорук А.О. Методика формирования временных показателей типового технологического процесса транспортирования минеральных удобрений // Вестник «ВГАВТ». Выпуск 11. – Н. Новгород: изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2004 г. – с.150-162.

Ничипорук А.О. Методические основы определения оптимальных способов и схем транспортирования минеральных удобрений: монография. – Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009г. -108с.

Гончарова Н.В. Экономико-математическая модель определения оптимальной логистической схемы доставки груза с учетом качественных критериев // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. –2012 г. - No2. –с.7-10.

Шабров В.Н. Обоснование эффективности комбинированных перевозок автомобилей с участием речного транспорта. Дисс. соиск. канд. техн. наук. – Н. Новгород, ВГУВТ. – 2017 г. – 181 с.

Телегин, А. И., Милославская, С. В., Коршунов, Д. А., Наседкина, Е. С. Концепция и алгоритм обоснования транспортно-логистических схем доставки экспортно-импортных сухогрузов с участием речного транспорта России. // Научные проблемы водного транспорта. 2021. №68. С. 163-171. https://doi.org/10.37890/jwt.vi68.190

Петербургский порт из-за санкций потерял половину грузов. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/29/05/2022/628f821e9a7947c6e86fe41e?from=copy (дата обращения: 03.12.2023).

Грузопоток по международному транспортному коридору «Север-Юг» к 2030 году вырастет в 3 раза. [Электронный ресурс]. – URL: https://ac.gov.ru/news/page/gruzopotok-po-mezdunarodnomu-transportnomu-koridoru-sever-ug-k-2030-godu-vyrastet-v-3-raza-27450 (дата обращения: 05.12.2023).

Данные авторов

Тимур Сергеевич Усов , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

аспирант, Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: timurusov@yandex.ru

Владимир Николаевич Костров , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой логистики и маркетинга,  Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5 , e-mail: vnkostrov@yandex.ru

Владимир Викторович Цверов , Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

доктор экономических наук, кандидат технических наук, доцент кафедры «Логистики и маркетинга», ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», г. Нижний Новгород, Россия, email: v.tsverov@yandex.ru

Опубликован
19-09-2024
Как цитировать
Усов, Т. С., Костров, В. Н., & Цверов, В. В. (2024). Анализ и направления развития транспортно-логистических схем доставки зерновых грузов с участием внутреннего водного транспорта России. Научные проблемы водного транспорта, (80), 162-174. https://doi.org/10.37890/jwt.vi80.521
Раздел
Экономика, логистика и менеджмент на транспорте

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)